Реализация программы "Экономическое воспитание по финансовой грамотности дошкольников"

Мирскова Жанна Мухтаровна

 

image

 

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные и региональные документы:

Ведомственные, муниципальные, локальные  документы

 

image Презентация для педагогов "Взаимосвязь финансовой грамотности с физической культурой детей 5-7 лет в игровой форме"

image Консультация "Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка"

image Консультация "Принципы финансового воспитания в семье"

image Консультация "Система финансового обучения ребёнка в семье"

image Паспорт методического пособия "В стране финансов"

image Видео методического пособия по финансовой грамотности "В стране финансов"

 

Полезные ссылки на подборку интерактивных игр по финансовой грамотности смотреть

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Конасультация для родителей

«Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка».

Результатом осмысления трудов отечественных педагогов, являются практические советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

  1. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почащеспрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще берите с собой ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все (продукты, игрушки, книги) необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило — нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, спектакль, много можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Уважаемые родители!

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.



Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Конасультация для родителей

«Принципы финансового воспитания в семье»

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.

Отсюда вытекают  принципы финансового воспитания:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если данная вещь принадлежит ребенку -нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20
 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи в семье, надо определить ей «хозяина» (чья она? она в личном или в общемпользовании?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично
берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи), тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась — или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2.Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Принять, чтолюбые курсы усовершенствования работают за плату.

Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять, а разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3.Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4.Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально  с 3-х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Консультация для родителей

 «Система финансового обучения ребенка в семье».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=aa2701387adbb033e579fe9c0840d22b_l-4117598-images-thumbs&n=13

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.

Главный тезис: Карманные деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такоетоже бывало, и не раз.

Система штрафов -  что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные,но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает

Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В. это:

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия -осознание -понимание -развитие -психологическая зрелость , уже более зрелый поступок;
  • познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
  • познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили?Что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
  • знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме «Взаимосвязь финансовой грамотности

и физического развития детей 5 – 7 лет в игровой  деятельности»

Подготовила:

Мирскова Ж.М.

инструктор по физической культуре

МАДОУ «Колокольчик»

Слайд 1

Каждый из вас согласится, что здоровье это залог благополучия для любого человека с момента его рождения и до глубокой старости.

Зачастую мы слышим от знакомых, близким, от самих себя такие слова «…Вот накоплю некую сумму денег - и займусь своим здоровьем: пойду к врачам, займусь спортом, наконец. Давно пора. Но все это так дорого - и медицинское обслуживание, и лекарства, и занятия в спортклубе. Да и времени не хватает…». Будь ты взрослым или ребенком, если ты здоров – тебе легче добиться успеха в любых  делах. Поэтому занимаясь финансовой грамотностью детей надо формировать у них  начальные представления о здоровом образе жизни и не забывать о физической культуре.  

Занимаясь финансовой грамотностью детей можно одновременно решать физкультурно-оздоровительные задачи и наоборот, занимаясь физическим развитием дошкольников  можно помочь им закрепить сложные экономические знания.

Финансовая грамотность и физическое развитие детей осуществляется не только в  процессе организованной образовательной деятельности, но и при организации всех  видов детской деятельности, а главный вид детской деятельности – это игра.

Слайд 2

Цель финансовой грамотности-содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Цель физического развития-формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и физической культуры.

Взаимосвязь между ними является гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение друг друга.

Слайд 3

Я хочу выделить четыре основные формы игровой деятельности, через которые можно осуществить взаимосвязь финансовой грамотности и физического развития старших дошкольников:

  • сюжетно-ролевую игру;
  • дидактическую игру по финансовой грамотности с элементами движения;
  • подвижную игру с дидактической направленностью;
  • спортивные эстафеты с дидактической направленностью.

Слайд 4

Сделать финансовую грамотность понятной для детей помогают сюжетно-ролевые игры, и они же могут помочь в формировании у них начальных представлений о здоровом образе жизни.

В сюжетно-ролевой игре «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» финансовой грамотности. Кроме первичных профессии, можно обыграть профессии связанные со спортом и туризмом.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин», дети постигают смысл товарно-денежных отношений, учатся покупать и продавать товары. Можно организовать игру «Спортовары», в ней дети кроме финансовой грамотности смогут закрепить знания о товарах для спорта и туризма.

В сюжетно-ролевой игре «Спортивная школа» или «Туристическое агентство», дети постигают смысл того, что не только товары, но и услуги могут быть платными. Такие игровые темы помогают формировать у детей представление об активном отдыхе и потребность в здоровом образе жизни.

Слайд 5-10

В процессе изучения и проработки темы финансовой грамотности с взаимосвязью с физической культурой, мы с воспитанниками старших и подготовительных групп провели занятия в игровой деятельности. Обратите внимание на слайды.

В подготовительной группе мы поиграли в сюжетно-ролевую игру «Спортивный магазин». В начале игры перед детьми была поставлена проблемная ситуация «Как помочь Буратино правильно потратить 5 монет?». Ребята предлагали много идей, и решили помочь Буратино купить спортивные товары в «Спортивном магазине», чтобы он рос здоровым и крепким. На приобретенный детьми товар, ребята провели общеразвивающие упражнения, прошли основные виды движения и поиграли в подвижную игру с дидактической направленностью «Кто быстрей найдет свою пару», дидактическую  игру  с элементами движения «Лишний товар», провели игры-эстафеты «Купи товар», поиграли в дидактическую игру по финансовой грамотности с элементами движения «Товар или услуга». В конце нашей игровой деятельности подвели с детьми итоги.

Слайд 11-13

В старшем дошкольном возрасте провели занятия «Копилка добрых дел», в начале занятия ребята ответили на вопрос «Что такое добро?», «Какие добрые дела они совершили?», и за их доброту дети получили в копилку каждый по 6 рублей, где им было предложено отправить в парк аттракционов и повеселиться там. Провели с ними разминку, общеразвивающие упражнения, и в основные виды движения вошло посещения парка аттракциона. Детям было предложено заплатить 5 рублей и пройти через «Туннель», попрыгать на веселом мячике (фитбол мяч) и пробежать дорожку. Поиграли подвижную игру с дидактической направленностью «Образуй круг», «Кто быстрее найдет себе пару», но уже в другом варианте с использованием карточек. В конце занятия провели релаксацию и посчитали, сколько у каждого осталось монет и на что мы можем потратить, сделав доброе дело.

Итогом проведенного мероприятия стали положительные эмоции детей, осознание того, что деньги просто так не достаются, а получить их можно только путем выполнения заданий и упорного труда.

Слайд 14

Делясь с вами своим личным опытом, вы узнали, как можно интегрировать физическое развитие по финансовой грамотности. Но не достаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«Познавательно-физкультурное развитие»

для старшего дошкольного возраста

        Мирскова Жанна Мухтаровна,_____

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ПЕДАГОГА)

   Инструктор по физической культуре

(ДОЛЖНОСТЬ ПЕДАГОГА)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик»

Автор:

 Мирскова Жанна Мухтаровна

г. Когалым, 2024

ПАСПОРТ

МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Название

«В стране финансов»

Автор

Мирскова Жанна Мухтаровна,

инструктор по физической культуре

Цель

Формирование детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры

Задачи

Оздоровительные:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физических упражнений.

Образовательные:

  • Сформировать у воспитанников понятия «монеты», «дороже-дешевле», «доходы-расходы», умение правильно распоряжаться денежными средствами.
  • Формировать двигательные навыки, и совершенствовать технику движений.

Развивающие:

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, умение слушать, не перебивая друг друга.

Возрастная категория

Старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Предполагаемые результаты исполнения пособия

  • Дети приобретут базовые основы финансовой грамотности.
  • Сформируются экономические понятия: финансы, зарплата, потребность.
  • Научаться правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
  • Сформируются знания о номинале, закрепятся навыки устного счета в пределах 10.
  • Имеют представления о понятиях «доходы-расходы».

Краткое описание пособия

Методическое пособие «В стране финансов» направленно на формирование представления детей о мире финансов через дидактические игры посредством физической культуры. Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр финансовой направленности, которое стимулирует коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.

Пособие раскрывает взаимосвязь финансовой грамотности и физического развития старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и включает в себя две основные формы игровой деятельности:

-дидактические игры по финансовой грамотности с элементами движений;

- спортивные эстафеты с дидактической направленностью.

Элементы игрового пособия легко и удобно раскладывать для использования в игровой деятельности. Пособие изготовлено эстетически, красочно, безопасно и соответствует гигиеническим нормам.

Методические рекомендации по использованию пособия

Предполагаемое методическое пособие может быть рекомендовано для использования в работе педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений, в условиях семейного воспитания детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Форма

Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.  

Материалы и оборудование

Макет из съемных страниц и деталей (монет с различным номиналом), цветные картинки с изображением спортивного оборудования, продуктов питания, карточек с изображением «Что можно купить».

Формы деятельности

Реализуется в ходе игровой совместной деятельности взрослого и детей.

Вывод

Формирование финансовой грамотности посредством с физической культурой у детей старшего дошкольного возраста приближает воспитанников к реальной жизни, формирует деловые качества личности: самостоятельность, инициативность, умение планировать, принимать решения, чётко выполнять инструкции, умение рассуждать, добиваться результата, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде. Грамотность в сфере финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Используемая литература

  1. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002- 65с.
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176с.
  3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников.
  5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  6. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа.
  7. Дошкольного образования. Для детей 5-7 лет, г.Москва, 2018.