Реализация программы "Экономическое воспитание по финансовой грамотности дошкольников"

Мирскова Жанна Мухтаровна

image

 

     Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

     Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

     В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные и региональные документы:

Ведомственные, муниципальные, локальные  документы

 

image Консультация для педагогов "Взаимосвязь финансовой грамотности с физической культурой детей 5-7 лет в игровой форме"

image Консультация "Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка"

image Консультация "Принципы финансового воспитания в семье"

image Консультация "Система финансового обучения ребёнка в семье"

image Физкультурное развлечение "Путешествие в мир знаний"

image Спортивное развлечение "Денежная страна"

image Подвижные игры по финансовой грамотности"

image Презентация "Взаимосвязь финансовой грамотности с физической культурой детей 5-7 лет в игровой форме"

image Паспорт методического пособия "В стране финансов"

image Видео методического пособия по финансовой грамотности "В стране финансов"

 

Полезные ссылки на подборку интерактивных игр по финансовой грамотности смотреть

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Конасультация для родителей

«Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка».

Результатом осмысления трудов отечественных педагогов, являются практические советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

  1. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почащеспрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще берите с собой ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все (продукты, игрушки, книги) необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило — нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, спектакль, много можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Уважаемые родители!

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.



Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Конасультация для родителей

«Принципы финансового воспитания в семье»

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.

Отсюда вытекают  принципы финансового воспитания:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если данная вещь принадлежит ребенку -нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20
 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи в семье, надо определить ей «хозяина» (чья она? она в личном или в общемпользовании?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично
берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи), тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась — или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2.Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Принять, чтолюбые курсы усовершенствования работают за плату.

Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять, а разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3.Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4.Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально  с 3-х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Консультация для родителей

 «Система финансового обучения ребенка в семье».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=aa2701387adbb033e579fe9c0840d22b_l-4117598-images-thumbs&n=13

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.

Главный тезис: Карманные деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такоетоже бывало, и не раз.

Система штрафов -  что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные,но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает

Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В. это:

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия -осознание -понимание -развитие -психологическая зрелость , уже более зрелый поступок;
  • познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
  • познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили?Что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
  • знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»

Конспект

физкультурного развлечения с элементами СОРСИ

по финансовой грамотности детей

«Путешествие в мир знаний»

старший дошкольный возраст

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Мирскова Ж.М.

Когалым, 2022

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством двигательно–игровой деятельности.

Задачи:

  • Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания.
  • Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение.
  • Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры

Оборудование: обручи, денежное дерево, записка, монеты, карточки кто из персонажей художественной литературы, дуга-2 шт.

Ход развлечения

Инструктор: Вы знаете, друзья, чудес на свете много.

И счесть нам их нельзя, ты, сколько не трудись.

Но чудо знаю я: оно вам всем знакомо –

Ведь это сказка добрая! Мы просим: «К нам явись!»

Я вам новость принесла

Потерян золотой ключик, кто украл -не известно

Инструктор: Мы с вами превратимся в бесстрашный богатырей и отправимся на поиски

Но прежде чем ключик вернуть, пройти нам надо сложный путь.

Препятствий много на пути, но всё мы сможем обойти.

Что не обойдём, так проплывём, где нужно, так умом возьмем.

Для начала по следам горячим поспешим скорее мы.

Пройти - первая задача. Так отыщем первые следы.

Первое задание. всем на удивление!

задание занимательное, смешное и увлекательное!

Эстафета «Переплыви море». С обручами

Инструктор: С волной мы справились ребята. Следы ведут на юг куда-то подходят к денежному дереву (снимают записку)

Буратино - это я, с вами дети мы друзья. Мне на месте не сидится, ведь пора уже учиться.

Без меня вы не грустите с ветки денежку сорвите нужно в магазин сходить что то важное купить.

Игра «Хочу и надо».

Материал: картинки потребностей человека, монеты. 

Воспитатель: Ребята, перед вами картинки потребностей человека и пять монет. 

Ваша задача:

Распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты, купить одежду - 1 монета, на продукты - 1 монета. 

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять.

Вы умеете считать деньги все пересчитайте задания дальше выполняйте (считают деньги кладут в кошелек, отдают капитану)

Инструктор: И чтобы дальше путь пройти, придётся нам теперь ползти.

Эстафета «Проползи под дугой» находят тайник с заданием. Необходимо выбрать карточки кто из персонажей художественной литературы относится к финансовой грамотности?»

поочередно выбирают 5 картинок с персонажами ведущий проверяет ответ загадывая

загадки

1. Герой какой сказки закопал 5

золотых монет на Поле Чудес в

Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? (буратино)

2. Что нашла Муха,

когда пошла по полю

в сказке «Муха-Цокотуха»(денежку)

3. Назовите сказку о волшебном олене,

у которого было особенное копытце

с помощью которого можно добывать

драгоценные камни. (серебряное копытце)

4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (золотая рыбка)

5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (курочка Ряба)

Воспитатель: На высокой, на горе, вы подсказки отыщите, А когда с горы сойдёте -аккуратно их сложите. Тогда ответ найдёте, куда вам всем шагать, Чтоб ключ заветный отыскать.

Эстафета «Шведская стенка».

Срывают часть пазла. Дети складывают картинку (озеро- болото)

Инструктор: Ребята, а как вы думаете, куда нам отправляться?

Лягушата под кочкой находят записку

Я живу здесь сотню лет и храню большой секрет.

Был тут ключик золотой. он от двери потайной.

Что за дверь и где она, не могу припомнить я.

А теперь дружочек мой,

Ты беги быстрей домой.

Инструктор: Вот он, ключик золотой,

С детства связан он с мечтой.

Открывает ключик дверцу

В добрый путь, От сердца к сердцу!

Дети открывают сундучок и получают награждение (сладкие медали)

Рефлексия:

-Ребята, с чем мы сегодня познакомились?

-Какие эстафеты вам запомнились?

-Что было для вас сложным?



Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Чебурашка»

Конспект

спортивного развлечения по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

«Денежная страна»

Подготовила

инструктор по физической культуре

Мирскова Ж.М.

Когалым, 2023

Цель: создание необходимой мотивации для повышения  финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста, посредством физической культуры.

Задачи:

Образовательные: формировать первичные экономические понятия: финансы, зарплата, потребности; продолжать формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию (бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.)

Оздоровительные: укреплять здоровье воспитанников, развивать физические качества

Ход развлечения:

                   

 Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я нашла вот эту вещь, вы знаете, что это?

-Да, ребята — это кошелек, а можем ли мы его оставить себе?

-Конечно же, нет, это же чья - то чужая вещь, а чужие вещи оставлять себе нельзя. Тогда что же мы должны с вами сделать?

- А может, мы его откроем и сможем узнать, чей же это кошелек.

 (Открываем кошелек, находим визитку «Денежной страны», и адрес проживания).

Инструктор: Ребята, посмотрите здесь чьи – то документы, с адресом проживания.

 (Читаю документы: Это «Королева Денежной страны» она проживает по адресу: Денежная страна, улица Экономическая, 2.)

- Ребята, а вы хотите отправиться в  «Денежную страну» и отыскать  Королеву. Согласны?  (Ответы детей)

- А чтобы в путь нам отправляться, всем нужно хорошо размяться.

(Проводится музыкальная разминка с ускорением "Мы пойдём налево")

Инструктор: Ну, вот, мы и готовы к путешествию! Чтобы отправиться в «Денежную страну» нужно купить билеты, а для этого нужны деньги. Где нам их взять? Мы их заработаем.

Игра «Убери и заработай»

Описание игры. Дети выстраиваются в 2 колонны. Перед колонной на полу лежат мелкие игрушки. Напротив каждой колонны, в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает педагог, который выдает за каждую принесенную игрушку монету.

Инструктор: Деньги мы заработали, теперь идём в кассу покупать билеты.

(Дети, вместе с педагогом подходят к кассе, где находится кассир)

Кассир: Здравствуйте, дети! Я работаю Кассиром, продаю билеты. Я знаю, что вам нужны билеты до  «Денежной страны»,  вы хотите вернуть потерянный кошелек.

- У нас есть в кассе билеты на самолет за 5 рублей и поездка на поезде за 2 рубля.  Ребята, так на каком, виде транспорте вы поедете, чтоб вам хватило денег?

(Дети покупают билеты на поезд. Кассир выдает билеты, берет деньги у детей.)

Кассир: Ребята, занимайте свои места, согласно купленным билетам.

Ваш билет должен совпадать с геометрической фигурой вагончика.

(На билетах и спинках стульев изображены геометрические фигуры. Дети занимают стул с изображением геометрической фигуры, который изображен на их билете)

Инструктор: Ребята, чтоб нам ехать было не скучно, предлагаю сделать общеразвивающие упражнения по музыку.

Комплекс общеразвивающих упражнений (с использованием стула)

1. И. п.: сидя верхом на стульчике, руки за головой. 1 – поднять руки вверх, потянуться – вдох; 2 – и. п. – выдох.

2. И. п. сидя верхом на стульчике. Руки на пояс. 1 – поворот вправо, коснуться правой рукой спинки стула – выдох; 2 - - и. п. – вдох; 3-4 в другую сторону. Ноги с места не сдвигать.

3. И. п.: сидя на стуле, руки на пояс. 1 – прогнуться в спине, отводя локти назад, стараясь коснуться спинки стула, - вдох; 2 – и. п. – выдох. Отводя локти назад, поднимать голову, возвращаясь в и. п. голову опускать.

4. И. п. сидя с поворотом в правую сторону ноги вместе, руками держаться за стул сзади. 1-поднять вверх обе ноги одновременно; 2 – и. п. Дыхание произвольное.

5. И. п. сидя с поворотом в правую сторону ноги вместе вытянуты вперед, наклоны к ногам. 1-и. п; 2 – и. п. Дыхание произвольное.

6. И. п. сидя с поворотом в правую сторону ноги вместе вытянуты вперед, руки в упоре сзади, сгибание ноги в коленах 2 - - и. п. – вдох; 3-4 в другую сторону. 1-и. п; 2 – и. п. Дыхание произвольное.

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и прибыли на место. У кого же нам спросить, где Королеву страны  отыскать.

(Появляется Копеечки)

Копеечка: У меня, у меня, все на свете знаю я. Я - Копеечка, денежки считаю, всем людям помогаю, про меня говорят: копейка рубль бережет. Так вы Королеву ищете, кошелек вернуть хотите? Чтоб Королеву нашу найти, вам надо финансовую грамоту пройти.

В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

(Дети делятся на две команды: «Приход» и «Расход»)

Копеечка: Приход – когда мы деньги получаем, расход – когда деньги тратим. Хотите поиграть в игру «Доходы и расходы»?  (Ответы детей)

- Я буду называть действие, а вы должны при доходе – хлопать в ладоши, а  при  расходе – топать ногами.

                   

Игра «Доход – расход» 
 - Папа получил зарплату. – доход
- Заболела бабушка. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Сын получил стипендию. – доход
- Купили телевизор. – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Брат порвал куртку. – расход
- Купили путевку на море. – расход


Копеечка: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье, доходов или расходов? (Ответы детей) 

  • Почему? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
  • А сейчас я мы проведем с вами соревнования.

Эстафета «Найди пару»

(Дети каждой команды получают карточки с профессией человека, обежав кегли на противоположной стороне зала на столе берут карточку с результатом труда (например: швея - одежда, повар – продукты или блюдо)

Копеечка: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием!

Игра «Кошелек»

(Дети бегают под музыку, в руках держа монеты разного достоинства, как только музыка останавливается, произносится фраза: «В моем кошельке 3 (или 4, или 5) рубля», дети встают в обручи-кошельки так, чтобы в сумме получилось 3 рубля (или 4, или 5 рублей).

Эстафета «Магазин»

(Ребенок с корзинкой для продуктов и определенной суммой денег, проходит полосу препятствий (оббежать обручи, пройти по скамейке), подбегает к столу, на котором лежат продукты питания с ценой. Он должен положить в корзинку продукт, рассчитаться за него и вернуться в свою команду. (соотношение количество денег-цена)

Эстафета «Рекламная витрина»

(Командам раздают рекламные плакаты с изображением продуктов. Дети должны запомнить продукты изображенные на плакате и каждый участник команды, по очереди, должен принести определенный продукт, который лежит на столе. Когда все продукты собраны, дети составляют продукты на столе, как на плакате.)

Копеечка: Молодцы, ребята!

Подвижная игра «Мы монетки»

(Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек.    Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.)

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки.                            (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу,                  (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу.       (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок…        (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

(Игра повторяется – дети меняются ролями.)

Игра «Покупки»

Инструктор: Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар. Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

(Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.)

Инструктор: Мы не можем купить здоровье близких, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются! Помните об этом всегда!

         

Копеечка: Вы, ребята, молодцы! Выполнили все задания и ответили на все вопросы, теперь вы можете познакомиться с Королевой Денежной страны.

(Выходит королева денежной страны, благодарит детей за возвращённый кошелёк. Угощает детей шоколадными монетками.)

Королевой Денежной страны: Большое спасибо, вам, ребята, что вернули мой кошелёк!

Королевой Денежной страны:

- А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

- До свидания, ребята! До новых встреч!

(Все прощаются и уходят)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Чебурашка»

Подвижная игра

по финансовой грамотности

https://pandia.ru/text/80/435/images/img7_14.png

Когалым, 2022

«Заработай и купи»

Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Суть игры

Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с

корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.

Ход игры

Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету)

стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-

продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь

объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Игра «Идем в продуктовый магазин»

Подготовительная работа Педагог:

  • Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги.

Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним

словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)

Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).

  • А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).
  • Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
  • Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
  • Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?

(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).

  • А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар). Развитие игрового сюжета.

Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.

1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб? Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.

Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).

Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).

Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба. Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.

Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу). Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.

Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!

Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все

имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Использование народных и авторских сказок:

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский

«Телефон».

  1. Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

  1. Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

  1. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

  1. Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

  1. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?

«Три поросенка»

В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?

«Кот в сапогах»

В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?

«Колобок»

Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?

«Теремок»

При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.

Педагог: Отгадайте загадку Это – средство обращения, Это – средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа.

Дети: Деньги.

Педагог: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр.

Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения. Рассмотрите их.

  • Чем они отличаются?

(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)

(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)

(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)

(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)

  • Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить)

Педагог: Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть.

Какой вывод можете сделать?

Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.

Педагог: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?

Дети: Нет.

Педагог: Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму.

А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?

Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.

Педагог: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги? Дети: Грязными.

Педагог: Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги? Дети: Обязательно помыть руки.

Педагог: Верно.

Педагог: Скажите, а для чего нужны деньги? Дети:

Педагог: А все ли можно купить за деньги?

Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу.

Блиц-опрос

Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?

  1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги).

  1. На товаре быть должна, Обязательно... (цена).

  1. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт... (кассир).

  1. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам... (продавцы).
  2. Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.

В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия.

В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения

используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.

Игра «Посчитай и купи"

В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.

Игра «Поезд монет»

Где дети должны распределить монеты в поезде от большего достоинства к    меньшему.

Игра «Необходимое и желаемое»

Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и

«желаемые».

(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.

Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)

Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.

Педагог: Но желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых. 1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.

  1. Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.
  2. Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
  3. Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
  4. Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется

прикупить третью – это уже будет желаемая трата.

Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для

ребенка интеллектуальным затруднением.

Проблемная ситуация, которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

Например,

Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.

Вопросы к детям:

Как жители королевства узнали о новом салоне?

Что такое реклама? (это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку).

Или в игре с элементами проблемного обучения «Советы покупателю» педагог приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли

маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя. В ходе бесед педагог прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают

мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе,

колледже, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

 «Ярмарочные гуляния»

В ходе Ярмарки дети имеют возможность участвовать в любых соревнованиях, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Инструктор объясняет, какие виды соревнований ждут ребят на “станциях” (выбор "станций" по желанию ребенка)

Кто в чём-то побеждает –

Один жетон получает!

А с жетонами – налетай!

Да товары выбирай!

Количество попыток не ограничено, выбор вида соревнований – по желанию. За удачную попытку ребёнок получает жетон, который является разменной “монетой” для приобретения сладостей, поделок.

 

Названия “станций”:

1.       Метание в горизонтальную цель.

2.       Бросок в баскетбольное кольцо (попал, получай жетон).

3.       Перетягивание каната (один на один) – победителю дается жетон.

4.       Армрестлинг (победитель получает жетон).

5.       Прыжок в длину (делаются две отметки для мальчиков и девочек. Перепрыгнул данную отметку получай жетон. Нет, приходи еще раз, верь в свою удачу.)

6.       Скакалка (прыгни 10 раз без остановки).

7.       Обруч

8.       Дротики

На заработанные жетоны приобретают «товар» у коробейников. В спортивном зале царит веселое настроение. На жетоны дети могут приобретать поделки с организованной выставки.

Моя задача, как инструктора по физической культуре, стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Так на занятиях по физической культуре можно проводить игру-эстафету магазин

«Продукты питания».

Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат предметы (муляжи) необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось.

Делают вывод, где продукты обошлись дешевле.

Знакомить с понятиями «купюры», «монеты», «копилка» играть в подвижную игру

 «Копилка».

 Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, (можно распечатать на принтере и вырезать), на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

С помощью такой игры дети понимают, что деньги можно хранить в

копилке.

Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Оборудование: два картонных дерева (магнитные доски), разделенных на две половины «хорошо» (зеленый цвет) и «плохо» (красный); стикеры (магниты).

Инструктор уточняет:

— Ребята, наши привычки, наше поведение в жизни могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим, каких привычек у вас больше. Становитесь в две колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к деревьям. Я буду зачитывать привычку. Если вы считаете, что это хорошая привычка, поставьте магнит в половину «хорошо» зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка, поставьте магнит в красное поле. Я перечислю 10 привычек. Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле. Итак, начнем!

Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.

Просить родителей в магазине купить новую игрушку.

Закрывать кран с водой после мытья рук.

Выключать свет в комнате, когда выходишь.

Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.

После игры собирать за собой игрушки.

Аккуратно складывать одежду в шкаф.

Разбрасывать на улице мусор.

Вырывать страницы из книг. Выбрасывать чужие вещи.

А теперь давайте посмотрим, сколько ответов «плохо» и «хорошо» у вас получилось? Чья команда выиграла?

Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие

вредные.

Игра «Король и работники»

Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

- Здравствуй, Король!

-Здравствуйте! — отвечает Король.

-Нужны вам работники?

-Нужны.

-Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

Подвижная игра «Коршун»

Цель: Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

-Ямочку рою.

-Зачем ямочка? — Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

-Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

-Зачем мешочек? — Камешки класть.

-Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.

-За что? — Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех.

В ходе реализации проектной деятельности «Многонациональная семья» совместно с воспитателями, детей познакомили с татарской народной игрой «Продаём горшки», знакомство с понятием «Бартер» -обмен товарами без участия денег. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

В заключении хотелось бы отметить, что овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли, позитивно сказывается и на качестве их усвоения.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме «Взаимосвязь финансовой грамотности

и физического развития детей 5 – 7 лет в игровой  деятельности»

Подготовила:

Мирскова Ж.М.

инструктор по физической культуре

МАДОУ «Колокольчик»

Слайд 1

Каждый из вас согласится, что здоровье это залог благополучия для любого человека с момента его рождения и до глубокой старости.

Зачастую мы слышим от знакомых, близким, от самих себя такие слова «…Вот накоплю некую сумму денег - и займусь своим здоровьем: пойду к врачам, займусь спортом, наконец. Давно пора. Но все это так дорого - и медицинское обслуживание, и лекарства, и занятия в спортклубе. Да и времени не хватает…». Будь ты взрослым или ребенком, если ты здоров – тебе легче добиться успеха в любых  делах. Поэтому занимаясь финансовой грамотностью детей надо формировать у них  начальные представления о здоровом образе жизни и не забывать о физической культуре.  

Занимаясь финансовой грамотностью детей можно одновременно решать физкультурно-оздоровительные задачи и наоборот, занимаясь физическим развитием дошкольников  можно помочь им закрепить сложные экономические знания.

Финансовая грамотность и физическое развитие детей осуществляется не только в  процессе организованной образовательной деятельности, но и при организации всех  видов детской деятельности, а главный вид детской деятельности – это игра.

Слайд 2

Цель финансовой грамотности-содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Цель физического развития-формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и физической культуры.

Взаимосвязь между ними является гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение друг друга.

Слайд 3

Я хочу выделить четыре основные формы игровой деятельности, через которые можно осуществить взаимосвязь финансовой грамотности и физического развития старших дошкольников:

  • сюжетно-ролевую игру;
  • дидактическую игру по финансовой грамотности с элементами движения;
  • подвижную игру с дидактической направленностью;
  • спортивные эстафеты с дидактической направленностью.

Слайд 4

Сделать финансовую грамотность понятной для детей помогают сюжетно-ролевые игры, и они же могут помочь в формировании у них начальных представлений о здоровом образе жизни.

В сюжетно-ролевой игре «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» финансовой грамотности. Кроме первичных профессии, можно обыграть профессии связанные со спортом и туризмом.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин», дети постигают смысл товарно-денежных отношений, учатся покупать и продавать товары. Можно организовать игру «Спортовары», в ней дети кроме финансовой грамотности смогут закрепить знания о товарах для спорта и туризма.

В сюжетно-ролевой игре «Спортивная школа» или «Туристическое агентство», дети постигают смысл того, что не только товары, но и услуги могут быть платными. Такие игровые темы помогают формировать у детей представление об активном отдыхе и потребность в здоровом образе жизни.

Слайд 5-10

В процессе изучения и проработки темы финансовой грамотности с взаимосвязью с физической культурой, мы с воспитанниками старших и подготовительных групп провели занятия в игровой деятельности. Обратите внимание на слайды.

В подготовительной группе мы поиграли в сюжетно-ролевую игру «Спортивный магазин». В начале игры перед детьми была поставлена проблемная ситуация «Как помочь Буратино правильно потратить 5 монет?». Ребята предлагали много идей, и решили помочь Буратино купить спортивные товары в «Спортивном магазине», чтобы он рос здоровым и крепким. На приобретенный детьми товар, ребята провели общеразвивающие упражнения, прошли основные виды движения и поиграли в подвижную игру с дидактической направленностью «Кто быстрей найдет свою пару», дидактическую  игру  с элементами движения «Лишний товар», провели игры-эстафеты «Купи товар», поиграли в дидактическую игру по финансовой грамотности с элементами движения «Товар или услуга». В конце нашей игровой деятельности подвели с детьми итоги.

Слайд 11-13

В старшем дошкольном возрасте провели занятия «Копилка добрых дел», в начале занятия ребята ответили на вопрос «Что такое добро?», «Какие добрые дела они совершили?», и за их доброту дети получили в копилку каждый по 6 рублей, где им было предложено отправить в парк аттракционов и повеселиться там. Провели с ними разминку, общеразвивающие упражнения, и в основные виды движения вошло посещения парка аттракциона. Детям было предложено заплатить 5 рублей и пройти через «Туннель», попрыгать на веселом мячике (фитбол мяч) и пробежать дорожку. Поиграли подвижную игру с дидактической направленностью «Образуй круг», «Кто быстрее найдет себе пару», но уже в другом варианте с использованием карточек. В конце занятия провели релаксацию и посчитали, сколько у каждого осталось монет и на что мы можем потратить, сделав доброе дело.

Итогом проведенного мероприятия стали положительные эмоции детей, осознание того, что деньги просто так не достаются, а получить их можно только путем выполнения заданий и упорного труда.

Слайд 14

Делясь с вами своим личным опытом, вы узнали, как можно интегрировать физическое развитие по финансовой грамотности. Но не достаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«Познавательно-физкультурное развитие»

для старшего дошкольного возраста

        Мирскова Жанна Мухтаровна,_____

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ПЕДАГОГА)

   Инструктор по физической культуре

(ДОЛЖНОСТЬ ПЕДАГОГА)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик»

Автор:

 Мирскова Жанна Мухтаровна

г. Когалым, 2024

ПАСПОРТ

МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Название

«В стране финансов»

Автор

Мирскова Жанна Мухтаровна,

инструктор по физической культуре

Цель

Формирование детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры

Задачи

Оздоровительные:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физических упражнений.

Образовательные:

  • Сформировать у воспитанников понятия «монеты», «дороже-дешевле», «доходы-расходы», умение правильно распоряжаться денежными средствами.
  • Формировать двигательные навыки, и совершенствовать технику движений.

Развивающие:

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, умение слушать, не перебивая друг друга.

Возрастная категория

Старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Предполагаемые результаты исполнения пособия

  • Дети приобретут базовые основы финансовой грамотности.
  • Сформируются экономические понятия: финансы, зарплата, потребность.
  • Научаться правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
  • Сформируются знания о номинале, закрепятся навыки устного счета в пределах 10.
  • Имеют представления о понятиях «доходы-расходы».

Краткое описание пособия

Методическое пособие «В стране финансов» направленно на формирование представления детей о мире финансов через дидактические игры посредством физической культуры. Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр финансовой направленности, которое стимулирует коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.

Пособие раскрывает взаимосвязь финансовой грамотности и физического развития старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и включает в себя две основные формы игровой деятельности:

-дидактические игры по финансовой грамотности с элементами движений;

- спортивные эстафеты с дидактической направленностью.

Элементы игрового пособия легко и удобно раскладывать для использования в игровой деятельности. Пособие изготовлено эстетически, красочно, безопасно и соответствует гигиеническим нормам.

Методические рекомендации по использованию пособия

Предполагаемое методическое пособие может быть рекомендовано для использования в работе педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений, в условиях семейного воспитания детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Форма

Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.  

Материалы и оборудование

Макет из съемных страниц и деталей (монет с различным номиналом), цветные картинки с изображением спортивного оборудования, продуктов питания, карточек с изображением «Что можно купить».

Формы деятельности

Реализуется в ходе игровой совместной деятельности взрослого и детей.

Вывод

Формирование финансовой грамотности посредством с физической культурой у детей старшего дошкольного возраста приближает воспитанников к реальной жизни, формирует деловые качества личности: самостоятельность, инициативность, умение планировать, принимать решения, чётко выполнять инструкции, умение рассуждать, добиваться результата, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде. Грамотность в сфере финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Используемая литература

  1. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002- 65с.
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176с.
  3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников.
  5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  6. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа.
  7. Дошкольного образования. Для детей 5-7 лет, г.Москва, 2018.