КОНКУРС "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА"

Дубровина Елена Александровна

КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА НА VI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОСПИТАТЕЛИ РОССИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

ПОРТФОЛИО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в старшей группе

Подготовила: учитель-логопед высшей категории

 МБДОУ «Детский сад №34»

Дубровина Е.А.

Тема: «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, предложениях» «Весёлая прогулка!»

Цель: Развивать подвижность органов артикуляции, при произношении звуков С и Ш; развивать фонематический слух, и фонематическое восприятие, развивать внимание, дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- уточнять и расширять словарь по теме «Зимние забавы»;

- упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях;

- упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком;

- упражнять в определении позиции звуков в словах;

- развивать фонематический слух.

Коррекционно – воспитательные:

- формировать умение слушать сверстников и слышать их ответы.

Коррекционно – развивающие:

- развивать внимание;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- находить решение в проблемных ситуациях.

Дидактическое обеспечение занятия: проектор, ноутбук, магнитная доска. Карточки-символы для уточнения артикуляции звука, наборное полотно, предметные картинки на звук «С» и «Ш», символы звуков «С» (картинка льющейся воды из крана) и «Ш» (картинка змеи). Звуковой кубик, картинки Матроскин и Шарик. Картинки для произнесения слоговых песенок (разноцветные шайбы и санки), смайлики.

Использованная литература:

1. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ, Л, Ль, Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей, - М.: Вентана – Граф, 2008.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. 1998.

3.Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Логопед:          Каждый день всегда, везде:

                          На занятиях, в игре

                         Верно, четко говорим,

                          Никуда мы не спешим.

Логопед: - Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил: чтобы четко и правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки. Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).

«Улыбка – трубочка» - Тянем губы мы к ушам,

                                           Улыбнемся малышам.

                                          А теперь сужаем губы,

                                         Словно дуем, дуем в трубы.

- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки на санках катаются.

«Горка» - Кончик языка в зубки упирается,

                   Спинку выгнем язычка –

                   Горка получается.

                   Быстро-быстро с горки вниз

                   На санках катится малыш.

- Приоткрыл язык окно, а на улице свежо. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка» - Мы чаек горячий

                        Будем пить на даче.

                        Чашечку мы держим,

                      Крепче, крепче, крепче.

- А около дома стояли качели.

«Качели» - Эх, раз! Еще раз!

                     Мы качаемся сейчас

                     Вверх, вниз мы летим,

                     Тормозить мы не хотим.

Логопед: Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.

Отдохнул язычок и решил отправиться в гости к своим друзьям Матроскину и Шарику, в Простоквашино. (Выставляются картинки Матроскин и Шарик).

  1. Основная часть

Логопед: Матросин и Шарик, пригласили Язычка на чаепитие. Налил Матроскин воды в чайник и произнес: «С-с-с-с». Только вода хотела закипеть, откуда ни возьмись, выползла змея и Шарик произнес: «Ш-ш-ш-ш».

Логопед: Какие звуки вы услышали?

Предполагаемые ответы детей: С и Ш.

Логопед: Что с этими звуками можно делать?

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Их можно различать.

(На наборное полотно выставить с помощью детей карточки-символы, уточняющие артикуляцию звуков С и Ш).

Логопед: - Звук «С» - гласный или согласный?

                 твердый или мягкий?

                 звонкий или глухой?

                 губы в улыбке или округлены?

                 кончик языка упирается в нижние передние зубы или в верхние?

                 холодная воздушная струя идет по середине языка или теплая струя по бокам?

- Звук «Ш» - гласный или согласный?

                  твердый или мягкий?  

                  звонкий или глухой ?

                  губы вытянуты вперед и округлены или губы в улыбке?

                  какую форму принимает язык? (форму чашечки).

                  находится вверху или упирается нижние зубки?  

                  теплая воздушная струя идет по середине языка или холодная струя по бокам?

Предполагаемые ответы детей: - Звук «С» - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, посередине языка идет холодная струя воздуха.

- Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха.

Логопед: Вы скорее в круг вставайте, в «Звуковой кубик» с Матроскиным  и  Шариком поиграйте.

1). Игра «Звуковой кубик» (Цель: развивать у детей слуховое внимание и память, речевой выдох).

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка  с льющейся из крана водичкой – дети свистят и хлопают в ладоши, а если выпадет картинка со змейкой – дети шипят и поднимают руки вверх.

Логопед: Матроскин и Шарик любят зимой играть в хоккей, кататься с горы на санках.

- А вы, в какие зимние игры – забавы любите играть?

Предполагаемые ответы детей: - Любим снежки лепить и кидать, кататься на санках с горы, снежную бабу лепить, любим, бегать на лыжах, кататься на коньках по льду.

2). Уточнение произношения звуков С и Ш в слогах.

Логопед: Матроскин, любит произносить звук С и он придумал слоги са, со, су, сы. А Шарик, любит произносить звук Ш и он придумал слоги ша, шо, шу, ши.

- Что с ними можно сделать?

Предполагаемые ответы детей: Их можно, произнести, прокричать, пропеть.

 Выставляются картинки с разноцветными санками и шайбами для произнесения слоговых рядов.

Детям дается выбор, что с ними можно сделать. Дети либо, пропевают, либо произносят, слоговые ряды.

СА-СА – СА-СА-СА            ША-ША-ША – ША-ША

СО-СО-СО – СО-СО            ШО-ШО – ШО-ШО-ШО

СУ-СУ – СУ- СУ-СУ           ШУ-ШУ-ШУ – ШУ-ШУ

СЫ-СЫ-СЫ – СЫ-СЫ         ШИ-ШИ – ШИ-ШИ-ШИ

Логопед: Матроскин и Шарик, предлагают вам поиграть в игру.

3). Игра «Придумай слово»

Подойдите, либо к Шарику или к Матроскину, и придумайте для них слова.

Дети придумывают слова.

 Логопед: Почему ты придумал это слово?

Предполагаемые ответы детей: Потому что, в этом слове есть звук С или Ш. Потому что, мне хочется подарить это красивое слово для Шарика, но там нет звука Ш и т.д.

Логопед: Шарик и Матроскин, составили для вас предложения и наделали много ошибок.

- Вы умеете исправлять ошибки?

4). Игра «Исправь ошибку».

- Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный взял кашку.  Кошку зовут маска. В Новый год я надену машку.

3. Работа в центре творчества.

Логопед: Матроскин и Шарик приглашают вас в центр творчества.

- Что находится в центре творчества?

Предполагаемые ответы детей: Предметы.

- Карандаши, нитки.

Логопед: Что в центре творчества можно делать карандашами?

-Что в центре творчества можно делать нитками?

Предполагаемые ответы детей: Карандашами можно рисовать, раскрашивать, обводить.

-Нитками можно шить, вязать, вышивать.

Логопед: А где же, тогда иголки и спицы?

- А что тогда можно сделать?

Предполагаемые ответы детей: Нитками можно украшать, делать картины, выкладывать различные предметы.

Логопед: Выложите предметы ниткой для Шарика и Матроскина.

  1. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Логопед: Ребята, что вы сегодня почувствовали?

- Какое чувство появилось у вас от нашей встречи?

- Что нового узнали?

- Выберите себе смайлик, который соответствует вашему настроению.



Предварительный просмотр:

Портфолио

Общие сведения

Ф.И.О. Дубровина Елена Александровна

Год и дата рождения: 17.08.1973 год

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад №34"

Занимаемая должность и дата назначения на эту должность: Учитель-логопед с 14.02.2005г Приказ 3лск от 20.01.2005г

Образование: Высшее, в 2004 году окончила Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова; В 20018 году прошла профессиональную переподготовку в ТГПУ по программе Логопедия.

Полученная специальность: "Специальная психология"; диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере Логопедия.

Квалификация по диплому: Психолог для работы с детьми с отклонениями в развитиии; Учитель-логопед.

Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения: 1 квалификационная категория 06 марта 2009 года №131 Управления образования Администрации ЗАТО Северск; 1 квалификационная категория 13 февраля 2014 года №72 - р Распоряжение Департамента общего образования Томской области; Высшая квалификационная категория с 28.02.2018г. Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 02.03.2018г. №180-р.

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет: Тема: "Организация коррекционно-развивающей работы в рамках требований ФГОС в условиях интегрированного (инклюзивного) образования" №0035, 108 часов, 07 октября 2013года, ТОИПКРО. Тема: "Организация логопедической работы с детьми в условиях реализации ФГОС" №700800003792, 108 часов, 11 октября 2016 года ТОИПКРО. Тема: "Моделирование и организация образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО" № 6320, № 6581, 72 часа, 2017г РЦРО. 27 марта 2019 года, ТОИПКРО Тема: "Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с обеспечением реализации ФГОС", в объеме 104 часа, № 700800027959.

Стаж педагогической работы: 29 лет

Общий трудовой стаж: 29 лет

В данной должности: 15 лет

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Я работаю учителем-логопедом в детском саду, в условиях логопункта 15 лет. Стаж моей педагогической работы 29лет, о проблемах детей дошкольного возраста знаю не понаслышке. Одна из таких проблем нарушение речи. Надо отметить, что из года в год она становится актуальней. Вот почему я решила серьезно заняться логопедией.

В своей работе руководствуюсь, прежде всего, программой «вдохновение» под ред. И.Е. Федосовой, она реализуется в полном объеме на всех возрастных группах с 1 до 7 лет. Данная Программа разработана на основе ФГОС ДО. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о ребенке и его развитии, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические технологии и инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающему педагогу, так и мастерам дошкольной педагогики. По программе «Вдохновение» образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи осуществляется с опорой на утвержденную и рекомендованную к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева). Программа может использоваться не только в группах компенсирующей, но и в группах комбинированной направленности, а также в других подразделениях ДОО.

Я работаю с детьми, имеющими трудности в речевом развитии. Ищу эффективные пути преодоления этих проблем, проходя несколько этапов коррекционной логопедической работы (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация). Параллельно решаю задачи связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия провожу индивидуально,  с небольшими подгруппами из 3-4 детей,  фронтально, со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность данного этапа может быть различной и зависит от сложности нарушения.

Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил как у ребенка, так и у логопедов. Постепенно ребенок утрачивает интерес к занятиям. Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога.

Разработанные мною занятия представляют тематическую и игровую целостность. Стараюсь, чтобы тема и цели соответствовали текущему этапу коррекционной логопедической работы.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. В настоящее время таких детей становится все больше и больше, их количество преобладает над детьми с нормальной речью.

Поэтому, я считаю, необходимо применять комплексный подход в решении коррекционных задач. Для этого приходится взаимодействовать в тесном контакте с другими специалистами: детским психиатором, психоневрологом (детям назначается медикаментозное лечение), психологом (у детей-логопатов, как правило, нарушены все психические функции), руководителем физического воспитания (у детей с алалией и дизартрией нарушена общая моторика), музыкальным руководителем (у дизартриков нарушена просодическая сторона речи), воспитателями.

В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Моя работа, была бы неполной, если бы не было тесной связи с родителями воспитанников ДОУ. Просветительская и коррекционная работа ведется в нескольких направлениях: индивидуальное консультирование и просвещение через родительские собрания «Мамина школа», семинары – практикумы. За период с сентября по январь проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопедический пункт и детей ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление на логопункт, состояние речи ребенка, поведение ребенка на логопедических занятиях, выполнение домашних заданий логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

В каждой возрастной группе детского сада есть папка «Логопедическая помощь», «Беседы логопеда», куда я помещаю рекомендации родителям. Рекомендации служат советом, пожеланием родителям, дают нужное направление в развитии речи, помогают в своевременном овладении речью, например «Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием», «Чем отличается заикание от спотыкания», «Практические рекомендации или условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения». В работе с родителями использую активные формы и методы, которые подразумевают практическое участие родителей, установление партнерских взаимоотношений.

Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение  я  уделяю современным - образовательным технологиям:

1.Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности. С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный подход к коррекции нарушения речи детей.

Личностно-ориентированные технологии использую при создании  организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию - перед детьми ставлю проблемную ситуацию, которую требуется решить. Дети предлагают свои решения проблемы, договариваются друг с другом, а затем выбирают лучшее. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу.

Использую инсценировки и этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяю самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки.

Чтобы дети лучше вживались в образ, использую маски героев и другие атрибуты (шляпы, платочки и др.). После проведения этюда, инсценировки, обязательно провожу обсуждение, рефлексию и подвожу итоги. Данный вид деятельности использую при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы.        

2. Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю  игровые  технологии.

Я в своей работе уделяю большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например; игра может использоваться для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра  повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста.

Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность. Применение игровых технологий в моей работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова и фонематического восприятия).

При разработке комплекса наглядно-игровых средств, для формирования грамматической стороны речи опиралась на знание закономерностей развития речевой функции детей.

Для закрепления словообразования относительных прилагательных использую многофункциональные пособия «Волшебные превращения», «Теремок», «В гостях у матрешек», «В гостях у Винни – Пуха», «Поваренок», «Ателье», «Что из чего?», «Деревья, листья и ветки», «Головы и хвосты».

Практика показывает, что применение на занятиях по формированию грамматической стороны речи наглядно-игровых средств, способствует более эффективному овладению дошкольниками речевыми умениями и навыками. При использовании наглядно-игровых средств на занятии создается внутренний мир, имитирующий окружающую или воображаемую действительность, в котором ребенок действует в соответствии с правилами и сопровождает свои действия речью. Речь педагога, привязанная к данной, определенной созданной ситуации и предметно-практической деятельности ребенка, оказывает положительное влияние, как на общее речевое развитие, так и на развитие высших психических функций в целом. Кроме того, это помогает педагогу организовать диалогическую последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный детям, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые лексические единицы, имеющие наглядное воплощение, правильное употребление грамматической формы.

Применение наглядно-игровых средств, для развития как грамматической стороны речи, так самой игровой деятельности будет способствовать развитию всех психических процессов детей с ОНР.

Наглядно-игровые средства – это, с одной стороны, образно опосредованные или схематично опосредованные иллюстрации, которые несут на себе не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению, активизируется познавательная деятельность.

Принимая во внимание все вышеизложенное, предлагаю на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать наглядно-игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой – служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении.

Разработала комплекс занятий с использованием наглядно-игровых средств, комплекс наглядно-игровых средств, для формирования грамматической стороны речи.

Свой педагогический опыт представила в ТОИПКРО, участвовала в региональном конкурсе для педагогических работников «Учитель-методист» «Лучшее описание педагогического опыта»  по теме: «Использование игровых технологий у дошкольников с речевыми нарушениями в системе логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО».

Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно. 

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

В моем кабинете  подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты), дидактические игры.

Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.

Игры с предметами развивают  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют  речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки.

Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча.

Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

 Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

На протяжении многих лет наш детский сад работает над задачей сохранения психического и физического здоровья детей. Решение этой задачи заключается в том, чтобы в группе детского сада и в семье для детей был создан психологический комфорт и благополучие. Конечно, эта проблема не могла не коснуться и моей работы. С 2012  года внедрили современную форму организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ  - инклюзивное образование. Участвовала в написании индивидуальной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ.

Задачи моей работы:

Диагностическая:

- Мониторинг речевого развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ.

Воспитательные:

- Формирование у ребенка социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

- Становление нравственно – ориентированной деятельности и поведения ребенка, воспитание у него положительных качеств.

Коррекционные:

- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.

- Преодоление недостатков в речевом развитии.

- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия.

- Формирование навыков учебной деятельности.

Образовательные:

- Развитие познавательной активности ребенка.

- Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Прогнозируемый результат:

- Развитие мелкой моторики руки, воспитание самостоятельности в навыках самообслуживания.

- Преодоление недостатков в речевом развитии.

Долгосрочная цель сопровождения:

- Развитие мелкой моторики руки.

- Речевое развитие.

- Психофизическая подготовка к школьному обучению.

В своей работе использую современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе  - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

У большинства детей нашего учреждения имеются речевые нарушения. У них наблюдается: нарушение звукопроизношения, дизартрия, нарушение дыхания, нарушение общей и мелкой моторики.

В ДОУ на основе логопедического обследования  выявлены подгруппы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР, с которыми провожу подгрупповые и индивидуальные занятия по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей и подготовительной к школе групп». Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, и по «Программе логопедической работы по преодолению ФФНР у детей старшей и подготовительной к школе групп». Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. По «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева). Основная форма логопедической деятельности ДОУ – это занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребенка.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

На занятиях я использую традиционные методы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки), гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять  короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.

Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

- Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок.

Поистине удивительные результаты дает массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе.

- Элементы самомассажа лица и пальцев Е.Ф. Архиповой и О.И. Крупенчук.

Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа и сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как веселые, эмоциональные, непринужденные минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

- Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.

- Кинезиологические упражнения О.И. Крупечук. Они выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

В своей работе применяю такие упражнения как «Кулак-ребро-ладонь», «Оладушки», «Лягушка», «Лезгинка», «Пальчики здороваются».

- Релаксационные упражнения. Они используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях занятия, физкультминутках, динамических паузах.

Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать образовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии.

Применяемые мной упражнения способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо- ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счет, понятие «правая – левая рука», названия пальцев, содержат элементы пальчиковой гимнастики, ралаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.

Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью

Информационно – коммуникативные технологии.

Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Компьютерные технологии позволяют мне создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной. Очень важно позаботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса и проведения занятий с применением компьютерных игр, необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием ИКТ и использовать здоровьесберегающие технологии.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении  речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитее речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями.

Слово обеспечивает содержание общения. Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь определённую часть слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. И чем больше он сумеет запасти слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности.

В связи с этим, особенности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи: активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика; пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме; понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Однако общее недоразвитие речи является обратимым временным синдромом, поэтому вследствие специальных (коррекционных) упражнений, игр и заданий дети смогут достичь нормального уровня речевого развития,  интеллектуальной и познавательной сферы. Следовательно, расширятся представления об окружающем мире и окружающей действительности, что благоприятно скажется на развитии лексической стороны речи.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии ребенка с общим недоразвитием речи позволяют игровые упражнения с цветными нитками.

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.  На основании этого мною были разработаны, игры, упражнения, сказки с использованием ниткографии  «Волшебная ниточка».

Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм  и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества. Эта одна из  острых  проблем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как творческое развитие у них на очень низком уровне.

Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы с детьми логопатами.

Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:

Развитие творческих способностей.

Развитие мелкой моторики

Развитие речевой активности.

Развитие мышления.

Практика показывает, что использование ИКТ в моей работе дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Средства ИКТ, которые использую в работе:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

DVD плеер

Фотоаппарат

Видеокамера

Телевизор

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести  к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.

В течение нескольких лет проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомства с инновационными технологиями, создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, систематическое обновление оснащенности логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана, велась подборка методической литературы и пособий, логопедических игр, в помощь воспитателям и родителям.

При проведении комплексной диагностики речи дошкольников и для правильного и своевременного выявления речевых патологий использовала:

Методическое пособие О.Е. Грибовой «Технология организации логопедического обследования».

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда».

И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения».

И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения»

И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя речи и связной речи».

Альбом «Обследование речи у дошкольников», подготовленный лично, с опорой на методические рекомендации С.Е. Большаковой.

Принимаю активное участие в написании индивидуальных программ сопровождений детей-инвалидов и детей с ОВЗ, написала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Будем говорить правильно», адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, с ТНР. с НОДА, с нарушением зрения.

Разработала цикл занятий с использованием наглядно-игровых средств.

 Выкладываю на сайт детского сада методические разработки для родителей и педагогов. Постоянно участвую в конкурсах и фестивалях ТОИПКРО. Публикую свои материалы, методические разработки, программы, на  авторском образовательном сайте  педагога https://nsportal.ru/dubrovina-elena-aleksandrovna и на сайте  www.maam.ru Дубровина Елена.

Принимаю участие в конкурсах вместе со своими воспитанниками: Конкурс чтецов среди детей с нарушениями речи «Стихов веселый перезвон»,  Межрегиональный фестиваль творческих работ «Весна-красна!», Открытый региональный фестиваль-конкурс «В гостях у сказки».

Повышая свой уровень компетенции, принимаю активное участие во всех городских методических объединениях, опираясь на опыт учителей-логопедов г. Северска. Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада.


Предварительный просмотр: