Консультации для родителей

Дубровина Елена Александровна

"Советы логопеда"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОТЕШКИ Художник Ю А. Васнецов

Слайд 2

Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ехал Ваня, поспешал, Со добра коня упал. Где упал, там лежит, Никто к Ване не бежит. Две девочки увидали, Скоро к Ване подбегали, На коня Ваню сажали, Путь- дорогу показали.

Слайд 3

БАЮ-БАЮ, БАИНЬКИ Баю-баю, баиньки Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить. Новы валенки носить.

Слайд 4

КОШКА И КУРОЧКА Кошка на окошке Рубашку шьёт, Курочка в сапожках Избёнку метёт.

Слайд 5

ДЕДУШКА ЕГОР Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.

Слайд 6

-Я медведя поймал! -Так веди сюда! -Не идёт. -Так сам иди! -Да он меня не пускает!

Слайд 7

Привяжу я козлика К белой берёзке, Привяжу рогатого К белой берёзке: Стой, мой козлик, Стой, не бодайся! Белая берёзка, Стой, не качайся!

Слайд 8

Радуга-дуга, Не давай дождя! Давай солнышка- Колоколнышка!

Слайд 9

Идёт Кузьма из кузницы , Несёт Кузьма два молота. -Тук-тук-тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей Накуём гвоздей!

Слайд 10

СОЛНЫШКО Солнышко-вёдрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Красное, покажись.

Слайд 11

Катя-Катя-Катюха Оседлала петуха. Петух заржал. На базар побежал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОТЕШКИ Художник Ю А. Васнецов

Слайд 2

Коза-хлопота День-деньской занята: Ей- травы нащипать, Ей- на речку бежать, Ей козляток стеречь, Малых деток беречь. Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька- лиса Их с собой не унесла.

Слайд 3

Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах В позолоченных серьгах. Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная!

Слайд 4

ГУСИ. -Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? -Мы видали волка: Унёс волк гусёнка, Да самого лучшего, Да самого большего! -Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка- Спасайте гусёнка!

Слайд 5

Как у нас-то козёл Что за умный был: Сам и по воду ходил, Сам и кашу варил, Деда с бабой кормил.

Слайд 6

Свинка Ненила Сыночка хвалила: -То-то хорошенький, То-то пригоженький: Ходит бочком, Ушки торчком, Хвостик крючком, Нос пятачком!

Слайд 7

Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки.

Слайд 8

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт Выше бережка головушку несёт. Белым крылышком помахивает, На цветы водичку стряхивает.

Слайд 9

Вскочил козёл На чужой двор. Зачем вскочил? Бруска просить. На что бруска просить? Косу точить. На что косу точить? Сено косить. На что сено косить? Коня кормить. На что коня кормить? Дрова возить. На что дрова возить? Избу топить. На что избу топить? Маленьким ребяткам Прянички печь.

Слайд 10

Лиса по воду ходила, Звонки песни выводила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки сплела.

Слайд 11

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли, Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота- скрип-скрип... Не будите у нас Ваню- У нас Ваня спит, спит.

Слайд 12

Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОТЕШКИ Художник Ю А. Васнецов

Слайд 2

БАРАШЕНЬКИ Барашеньки, Крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ножищами топ-топ!

Слайд 3

Федя-Бредя Съел медведя, Упал в яму, Крикнул маму: «Ма-а-ма!»

Слайд 4

Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка- на кошке По кривой дорожке. -Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? -Еду сено косить. -На что тебе сено? -Коровок кормить. -На что тебе коровы? -Молоко доить. -А зачем молоко? -Ребяток кормить.

Слайд 5

Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке платок- Посерёдочке цветок, Братьям- соколам- По козловым сапогам, Сестрицам- лебедицам- Да по белым рукавицам.

Слайд 6

Сбил, сколотил-вот колесо, Сел да поехал-ах, хорошо! Оглянулся назад- Одни спицы лежат.

Слайд 7

По синю морю корабль бежит, Серый волк на носу стоит, А медведь паруса крепит. Заюшка кораблик за верёвку ведёт, Лисичка из-за кустика хитро глядит: Как бы зайку украсть, Как бы верёвку сорвать.

Слайд 8

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик- Там мышка живёт, Тебе хвостик отгрызёт.

Слайд 9

Кот в печи Сухари толчёт, Кошка в лукошке Ширинку шьёт, Маленькие котята В печурках сидят Да сухарики едят.

Слайд 10

-Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? -Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.

Слайд 11

Баю- баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И утащит во лесок, За ракитовый кусток; А там птички поют, Тебе спать не дадут.



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ,

детям которых 5-7 лет

Игры для развития

фонетической стороны речи

http://rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/10/9587539_ml1.jpg

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие) как называется часть слова? (слог) Что обозначает слово... стол? (предмет мебели)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначет. поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения?
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
    У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (буква пишется и читается, звук произносится) Из букв мы складываем слоги и слова?
— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «А» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба)?
— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

 

«Найди звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(слова «шапка» и «шуба» начинаются

со звука «ш»

слова «жук» и «жаба» — 

со звука«ж», 

слова «забор», «замок» — 

со звука «з», 

слова «цыпленок», «цапля» — 

со звука«ц»)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «л» (баклажан, яблоко, кизил), «ль» (малина, лимон, апельсин, слива).

 

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (три)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина),«лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет),«береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

 

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай— Назови все предметы одним словом. (транспорт)

— Скажи, сколько слогов в этих словах? (во всех словах,

кроме слова «трамвай», по три слога)

- Какой звук встречается во всех этих словах (в начале,

середине, конце слова)? (звук «т» встречается в начале

слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине

слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет»,

«самолет»)

 - Составь предложение с любым словом («самолет летитбыстро»).

— Скажи, что летает? (самолет, вертолет) Что едет?

(автобус, троллейбус, трамвай. Что плывет? (теплоход)

— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т—с (троллейбус), а—с (автобус), с—т (самолет), в—т (вертолет), м—о (метро), т—и (такси).

Игры по дороге в детский сад

http://rastivmeste.ru/wp-content/uploads/2015/02/igraem-s-rebenkom-po-doroge-domoj.jpg

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

 

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

 

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

- Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).

-У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

 

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова,

которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

 

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

  • Конура залезла в собаку.
  • Лужа перепрыгнула через меня.
  • Стул залез под котёнка.
  • На лягушку прыгнула трава.
  • Кустик спрятался за ёжика.

 

«Путанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова:

ба-со-ка (собака)

ло-во-сы (волосы),

ле-ко-со (колесо),

по-са-ги (сапоги)



Предварительный просмотр:

Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части);

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь у всех членов семьи должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Помогите своему ребенку сформировать:

1. Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

2. Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух (фонематический слух, уметь определять первый, второй, третий и т. д. звук в слове (фонематический анализ, уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите ребенку найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т. д.

3. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?», внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4. Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в машине или нежеланную прогулку.

Можно попросить ребенка:

- назови все свои игрушки,

- придумай слова, которые обозначают транспорт,

- какими словами можно описать лето, осень, зиму,

- вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».

Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 6-7-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5. Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, и т. п.

6. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т. д.

7. Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т. д.).

8. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности ребенка самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей грамоте.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!

И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы!

Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!

Учитель-логопед: Дубровина Е.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекторий для родителей будущих первоклассников Тема: «Обучение грамоте в семье» Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №34» Дубровина Е.А.

Слайд 2

Проанализируйте развитие устной речи своего ребенка: Насколько чисто он произносит звуки Правильно ли строит фразы Легко ли подбирает слова для ответа Не искажает ли длинные слова (например: универмаг, милиционер)

Слайд 3

Главная задача родителей дошкольника: Сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Слайд 4

Игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха: Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддержать интерес к таким занятиям, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на ощупь, искать по вашей инструкции. Впоследствии вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий, предпоследний звуки. Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных ему те картинки или предметы, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался», в начале слова, в середине или в конце.

Слайд 5

Задание 3. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит другое слово с заданным звуком. Усложнить задание можно, предложив ребенку самостоятельно называть слова (используйте для этого картинки, игрушки или любые другие предметы) и искать звук. Задание 4. Предложите ребенку угадать, чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть, например, звук (к), какая кличка у собаки, если в ней есть звук (у) и т.п. Задание 5. Предложите ребенку отгадать загадку, выделить в слове-отгадке первый (или любой по счету) звук и подобрать новые слова с этим звуком.

Слайд 6

Задание 6. Предложите ребенку угадать слово, которое вы загадали, по первому и последнему звукам. Начинать осваивать эту игру можно, опираясь на наглядность. Так, дав ребенку задание: «Угадай слово: начинается на (а), заканчивается на (с)», предложите выбрать отгадку из двух – трех картинок – автобус, автомобиль, автомат. Задание 7. Предложите ребенку определить, какой звук повторяется чаще всех, и подобрать другие слова с этим звуком: Шесть мышат в шалаше шуршат. На горе Арарат зреет крупный виноград. От топота копыт пыль по полю летит.

Слайд 7

Задание 8. Предложите ребенку игру в слова: вы называете слово, ребенок придумывает свое слово, которое начинается на последний звук вашего, вы продолжаете цепочку и т.д., например: стол, лампа, аист, топор, рак и т.д. Можно усложнить задание, предложив называть только животных, только растения и т.п. Задание 9. Предложите ребенку такую игру: «Я буду повторять одно и то же слово, а потом вдруг ошибусь заменю его. Ты должен заменить и назвать слово, в котором я ошиблась». Например: - коса – коса – коза – коса – коса – коса ; - коробок– коробок - колобок -коробок – коробок ; - мишка – миска – мишка – мишка – мишка ;

Слайд 8

Задание 10. Предложите ребенку картинки с изображением различных предметов. Затем произнесите какое-нибудь слово и попросите выбрать ту картинку, название которой начинается с того же звука. Например, вы говорите «молоко», а ребенок показывает картинку «молоток», так как оба эти слова начинаются со звука (м). Задание 11. Приготовьте картинки с изображениями предметов, предложите ребенку выделить в их названиях первые звуки и составить из них новое слово. Например, картинки – кукла, оса, топор; новое слово – кот. Более сложный вариант – вы не используете картинки, а просто называете слова.

Слайд 9

Задание 12. Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружками (или квадратами) – сколько звуков в слове, столько и кружков (квадратов). Так, например слово «шар» изображается тремя кружками. Задание 13. Предложите ребенку предметные картинки и схемы к ним в виде кружков или квадратов (по числу звуков). Задача ребенка – определить, какому рисунку соответствует каждая из схем.

Слайд 10

ЭМ+ А= ЭМА А слово «МАМА» в таком случае будет читаться как «ЭМА – ЭМА»! Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П».

Слайд 11

Рекомендации: 1. При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание на шрифт и иллюстрации. Ребенку значительно интереснее читать книгу, если в ней много иллюстраций, поскольку это помогает ему осмыслить содержание прочитанного. Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на странице. Не забывайте и о сюжете книги: он должен быть доступен для понимания ребенком. 2. Приучайте к чтению книг постепенно, приступайте к этому уже тогда, когда ребенок только начал овладевать навыком чтения, при чтении книг ему вслух. Например, вы читаете текст, а ребенок — названия глав, позже ребенок сможет прочитать реплики героев; можно читать по очереди с ним: строчку — вы, строчку — он. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить. 3. Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет это делать сам. Он может узнать много полезного из чтения вами более сложных книг, которые сам еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от общения с вами.

Слайд 12

4. При чтении ребенку обязательно входите в роль: говорите разными голосами, расставляйте логические акценты. На вашем примере ребенок будет учиться подключать к чтению свои эмоции. 5. Можете преподносить чтение вслух как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что вы отмените вечернее чтение. Рейтинг чтения таким образом поднимется (а если за провинности наказывать ограничением просмотра телепередач или сеансов игры на компьютере, то вы поднимете рейтинг этих развлечений). 6. Если привычка смотреть телевизор стала для ребенка правилом, попробуйте с ней «посоревноваться». Например, посмотрев мультфильм, приобретите книгу, по мотивам которой он создан, прочитайте ее ребенку. После просмотра мультфильма и прочтения книги сравните вместе с ребенком их содержание. Обязательно сделайте акцент на том, что в книгах сюжет всегда интереснее и подробнее, чем показывают по телевизору. 7. Используйте различные технические средства. Сейчас в продаже много книг, к текстам которых есть аудиозаписи: у ребенка появляется возможность слушать профессионально озвученный текст и просматривать книгу. Помогают привить любовь к чтению и диафильмы — даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты.

Слайд 13

8. Детские книги всегда должны быть в зоне досягаемости ребенка, чтобы в любой момент он мог удовлетворить свой интерес к прочтению или просматриванию книги. С самого раннего возраста прививайте культуру обращения с книгой: пресекайте рисование в книгах, бросание книг, приучайте класть книги на место. 9. Регулярно находите время для занятий чтением с ребенком, даже когда вы очень загружены. Возьмите за правило: просьба ребенка «Давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда! А главное — читайте сами! Искушайте ребенка чтением. Читая про себя взрослые книги, позволяйте себе эмоционально реагировать на содержание: можете смеяться, восклицать: «Вот это да!» или расстроиться со вздохом: «Ну вот, я так и знала!»

Слайд 14

Главные правила успешного обучения чтению дошкольника: Играйте ! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела . 2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия . 3. Важна не столько длительность занятий, сколько их частота . Будьте последовательными в обучении чтению . 4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — дошкольник не способен воспринимать длинные инструкции . 5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если его речь изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.

Слайд 15

6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками ( физминутка , пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что подскажет ваша фантазия ); 7. Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрос­лый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумай­те: что сделано не так ? 8. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы ! 9. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами других детей — темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка . 10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям . 11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Слайд 16

Упражнение «Составь словосочетание» Напишите на карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках): новая платье новый игрушки новое год новые квартира

Слайд 17

Упражнение «Какое слово потерялось?» Это упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, а сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть маленькие слова на место». Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается , какое слово пропущено, и вписывает его, например: чай сахаром кошка диване костюм шкафу собака забором пришла магазина книга животных

Слайд 18

Упражнение «Подбери окончание» Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного; окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, предложите ребенку разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов! Например: ГРОМК -ИЙ ЗВУКИ ГРОМК -ОЕ ПЕСНЯ ГРОМК -АЯ ПЕНИЕ ГРОМК -ИЕ ГОЛОС

Слайд 19

Предложение + картинка. Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. Разрезные предложения. Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту лишние слова, а также слова, не подходящие по смыслу или форме. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения — это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Слайд 20

При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить следующее. 1. Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий. 2. К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов. 3. Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения. 4. Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий. 5. Знаки препинания тоже нужно «читать». 6. Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.