Мой блог

Дубровина Елена Александровна

Мой блог

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_dubrovinoy_e.a.ppt2.93 МБ
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc47.5 КБ
Файл statya_dubrovina_e.a.docx24.88 КБ
Файл opyt_raboty.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 34» Томская область, ЗАТО Северск, п. Самусь

Слайд 2

Дубровина Елена Александровна Учитель-логопед 1 квалификационная категория « Использование наглядно-игровых средств в обучении словообразованию дошкольников с речевыми нарушениями» (из опыта работы)

Слайд 3

Научно-методическое обеспечение эксперимента Литература и методики : Ушаковой О.С., Гербовой В.В., Уваровой Т.Б., Швайко Г.С., Ефименковой Л.Н., Бондаренко А.К., Кыласовой Л.Е., Селиверстова В.И.

Слайд 4

Актуальность темы Применение наглядно-игровых средств для развития речевых навыков, в частности воспитания грамматически правильной речи в связи с проблемой поиска новых форм и методов обучения.

Слайд 5

Цель : Определить уровень сформированности навыка словообразования через наглядно-игровые средства

Слайд 6

Задачи: использовать наглядно-игровые средства на занятиях по формированию грамматической стороны речи; формировать практические навыки словообразования; совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях

Слайд 7

Наблюдаемые параметры Для детей с ОНР характерны специфические особенности развития психических процессов: Неустойчивое внимание; Сниженные вербальная память и продуктивность запоминания; Отставание в развитии словесно-логического мышления;

Слайд 8

У детей с ОНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; сравнительной степени прилагательных ; неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов; затруднен подбор однокоренных слов

Слайд 9

Диагностический инструментарий Специальное исследование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР и их нормально развивающихся сверстников: Образование прилагательных от существительных. Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования – прилагательных от существительных с помощью суффиксов. Образование сравнительной степени прилагательных. Цель: определить уровень сформированности навыка образовывать прилагательные в сравнительной степени.

Слайд 10

Образование прилагательных от существительных

Слайд 11

Образование сравнительной степени прилагательных

Слайд 12

О своей работе: Недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит меня перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи считаю важным использование игровых приемов.

Слайд 13

На занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать наглядно-игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой – служат дополнительной мотивацией. Игровая ситуация позволяет создать на занятии: Естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности; Вызывает потребность в речевом общении

Слайд 14

Полученные результаты: Материал Уровень выполнения задания, % Верное Неверное Отказ от выполнения с нормой с патологией с нормой с патологией с нормой с патологией Из стекла 76 67,5 12 13,2 12 19,3 Из глины 24 10,5 40 65,8 36 23,7 Из шелка 56 53,5 16 14,9 28 31,6 Из дерева 52 60,5 28 19,3 20 20,2 Из меха 56 24,6 32 50,9 12 24,6 Таблица 1

Слайд 15

Диаграмма 1. Образование прилагательных от существительных

Слайд 16

Прилагательные Верные ответы, % Неверные ответы, % Отказы от выполнения, % неверная форма неверная семантика с нормой с ОНР с нормой с ОНР с нормой с ОНР с нормой с ОНР Большой - больше 28 22,8 0 3,8 56 58,5 16 14,9 Маленький – меньше 24 12,3 0 3,1 56 49,5 20 35 Высокий – выше 28 14 4 4,3 36 47,5 32 34,2 Громкий – громче 16 13,2 4 0 44 50,9 36 36 Красивый – красивее 24 20,2 8 0 48 43,9 20 36 Таблица 2

Слайд 17

Диаграмма 2. Образование степени прилагательных

Слайд 18

Волшебные превращения Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материалы и вещества, и изменять их по родам и числам.

Слайд 19

Теремок Цель: обучать образованию прилагательных путем сложения основ числительного и существительного

Слайд 20

В гостях у матрешек Цель: обучать пониманию и образованию сравнительной степени прилагательных, развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие

Слайд 21

В гостях у Винни-Пуха Цель: практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса

Слайд 22

Поваренок Цель: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире

Слайд 23

Ателье Цель: формировать навык образования относительных прилагательных и изменение их по родам

Слайд 24

Что из чего? Цель: закреплять и обобщать навык образования относительных прилагательных

Слайд 25

Деревья, листья и ветки Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных, изменяя их по родам употребление в речи. Закреплять в памяти названия деревьев

Слайд 26

Головы и хвосты Цель: формировать навык образования притяжательных прилагательных от существительных. Способствовать закреплению названий диких животных и частей их тела

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Статья

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА

Е.А. Дубровина, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №34», п. Самусь, Томская область

Важнейшая характеристика созревания человека – формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребёнка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребёнка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребёнком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребёнка [4, 5].

Речь – не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребёнок не рождается с готовой сложившийся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе.

Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика её нарушений – задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребёнка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжёлые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.

Тема остаётся актуальной, несмотря на то, что о формирование речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.

Проблемой развития речи, причиной и формой её нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные учёные, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флёрина и мн. др. Тем не менее, много нерешённого. Не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, алалией и другими тяжёлыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует чётко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе. У детей с ОНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т.п.; ярко проявляется неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов. Такие дети обладают пониженной способностью воспринимать различия, заключённые в лексико-грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка в процессе речевого высказывания [3, 48].  Предполагается, что в игре ребёнок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Исходя из этого игра – эффективное средство коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение  и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавности – всё это влияет на игровую деятельность детей, порождает определённые особенности поведения в игре.

Трудность усвоения грамматических знаний в том, что данные значения абстрактны, ребёнок не осознаёт их – он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Ребёнок усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребёнка к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.

Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей. В ходе овладения активной лексикой ребёнок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идёт по мере обогащения активного и пассивного словаря. Ребёнок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.

В ряде случаев к началу школьного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности грамматических средств речи, тем не менее, может значительно отличаться от нормы, что отрицательно сказывается на общем развитии ребёнка. «Ребёнок, относительно зрелый по своему физическому развитию, ещё не владеет развитой системой языка… Следствием этого является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от владения полноценной речью… внимания, памяти, воображения, мышления, действия» [2, 4].

Однако недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит  перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи и преодолению нарушений словообразования я считаю важным использование игровых приёмов.

Принимая во внимание всё выше изложенное, я предлагаю на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию словообразования использовать наглядно-игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой – служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Некоторые из таких наглядно-игровых пособий я представляю в данной статье.

«В гостях у Винни-Пуха»

Цель: Формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса. Практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого фигурка Винни-Пуха, а вокруг изображены: пачка сока, пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Для детей 5 лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:

- Что приготовил Винни-Пух для гостей?

- Какой получится у Винни-Пуха сок? (Сливовый, грушевый и т.д.)

- Какая начинка у пирога? (Малиновая, грибная, вишнёвая.)

- Какие конфеты купил Винни-Пух? (Шоколадные, сливочные, лимонные.)

«Деревья, листья, ветки»

Цель: Развивать навык относительных прилагательных, изменения их по родам, употребления в речи.

Данное пособие представляет собой одну большую карту с изображением различных пород деревьев и маленькие раздаточные карточки с изображением их веток. Вначале педагог создаёт игровую ситуацию: сообщает детям о том, что над сказочной поляной пронесся ураган, который сломал с каждого дерева ветку. Нужно определить, с какого дерева ветка, и назвать её. Например: «Ветка клёна (какая?) – кленовая ветка», «Ветка дуба (какая?) – дубовая ветка» и т.п. Дети по очереди берут перевёрнутые картинкой вниз карточки, разглядывают их, называют то, что на них изображено, и прикрепляют картинку с изображением ветки к соответствующему дереву. При затруднении педагог сам называет дерево. Главное, чтобы ребёнок самостоятельно образовал относительное прилагательное. В наиболее сложных случаях применяется сопряжённое и отражение проговаривание. Когда все картинки с изображением веток будут прикреплены к соответствующим деревьям, необходимо ещё раз повторить вновь образованные прилагательные. Педагог (или ребёнок) называет дерево, дети –ветку. Например: «Это дуб. Ветка (какая?)». – «Дубовая ветка» и т.д.

«Головы и хвосты»

Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные и изменять их по родам.

Данное наглядно-игровое пособие представляет собой круг, на одной половине которого по окружности наклеены изображения голов животных, а на другой половине – изображения их хвостов (все животные хорошо известны детям: белка, лиса, волк, медведь, олень, рысь, барсук, заяц). В центре – две стрелки. Перед началом игры педагог объясняет детям, что одной стрелкой         необходимо указать голову, назвав животное и сказав, чья это голова, а другой стрелкой указать хвост, сказав, чей он. Например: «Это белка». – «Голова чья?». – «Беличья голова». – «Хвост чей?». – «Беличий хвост». Аналогичная работа проводится с изображениями голов и хвостов остальных животных.

Необходимо добавить: система оценок носит весьма условный характер. Словесно поощряются все дети; при этом следует помнить об индивидуальных особенностях детей, таких, как активность, старание, положительная динамика в развитии. Дошкольники, опираясь на зрительный образ, создают словоформы по грамматическим правилам, используя определённые морфемы, усваивая закономерности грамматики.

Применение описанных выше наглядно-игровых пособий на занятиях не только решает основные образовательные задачи, но и развивает у дошкольников чувство языка, речевые ассоциации, без которых дальнейшее совершенствование грамматической стороны речи невозможно. Кроме того, решение этих задач происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительный образ. Это тоже способствует длительному удержанию внимания детей, их достаточно высокой мотивации и речевой активности. Я регулярно применяю эти пособия в своей работе как с детьми, имеющими те или иные отклонения в речевом развитии, так и с детьми с нормально развивающейся речью (с поправкой на особенности их общего речевого развития). Применение наглядно-игровых пособий на занятиях помогает активизировать процесс овладения грамматической стороной речи и позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования.

Литература:

  1. О.Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  2. Т.Б. Уварова. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  3. Т.Б. Уварова. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР // Логопед. – 2009. - №5 (37).
  4. Т.В. Александрова. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 48 с.



Предварительный просмотр:

Статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Е.А. Дубровина, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №34»

 п. Самусь, Томская область

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач, поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения [4, 43].

Как научить ребенка успешно чему-то новому, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении  материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности – игра. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства.

Проблемой игровой деятельности, а также способами коррекции занимались и занимаются многие известные ученые, например, Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева, Т.Б. Уварова и др. Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения [4, 34].

Для повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями, в логопедической работе нами используются игровые технологии.

Приоритетными задачами  в работе с использованием игровых технологий можно назвать следующие:

1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе (исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи) через игровые технологии.

2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:

 - активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);

 - развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.

В начале работы провели мониторинг речевого развития детей дошкольных групп 4-7 лет. Были получены следующие результаты:

 сентябрь 2013 года - с чистой речью – 40%, с нарушениями - 60%

Элементы игры вводились с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов, наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка,  использовали игровые средства: змейку Лори,  собаку Найда  и  Веселый язычок, которые надевались на руку педагога . Цель данных упражнений: показ точных движений органов артикуляционного аппарата, создание игровой мотивации. 

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Мы использовали небольшие стихотворения или сказки о "Веселом язычке» с опорой на наглядность. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому мы, уделяли  пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.  Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов. Мы предлагали задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковые кубики», «Звуковые картинки», «Лабиринты».  Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику руки ребенка. 

При отработке автоматизации звука в слогах, соединяем согласные звуки  с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР), далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.  В большинстве случаев это утомительное и не интересное задание для ребенка, мы старались  превратить  в увлекательную игру, используя  пособия: «Подружи звуки», «Слоговая ромашка», «Слоговые дорожки», «Слоговые песенки», «Слоговые листочки», «Волшебный клубочек», «Ступеньки», «Чудесная лесенка» и другие. Детям предлагалось «шагать» пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, кочкам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать, старался выполнить задание правильно, быстро и точно.

 Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал  подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, в середине и в конце слова. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовали и лексико-грамматический строй речи, развивали фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий: «Лунтик – художник», «Соберем ягоды в корзинки», «Маша играет в снежки», «Буратино и Мальвина собираются в школу», «Магазин», «Логопедическое лото», «Волшебный цветок»,  «Назови слова», «Один – много» и другие. Например, в  одной из  перечисленных игр, дети помогали Лунтику разбирать картины, в других играх  совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, при этом проговаривали слова с заданным звуком.

 Автоматизацию звука во фразах и предложениях мы проводили уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. На данном этапе использовались различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Шарик и Матроскин играют в хоккей», «Клоун – жонглер», «Детки и конфетки», «Белкины запасы», «Коза и капуста», «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках»,  «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт», «Загадочные картинки»,  «Придумай предложение» и другие. В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

 Занятия с использованием наглядно-игровых средств проводились в течение учебного года, затем с детьми был проведен итоговый мониторинг. Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели: 

в мае 2013года обследовано 42 ребёнка:

количество детей с чистой речью увеличилось от 40% до 90% детей,

с нарушениями уменьшилось от 60%  до 14%.

 Результаты  логопедического  мониторинга  убедили нас в том, что при организации занятий с использованием названных игр и игровых пособий,  создаются благоприятные условия для успешной постановки, автоматизации звуков, активизации и развития речи ребенка. При использовании игровых технологий, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с. (Серия «Методический кабинет»)
  2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /О.Е. Громова. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  3. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками /Т.Б. Уварова. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областное Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе повышения квалификации «Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с обеспечением реализации ФГОС» Опыт работы по теме: «Применение технологии « ниткография » в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ» Слушатель: Дубровина Елена Александровна МБДОУ «Детский сад №34» п. Самусь

Слайд 2

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Слайд 3

Актуальность Дети с тяжелыми речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 4

Развитее речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями. Слово обеспечивает содержание общения. Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь определённую часть слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. И чем больше он сумеет запасти слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.

Слайд 5

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи: активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика; пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме; понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Слайд 6

Однако общее недоразвитие речи является обратимым временным синдромом, поэтому вследствие специальных (коррекционных) упражнений, игр и заданий дети смогут достичь нормального уровня речевого развития, интеллектуальной и познавательной сферы. Следовательно, расширятся представления об окружающем мире и окружающей действительности, что благоприятно скажется на развитии лексической стороны речи. Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии ребенка с общим недоразвитием речи позволяют игровые упражнения с цветными нитками.

Слайд 7

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности. На основании этого мною были разработаны, игры, упражнения, сказки с использованием ниткографии «Волшебная ниточка». Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Слайд 8

Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества. Эта одна из острых проблем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как творческое развитие у них на очень низком уровне. Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы с детьми логопатами. Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач: * Развитие творческих способностей. * Развитие мелкой моторики * Развитие речевой активности. * Развитие мышления

Слайд 9

Формирование навыка выкладывания на бархатной бумаге из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения очередной лексической темы. Сначала педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии . В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Слайд 10

Однако следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с тяжелыми нарушениями речи проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках правильно воспроизвести нужное слово или нужное движение, изобразить предмет могут привести к отказу от занятий. Занятия с цветными нитками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления. Для дошкольников это, прежде всего игра со «сказочными» разноцветными нитками, которая доставляет огромное удовольствие. Для педагога это большие возможности для разнообразия содержания занятий при определении системы коррекционной работы. На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей. Работа со сказкой предусматривает определённую последовательность. С постепенным усложнением заданий для детей:

Слайд 11

- педагог сам рассказывает сказку и на фланелеграфе с помощью ниткографии изображает предметы; затем задание усложняется, когда педагог рассказывает сказку, а ребенок изображает предметы; д алее ребенка учат сочетать речь с движениями рук; ребенок поочередно передает содержание сказки с одновременным изображением предметов; ребенок самостоятельно придумывает сюжетную линию на заданную тему и «оживляет» ее героев.

Слайд 12

Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных. Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин ). Совместная работа с педагогом и ребенком создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации. На одном коррекционном занятии при использовании ниткографии можно сочетать работу по совершенствованию психической базы ребенка и работу по развитию разных сторон речи, грамоты.

Слайд 13

«Волшебная ниточка» Игра «Выложи фигуру по контуру» Оборудование: Вырезанные из бархатной бумаги геометрические фигуры, наклеенные на картон, клубочки или обрезки нитей. Просим ребенка выложить нить по контуру фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер. Игра «Спор (сравнения)» Оборудование: экраны для ниткографии , нити разных цветов, предметные картинки по теме. Ребенку предлагается выложить контур любого изображения на картинке предмета. Назвать предмет, рассказать какой он. Затем двое детей сравнивают (описывают) свои картинки. Игра «Да и нет» Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда (любая лексическая тема). Ход игры Предметы раскладываются на столе. Педагог говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Выложите на бархатной бумаге контур выбранного предмета с помощью ниток. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».

Слайд 14

Игра «Расскажи сказку» Оборудование: экраны для ниткографии , нити разных цветов, книга со сказками. Дети слушают сказку, например, «Лиса и журавль». Выкладывают на экране «портреты» главных героев, затем рассказывают сказку самостоятельно. С опорой на собственный «рисунок» описывают главных героев. Игра «Отгадай и нарисуй» Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Оборудование: экраны для ниткографии , нити разных цветов, загадки и картинки-отгадки к ним. Ход: Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Затем выложить контур изображенного на картинке предмета. Пересказываем сказки и рассказы с помощью ниткографии . Оборудование: нити разного размера и цвета, экран для ниткографии . Взрослый читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту, уточняет сложные слова. После этого ребенок выкладывают контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывают рассказ с опорой на свои «рисунки».

Слайд 15

Игровое упражнение Хомячок в лесу. Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук. Жил – был в лесу хомячок. Решил он однажды прогуляться к лесной опушке, на которой росли кусты орешника. Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные колокольчики, душистые ягоды земляники. Вдруг, из – за кустов выскочил заяц. - Ты куда идешь? – спросил он у хомяка. - Я иду на лесную опушку, - отвечает ему хомяк. - Зачем? - За орехами. - Можно я с тобой пойду? - Пойдём. Пришли они на опушку, и увидели, что там очень много кустарников. Заяц решил попробовать спелые орехи. Они ему очень понравились После того, как картинка будет выложена, мы можем попросить детей пересказать текст, опираясь на картинку.

Слайд 16

Тема «Фрукты». Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и систематизация словаря по теме «Фрукты»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук. У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А-4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Фрукты». Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: яблоко, грушу, банан, лимон. Игровое упражнение «Угадай, что это?» Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества; расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире. Педагог. Ребята, отгадайте название предмета по описанию: - Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это? Дети отгадывают название овоща и выкладывают цветными нитями на фланелеграфе его схематичное изображение. Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.

Слайд 17

Сказка. Лесная история Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук. Жил – был в лесу ёжик. Решил он однажды прогуляться к лесной опушке, на которой росла яблонька. Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные колокольчики, душистые ягоды земляники. Вдруг, из – за кустов выскочил заяц. - Ты куда идешь? – спросил он у ежа. - Я иду на лесную опушку, - отвечает ему ёж. - Зачем? - За яблоками . - Можно я с тобой пойду? - Пойдём.

Слайд 18

Пришли они на опушку, и увидели, что на яблоньке висит всего одно яблочко, да и то на самой макушке. Вдруг на поляну прилетела сорока и села на высокую ёлку. - Что вы тут делаете? – спросила сорока. - Мы яблоко нашли. А достать его не можем. Может ты, нам поможешь? Сорока перелетела с ёлки на яблоньку. Сорока клювом сбила яблочко с дерева. Упало яблочко в траву. Решили животные разделить яблочко, чтобы все смогли попробовать какое оно вкусное, сладкое, сочное.

Слайд 22

Спасибо за внимание!