Опыт работы

Дубровина Елена Александровна

Применение технологии "ниткография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovina_e.a._pedagogicheskiy_brifing_2.docx638.07 КБ

Предварительный просмотр:

Областное Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

«Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

Опыт работы по теме: «Применение технологии «ниткография» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»

по программе повышения квалификации

«Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с обеспечением реализации ФГОС»

 

Слушатель: Дубровина Елена Александровна

МБДОУ «Детский сад №34»

п. Самусь

           

г. Томск

2019 г

Опыт работы по теме: «Применение технологии «ниткография» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это

требования профессиональной квалификации педагога. В деятельности

учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее

значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в

преодолении  речевых нарушений у детей, служат для создания

благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу

сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на

границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды

используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее

эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие

оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой,

у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,

пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические

занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в

логопедической практике инновационных технологий служит эффективным

дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим

технологиям и методикам.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитее речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями.

Слово обеспечивает содержание общения. Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь определённую часть слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. И чем больше он сумеет запасти слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности.

В связи с этим, особенности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи: активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика; пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме; понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Однако общее недоразвитие речи является обратимым временным синдромом, поэтому вследствие специальных (коррекционных) упражнений, игр и заданий дети смогут достичь нормального уровня речевого развития,  интеллектуальной и познавательной сферы. Следовательно, расширятся представления об окружающем мире и окружающей действительности, что благоприятно скажется на развитии лексической стороны речи.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии ребенка с общим недоразвитием речи позволяют игровые упражнения с цветными нитками.

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.  На основании этого мною были разработаны, игры, упражнения, сказки с использованием ниткографии  «Волшебная ниточка».

Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм  и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества. Эта одна из  острых  проблем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как творческое развитие у них на очень низком уровне.

Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы с детьми логопатами.

Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие речевой активности.
  • Развитие мышления.

Основная часть

Формирование навыка выкладывания на бархатной бумаге из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения очередной лексической темы. Сначала педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии.

В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Однако следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с тяжелыми нарушениями речи проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие  неудачи при попытках правильно воспроизвести нужное слово или нужное движение, изобразить предмет могут привести к отказу от занятий.

Занятия с цветными нитками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Для дошкольников это, прежде всего игра со «сказочными» разноцветными нитками, которая доставляет огромное удовольствие. Для педагога это большие возможности для разнообразия содержания занятий при определении системы коррекционной работы.

На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.

   Работа со сказкой предусматривает определённую последовательность. С постепенным усложнением заданий для детей:

- педагог сам рассказывает сказку и на фланелеграфе с помощью ниткографии изображает предметы;SDC12384

-  затем задание усложняется, когда педагог рассказывает сказку, а дети изображают предметы;

SDC12385

- далее детей учат сочетать речь с движениями рук; дети поочерёдно передают содержание сказки с одновременным изображением предметов;

SDC12387

- дети самостоятельно придумывают сюжетную линию на заданную тему и «оживляют» ее героев.

SDC12386

 Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных.

Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. 

В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин).

Совместная работа с педагогом и ребенком создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации. На одном коррекционном занятии при использовании ниткографии можно сочетать работу по совершенствованию психической базы ребенка и работу по развитию разных сторон речи, грамоты.

Игра «Выложи фигуру по контуру»

Оборудование: Вырезанные из бархатной бумаги геометрические фигуры, наклеенные на картон, клубочки или обрезки нитей.

Просим ребенка выложить нить по контуру фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер.

Игра «Спор (сравнения)»

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, предметные картинки по теме.

Ребенку предлагается выложить контур любого изображения на картинке предмета. Назвать предмет, рассказать какой он. Затем двое детей сравнивают (описывают) свои картинки.

Игра «Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда (любая лексическая тема).

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Педагог говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Выложите на бархатной бумаге контур выбранного предмета с помощью ниток. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».

Игра «Расскажи сказку»

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, книга со сказками.

Дети слушают сказку, например, «Лиса и журавль». Выкладывают на экране «портреты» главных героев, затем рассказывают сказку самостоятельно. С опорой на собственный «рисунок» описывают главных героев.

Игра «Отгадай и нарисуй»

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, загадки и картинки-отгадки к ним.

Ход: Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Затем выложить контур изображенного на картинке предмета.

Пересказываем сказки и рассказы с помощью ниткографии.

Оборудование: нити разного размера и цвета, экран для ниткографии.

Взрослый читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту, уточняет сложные слова. После этого ребенок выкладывают контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывают рассказ с опорой на свои «рисунки».

Игровое упражнение

Хомячок в лесу.

Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук.

Жил – был в лесу хомячок.

Решил он однажды прогуляться к лесной опушке, на которой росли кусты орешника.

Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные колокольчики, душистые ягоды земляники.

Вдруг, из – за кустов выскочил заяц.

- Ты куда идешь? – спросил он у хомяка.

- Я иду на лесную опушку, - отвечает ему хомяк.

- Зачем?

- За орехами.

- Можно я с тобой пойду?

- Пойдём.

Пришли они на опушку, и увидели, что там очень много кустарников. Заяц решил попробовать спелые орехи. Они ему очень понравились

После того, как картинка будет выложена, мы можем попросить детей пересказать текст, опираясь на картинку.

Тема «Фрукты».

Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и систематизация словаря по теме «Фрукты»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А-4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Фрукты».

Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: яблоко, грушу, банан, лимон.

Игровое упражнение

«Угадай, что это?»

Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества;  расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире.

           Педагог. Ребята, отгадайте название предмета по описанию:

 - Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

Дети отгадывают название овоща и выкладывают цветными нитями на фланелеграфе его схематичное изображение.

Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.

                                                       

Сказка.

Лесная история

    Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей;  формирование навыка сочетания речи с движениями рук.SDC12388

                   

 Жил – был в лесу ёжик.

Решил он однажды прогуляться к лесной SDC12389

опушке, на которой росла яблонька.

Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные колокольчики, душистые ягоды земляники.SDC12392

             Вдруг, из – за кустов выскочил заяц.

 - Ты куда идешь? – спросил он у ежа.

- Я иду на лесную опушку, - отвечает ему ёж.

 - Зачем?

 - За яблоками .

 - Можно я с тобой пойду?

 - Пойдём.

  SDC12394

Пришли они на опушку, и увидели, что на яблоньке висит всего одно яблочко, да и то на самой макушке. Вдруг на поляну прилетела сорока и села на высокую ёлку.

 - Что вы тут делаете? – спросила сорока.

- Мы яблоко нашли. А достать его не можем. Может ты, нам поможешь?

Сорока перелетела с ёлки на яблоньку. Сорока клювом сбила яблочко с дерева. Упало яблочко в траву.

           Решили животные разделить яблочко, чтобы все смогли попробовать какое оно вкусное, сладкое, сочное.