ФИП "Мир головоломок"

Мустафаева Анаш Мустафаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструктивно-методическое совещание "Каскад головоломок в разных видах образовательной деятельности у дошкольников"

                                                                           Подготовила: Мустафаева А.М.                        

 Настоящее инструктивно-методическое совещание посвящено рассмотрению возможностей использования головоломок в различных видах образовательной деятельности у дошкольников. В рамках совещания будут представлены методические рекомендации по организации занятий с головоломками,  а также рассмотрены вопросы интеграции головоломок в образовательный процесс для развития у детей логического мышления, внимания, памяти и творческих способностей.

(1слайд) Цели и задачи у всех головоломок  одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления . Головоломки представляют собой эффективный инструмент для развития логического мышления у дошкольников. Они способствуют формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. При решении головоломок дети учатся планировать свои действия, находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи.

(2слайд) 1.Игровая: Использование головоломок в сюжетно-ролевых, дидактических играх для развития логики, внимания, мышления.

2.Познавательная: Решение головоломок на занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром для закрепления знаний, активизации познавательного интереса.

3.Конструктивная: Использование головоломок при конструировании из различных материалов для развития пространственного мышления, творческих способностей.

4.Художественно-эстетическая: Создание головоломок своими руками в процессе рисования, лепки, аппликации для развития мелкой моторики, воображения.

5.Двигательная: Использование головоломок в подвижных играх, эстафетах для развития координации движений, ловкости.

Использование головоломок позволяет комплексно развивать интеллектуальные и творческие способности детей в разных областях деятельности.

Включение головоломок в образовательный процесс ДОУ обогащает развивающую среду, делая её более стимулирующей и интересной для воспитанников.

Разнообразие головоломок – ключевой фактор успеха. Это могут быть математические ребусы, логические задачи, пространственные головоломки, игры на развитие внимания и памяти. Важно, чтобы головоломки были не только интересными, но и познавательными, расширяли кругозор детей, знакомили их с новыми понятиями и явлениями.

Использование  головоломок в ДОУ – это инвестиция в будущее детей.

(3 слайд) Нам всем знакомы такие игровые развивающие материалы, как дары Ф.Фребеля, материалы М.Монтессори, логические блоки З.Дьенеша, игры Б.Н.Никитина. Воспитатели широко используют их на практике. Существуют и современные авторские игры-головоломки. С их помощью в дошкольном образовательном учреждении можно организовать и проводить смарт-трениниг. «Смарт-тренинг» («смарт» - «толковый, сообразительный, умный, находчивый», «тренинг» - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков) – эффективная технология интеллектуального развития детей. Смарт-тренинг «Мир головоломок» (авторы научные сотрудники АНО ДПО «Институт образовательных технологий» И.И Казунина, Е.Ю. Соловей, В.И. Красноухов) - уникальный проект по использованию развивающих и интеллектуальных игр для дошкольников. Игры-головоломки способствуют развитию таких общих свойств мышления как гибкость, логичность, внимание, память. Используя игры с головоломками, мы решаем следующие задачи: развитие воображения, креативности мышления, формирование символической функции сознания, развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, стремление к достижению положительного результата

(4,5 слайд) Существует несколько видов головоломок:

  • устные;
  • с предметами;
  • механические
  • печатные.

Устные - головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним относятся ребусы, загадки, шарады, парадоксы, игра «Да-нетки», игра «Составь новое слово» и т.д.

https://files.1urok.ru/images/27630fdab5d6fdbbf7d978cc85514920ece0066d.jpg

С предметами - головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

https://files.1urok.ru/images/9ce5863e9e436b998e86b8159d8bfaa6db82bb01.jpg

(6слайд) Механические. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы, пентамино и другие.

https://files.1urok.ru/images/5fe6dcd4714b4a104913a54cc966f7d3454ae775.jpg

Печатные - головоломки, для которых необходима бумага и карандаш.

https://files.1urok.ru/images/1e50c2bda397edf48795f6ef533c5fb91dd37f3c.jpg

(7слайд) Инновационная деятельность осуществляется на занятиях по математике, конструированию, развитию речи, ФЦКМ. Педагоги используют следующие виды головоломок: кроссворды, ребусы, лабиринты, игры-головоломки «Осенний куб», «Складушки», «Гал-куб», «Репка», «Слагалица» и другие. В зависимости от тематики можно использовать несколько видов головоломок.

Как часть занятия по математике игры-головоломки используются для решения следующих задач:

  1. Обучение счету (деталей и действий с ними).
  2. Обучение сравнению (путём наложения, приложения деталей или на глаз).
  3. Обучение ориентировке в пространстве (перемещение деталей на плоскости листа / поверхности карточки: влево, вправо, вверх, вниз, в верхний правый угол и т.п.)
  4. Работа со схемами (складывание фигуры по схеме).
  5. Выполнение логических упражнений (развитие логического мышления).

(8слайд) На занятии по развитию речи после рассказывания сказки «Колобок» детям было предложено собрать из четырех квадратных фишек колобка (головоломка «Складушки»).

На занятии, где шла речь про космос, дошкольники совершали путешествие на неизвестную планету, собрав перед этим самалёт   из шести деталей головоломки «Слагалица»

(9слайд) Изучая животный мир планеты, дети собирали образ слона из всех деталей головоломки «Репка».

Карточки головоломки «Осенний куб» используются при конструировании домика, дворца, крепости, замка. Детям было предложено придумать и собрать из деталей свое здание.

Занимаясь с головоломкой «Гала-куб», дошкольники выполняют разные постройки, знакомятся с симметрией.

Знакомство с пособием «Мир головоломок» начинается с логических игр-упражнений. По образцу ребенок собирает из деталей вместе со взрослым, а после сам, глядя на образец. Следующий шаг – собирает по памяти (образец прикрыт листом бумаги или находится за ширмой). Индивидуальная форма. Работа идет с одним ребенком в процессе обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности, зона ближайшего развития дошкольника. Подгрупповая форма. Одновременная работа с детьми (2-5 человек) при наличии игрового оборудования на каждого ребёнка. На начальном этапе обучения в подгруппе минимальное количество участников. По мере освоения детьми игрового процесса, формирования умения понимать инструкцию и работать в команде количество детей увеличивается.

(10слайд) Методические рекомендации по организации занятий с головоломками.

  1. Создание благоприятной образовательной среды (обеспечение достаточного освещения, удобной мебели, наличия необходимых материалов и оборудования). 
  2. Определение целей и задач занятия (формирование конкретных знаний, умений и навыков).
  3. Выбор головоломок, соответствующих возрасту и интересам детей (учет уровня сложности и тематики головоломок).
  4. Объяснение правил игры или решения головоломки (четкое и понятное изложение инструкций).
  5. Оценка результатов деятельности (анализ достижений и трудностей, поощрение активности и творчества).

В конечном итоге, головоломки – это не просто набор интересных заданий, а мощный инструмент развития интеллектуального и творческого потенциала детей, способствующий их успешной социализации и адаптации в современном мире.



Предварительный просмотр:

По итогам анкетирования родителей старшей группы              №4 можно сделать    следующие выводы

  1. Большинство родителей имеют представление об играх – головоломках и дошкольники имеют возможность играть, это подтверждают родители в анкете.
  2. 16 человек ответили, что их дети любят играть в головоломки, что составляет (75%).
  3.  На вопрос: часто ли Вы используете головоломки в игре со своим ребенком? Анкетируемые ответили следующим образом – 15 человек ответили, что часто, что составило 50% от всей группы, 12 человек честно признались, что редко – 35%.
  4. В вопросе: считают ли родители, что игра в головоломки развивает логическое мышление ребёнка, все согласны с этим утверждением, что составило 100%. Это говорит об информированности родителей новыми технологиями.
  5. Все родители положительно отнеслись к тому, чтобы развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста через использование игр - головоломок в группе ДОУ.

Подведение итогов.

 Анкетирование выявило, что большая часть опрошенных родителей заинтересованы в интеллектуальном развитии дошкольников и совсем не против введения новой смарт- технологии «Мир головоломок», этому подтверждение 100% положительные ответы на вопросы № 4, 5, что позволяет сделать следующие выводы: созданная система работы дополнительного образования позволит максимально удовлетворить потребности и запросы родителей.



Предварительный просмотр:

Презентация "Мир Головоломок"

  Презентация "Мир головоломок" познакомит воспитателей с разными  видами игр-головоломок и значением игр-головоломок для детей дошкольного возраста.

Текст к презентации "Мир головоломок"

Слайд 1.

Дети дошкольного возраста очень любят играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых  развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.

 Игры-головоломки учат детей  усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Слайд  2

Головоломка –игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются  головоломками. Они  любимы  не только детьми но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.

Слайд  3

 Цели и задачи у всех головоломок  одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса ,мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического , пространственного мышления .

Слайд . 4

Мышление - одна из высших форм деятельности человека.

Слайд  5

В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Анализ- логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Игры в детском саду: « Найди лишний предмет», «Сделай узор», «Выложи по образцу» , «Отгадай по описанию» и т.д

 Синтез -соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Игры :  «Части-целое», «Найди геометрические фигуры, из которых состоит предмет»

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.( «Назови одним словом», «Я начну, а вы продолжайте…»)

Сравнение- относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Классификация- более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Слайд 6

Немного истории и интересные факты

1. Первые задачи на нахождение неизвестной величины появились 5 тысяч лет назад

2. Первый расцвет головоломки получили в конце IX века в средневековой истории.

3.Первая книга в Европе, посвященная головоломкам, была написана ирландским просветителем Алкуина и называлась «Задачи для развития молодого ума». Именно в ней под №18 была записана  «задача о переправе»

Слайд 7

Задача про крестьянина, лодку, козу, волка и капусту.

Слайд 8.

4 Самая известная головоломка на текущий момент — кубик Рубика, изобретенная Эрне Рубиком в 1974 году.

5 «Пятнашки» — самая популярная головоломка во всем мире на рубеже XIX и XX веков.

6. Головоломки со спичками стали популярными в конце XIX века, когда была издана книга шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения».

Слайд 9

Представлены классификация головоломок.

  Устные головоломки. 

  Головоломки с предметами. 

  Механические головоломки

  Печатные головоломки

Слайд  10

 Устные головоломки

Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести:  загадки, шарады, парадоксы.

Слайд 11.

Механическая головоломка — это головоломка, представленная в виде набора механически сцеплённых частей, это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др.

Слайд 12.

Головоломки с предметами.

Это головоломки,в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

 

Слайд 13.

Печатные головоломки — напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам.   К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки и многие другие.

Слайд 14.

 

Развитие логических операций мышления влияет не только на интеллектуальное, но и общее развитие ребенка, развиваются положительные черты характера, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль, интерес, желание учиться. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности положительно повлияет на снятие психологических перегрузок при дальнейшем обучении в школе, сохранит здоровье ребенка.

Слайд 15

Smart (по-русски «умная») тренировка — это тренировка с умом.

Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» поможет развивать у детей (2,5-6 лет) творческие и умственные способности через игры-головоломки, а также познакомить дошкольников с разными видами головоломок, учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм. Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок, развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление, целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве, познавательный интерес, произвольное внимание, воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

Слайд 16

Владимир Иванович Красноухов - известный изобретатель логических, занимательных игр и головоломок, член Международного клуба изобретателей головоломок.

Слайд 17

Логическая головоломка Красноухова "Складушки"

Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесёнными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.

Слайд 18

Суть игры - в составлении рисунка путём соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.

Эта головоломка развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.
Учит: аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать.
Способствует: усидчивости и самостоятельности.
Знакомство с игрой можно начинать в 2 - 2,5 года.

Слайд 19

Головоломка "Слагалица"

Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и коробочки.

 

Слайд 20

Суть игры:

1. Составление жанровых картинок
2. Составление фигур по заданным силуэтам
3. Составление фигур с заданными свойствами

Слайд 21

 Головоломка «Репка»

Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.

Слайд 22

Суть игры – составление различных образов из элементов набора путём наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.

Слайд 23

Головоломка «Осенний кубик»

Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.

Слайд 24

Суть игры- составление конструкций 2D и 3 D моделирования

Головоломка предполагает решение нескольких задач, для выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.

Слайд 25

Головоломка «Гала-куб»

В состав головоломки "Гала-куб" входят: деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать.

Слайд 26

Суть игры- выполнить различные постройки из элементов набора.

Оригинальная и занимательная головоломка, которая заставила задуматься не одного любителя и профессионала. Не смотря на то, что в этой модели всего 2 задания для ее решения, она все же может занять ваш досуг не на один час.  

Задача 1: из имеющихся рабочих элементов (которых 8шт.) нужно сложить куб, иными словами нужно высыпать элементы из коробочки и собрать их обратно. Думаете это так просто? За решением этой задачи, время пролетит незаметно. Следует также помнить, что правильно решив эту задачу, все до одного кубика поместятся в коробку, и не будут выступать над ее краями. 

 

Задача 2: в этом этапе решения головоломки нужно сложить из всех элементов крест толщиной, равной ребру кубика. Вперед и удача будет вашим спутником!

 

   

 


Предварительный просмотр: