Журнал хода и содержания образовательной деятельности

Мустафаева Анаш Мустафаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 37 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Утверждаю:                                                              Заведующий МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

______________И.В. Щербинина

   

Программа дополнительного образования

по развитию математических способностей

 у детей дошкольного возраста (4-5лет)

«Занимательная математика»

Срок реализации 1 год

Воспитатели: первой квалификационной категории

                                                                                             Мустафаева А.М.          

                                                                                                      Стрельникова Р.Г.

                                Нижневартовск 2023-2024 гг.

Содержание программы

(средняя группа)

Паспорт проекта                                                                                        

1. Пояснительная записка.                                                                        

2.  Особенности развития детей среднего возраста                                                

3. Способы проверки результатов  усвоения программы «Занимательная математика»        

4. Использованная литература                                                                        

Перспективно-тематическое планирование                                                        

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа дополнительной образовательной услуги для детей от 4 до 5 лет «Занимательная математика»

Основание для разработки программы

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ( утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26).

5.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 54 «Катюша»

Заказчики программы

Родители(законные представители) воспитанников , администрация ДОУ.

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Дружная семейка»

Целевая группа

Две подгруппы воспитанников среднего дошкольного возраста в составе по14 человек.

Составители программы

Мустафаева А.М.,Стрельникова Р.Г.,воспитатели первой  категории.

Цель программы

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи программы

  • Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
  • Совершенствовать произвольное внимание, память.  
  • Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
  •  Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.  
  • Расширение спектра дополнительных услуг.
  • Формирование позитивного отношения к освоению логики.
  • Развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

  • Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
  • С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.  
  • Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
  • Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).  
  • Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
  • Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
  • Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.  

Срок реализации программы

Учебный год


Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и  разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе ДОУ ДС № 64 «Пингвиненок», в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией  развития мышления. Достижение этой стадии – длительный  и сложный процесс, так как  полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности  умственной деятельности, но и  обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.  

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей  принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

Цель программы овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика для малышей». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи:

  • Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
  • С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.  
  • Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
  • Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).  
  • Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
  • Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
  • Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.  
  • Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, через систему занятий кружка.
  • Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
  • Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
  • Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
  • Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа кружка «Занимательная математика» разрабатывалась для детей среднего до школьного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.

Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники младших групп по запросам родителей.

Занятия проводятся 4 раз в месяц, по вторникам и четвергам.

Временной период

Кол-во занятий

Длительность занятия – 20 минут

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

В неделю

2

В месяц

8

В год

60

Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей среднего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Занимательная математика» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?

Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.

Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Чтобы сформировать эти способности в программе используем развивающие игры Воскобовича В.В., головоломки, занимательные игры с кубиками (см. приложения 1-3)

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи  – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. (см. приложение 4-6)

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень  важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий:

  • системность,
  • наглядность,
  • цикличность построения занятий,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

  • констатация успеха;
  • поддержка ребенка в ситуации неудачи;
  • одобрение поведения;
  • анализ игровой ситуации расширение кругозора;
  • создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
  • безопасности, доверия;
  • демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
  • анализ образцов поведения сказочных героев.
  • прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
  • прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
  • тематический просмотр видеозаписей;
  • эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
  • движение к открытию комплимент благодарность;

Работа с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.  Кружок «Занимательная математика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей  направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном.  Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» (советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и семье,

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового педагогического обследование уровня  математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);
  • бесед с воспитанниками и их родителями;
  • проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации программы:

1 этап  –  открытое  занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе  наглядной геометрии.

Ожидаемы результаты освоения программы кружка:

Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • составлять алгоритм решения логических заданий.

Уровень детей посещающих кружок «Занимательная математика» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: - математика.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:

  • умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Вывод:

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.


Используемая литература:

  1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  2. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.- метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  3. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
  4.  Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов / В. Воскобович  - М.: Сфера, 2015. – 128 с.
  5. Обучающие и развивающие игры своими руками: мастерим легко и весело / Пойда Оксана Владимировна М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, Полиграфиздат, 2012. – 112 с.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.: - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.
  7. Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  8. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет / Харько Т. Г., Воскобович В. В. С.110
  9.  Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

Перспективно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

«Путешествие в осенний парк»

«Путешествие в осенний парк» (Закрепление)

Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.

Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.

Продолжать развивать воображение детей.

Октябрь

«Приключения Мишутки»

«Приключения Мишутки»(закрепление)

Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения.

Совершенствовать умение группировать предметы.

Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.

Октябрь

«Сравнение множества»

«Сравнение множества» (закрепление)

Закреплять умение сравнивать множества.

Упражнять в различении цветов и оттенков.

Октябрь

«Сравнение предметов по длине и количеству»

«Сравнение предметов по длине и количеству»

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче, длинный- короткий.

Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов.

Развивать воображение детей.

Октябрь

«Знакомимся с цифрами    1и 2»

«Знакомимся с цифрами    1и 2»         

(закрепление)

Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета.

Познакомить с цифрами 1 и 2.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Ноябрь

«Ориентировка в пространстве»

«Ориентировка в пространстве» (закрепление)

Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой.

Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад.

Ноябрь

«Временные понятия»

«Временные понятия»  (закрепление)

Учить различать части суток, определять их последовательность: утро- день- вечер- ночь. Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра».  Формировать представление о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любовь к учебной деятельности

Ноябрь

«Цифра 3» 

«Цифра 3» (закрепление)

Учить детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число3 цифрой.

Продолжать развивать воображение детей.

Ноябрь

«Счет в пределах трех.     Цифра 4»

«Счет в пределах трех.    

Цифра 4» (закрепление)

Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой.

Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения.

Декабрь

«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»

«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»

Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов.

Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр.

Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4.

Закреплять навыки конструирования.

          Декабрь

«Знакомство с цифрой 5»

«Знакомство с цифрой 5» (закрепление)

Научить детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой.

Развивать творческое воображение.

Декабрь

«Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой»

«Счет до пяти.

Соотношение количества предметов с цифрой»

Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные- обозначать количество предметов цифрой.

Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек.

Декабрь

«В гостях у лесных жителей»

«В гостях у лесных жителей» (закрепление)

Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Упражнять в определении пространственного положения предмета.

              Январь

«Знакомство с цифрой 6»

«Знакомство с цифрой 6» (закрепление)

Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6.

Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество.

             Январь

«Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником»

«Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником»(закрепление)

Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6.

Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником»

«Образование числа 7»

«Образование числа 7»

(закрепление)

Познакомить детей с образованием числа 7.

Закрепить представления детей о прямоугольнике.

Январь

«Цифра 7»

«Цифра 7»(закрепление)

Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7.

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

Февраль

«Образование числа 8.

Цифра 8»  

 «Образование числа 8.

Цифра 8»

(закрепление)

Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8 соответствующей цифрой.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах.

Февраль

«Счет до 8. Знакомство с понятием "сутки"»

 «Счет до 8. Знакомство с понятием "сутки"»

(закрепление)

Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой.

Познакомить с понятием сутки.

Развивать умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивая соответствующие сериационные ряды.

Февраль

«Образование числа 9.

Цифра 9»

«Образование числа 9.

Цифра 9»(закрепление)

Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой.

Закрепить умение выкладывать сериационный ряд по величине, выделяя длину или высоту; выражать словами результаты сравнения.

Упражнять детей в видоизменении геометрических фигур.

Февраль

«Закрепление умения считать до 9»

«Закрепление умения считать до 9»

(закрепление)

Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные.

Упражнять в сравнении предметов по ширине.

Учить детей штриховать.

         Март

«Образование числа 10.

Закрепление знаний о геометрических фигурах»

«Образование числа 10.

Закрепление знаний о геометрических фигурах»

(закрепление)

Учить считать до 10. Познакомить с образованием числа10.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Закреплять умение закрашивать замкнутые области.

Март

«Позовем белку в гости»

«Позовем белку в гости»

(закрепление)

Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета цифрами.

Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями.

Март

«В городе геометрических фигур»

(закрепление)

Осваивать приемы мнемотехники; развивать умения выделять основные признаки предметов: цвет форму, размер, находить предметы с заданными свойствами. Продолжать знакомить с палочками Кюизенера, закрепить цвета состава комплекта, соотношение палочек по размеру, соотношение палочки и цифры.

Развивать глазомер, внимание, аккуратность. Воспитывать коммуникативные навыки

Март

«Порядковые числительные»  

«Порядковые числительные»

(закрепление)

Познакомить с порядковым счетом до 5. Учить правильно называть порядковые числительные.

Закрепить навыки счета.

Упражнять в составлении схематических изображений.

Апрель

«В гостях у сказки»

«В гостях у сказки       (закрепление)

Проверить умение детей считать до 10; обозначать числа соответствующими цифрами.

Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Закреплять умение определять величину предметов на основе сравнения и с помощью глазомера.

           Апрель

«Количественный и порядковый счет в пределах 10.  Определение длины и ширины предмета»

 «Количественный и порядковый счет в пределах 10.  Определение длины и ширины предмета»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Обозначать число соответствующей цифрой.

Познакомить с двумя протяженностями предмета, длиной и шириной. Учить выделять эти виды протяженности.

Совершенствовать умение ориентироваться на плане.

Апрель

«Закрепление умения сравнивать предметы по протяженности. Овал»

«Закрепление умения сравнивать предметы по протяженности. Овал»

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум протяженностям одновременно.

Закреплять умение составлять план помещения.

Познакомить детей с овалом.

               Апрель

«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10»  

«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Упражнять в различении геометрических фигур.

Упражнять в умении сравнивать 4 полоски по длине, выражая результат словами.

Совершенствовать умение составлять план помещения.

Апрель

«Приключения зайки»

«Приключения зайки»

Учить детей сравнивать предметы по двум видам протяженностей, обозначая результаты сравнения словами.

Закреплять знания детей о частях суток и их последовательности.

Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения.

Май

«Знакомство с понятием "симметрия"»

«Знакомство с понятием "симметрия"»

Познакомить детей с понятием симметрия.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур.

Май

«Закрепление знаний о симметричных фигурах»

«Закрепление знаний о симметричных фигурах»

Закреплять знания о симметричных фигурах.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по двум протяженностям (высоте и ширине).

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек.

Май

«Закрепление пройденного»

«Закрепление пройденного»

Упражнять в количественном и порядковом счете.

Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивать представления о симметричных фигурах.

Май

«Страна геометрических фигур»

Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах.

Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу.

«Гуси-лебеди»

«Гуси-лебеди»            (закрепление)

Проверить умение детей считать до 10.

Совершенствовать умение сравнивать до пяти предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на плане помещения.

Итоговое

Систематизировать и обобщить знания, полученные за год.


Предварительный просмотр: