диагностический материал

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

Наше общество меняется динамично. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Мониторинг метапредметных и личностных результатов

 Наше общество меняется динамично. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.

 Известный педагог и психолог Василий Васильевич Давыдов говорил: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причём всех детей, без всякого исключения».

 Согласно Федеральному стандарту образования метапредметные результаты должны отражать: - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. 

Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках биологии:

  1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
  2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка;
  3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы;
  4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов;

  1. Познавательные УУД

Какие задания можно использовать на уроках биологии для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • “найди отличия”;
  • “на что похоже?”;
  • поиск лишнего;
  • “лабиринты”;
  • “логические цепочки”;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

2. Выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).        

7. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

8. Вычитывать все уровни текстовой информации.

9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  1. Регулятивные УУД 

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание- Зачем?

2.Планирование – В какой последовательности

3. Контроль - Правильно ли?

4.Коррекция – Как исправить?

5.Оценка- Вот так правильно, хорошо!

6. Волевая самооценка –Сосредоточился, ещё раз.

  1. Коммуникативные УУД

Умеем ли мы общаться?

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

  • создают учебную мотивацию;
  • пробуждают познавательный интерес;
  • создают ситуацию успеха;
  • вырабатывает умение общаться с другими детьми;
  • формирует оценочные категории своей работы.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта
  • «отгадай, о ком говорим»
  • взаимопроверка
  • выполнение практической работы

  Коммуникативные УУД

  1. Планирование учебного сотрудничества.
  2. Постановка вопросов.
  3. Владение монологической и диалогической формами речи.
  4. Умение полно и точно выражать свои мысли.
  5. Разрешение конфликтов.
  6. Управление поведением партнера.

  1. Личностные УУД определяются через самоопределение: внутреннюю позицию школьника, самооценку, смыслообразование.

Критерии: положительное отношение к изучению биологии, осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик, осознание необходимости самоусовершенствования, сформировнность познавательных мотивов

Показателями являются -  успеваемость, активность на уроке, инициатива и самостоятельность, посвящение свободного времени биологии.

Инструментарий отслеживания: анкетирование, итоговые отметки за четверти и год, отслеживание активности на уроке (карточки активности), отметки в рабочих тетрадях, отметки за творческие и лабораторные работы, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.

Результаты мониторинга метапредметных и

 личностных результатов

Уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у параллели 6- х классов представлены в виде таблиц:

Критерии

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообра зование

Морально-этическая ориентация

Внутренняя позиция обучающегося

Основы гражданской идентичности

Самоуважение и адекватная самооценка

Устойчивая система учебно-позна

вательных и социальных мотивов

Знание основных моральных норм

Способность к моральной децентрации

Этические чувства как регуляторы морального поведения

Уровень

%

в

с

н

в

с

н

в

адекв

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2017-2018

35

38

27

50

44

6

50

40

10

52

33

15

53

27

20

55

20

15

53

33

14

2019-2020

40

39

21

68

28

4

33

60

7

61

27

12

65

20

15

61

27

12

62

27

11

2020-2021

70

30

0

75

23

2

45

50

5

68

25

7

72

18

10

80

20

0

81

19

0

«в»-высокий, «н»-низкий, «с»-средний

Критерии

%

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Уровень

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2017-2018

33

30

37

40

30

30

45

35

20

2019-2020

40

34

26

45

37

18

59

24

27

2020-2021

53

36

11

47

40

13

63

25

11



Предварительный просмотр:

Методики для диагностики сформированности регулятивныхУУД

Название: «Беседа»

Цель:        определить        уровень        сформированности        умений,        связанных        с целеполаганием

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст анкеты, предъявляемой для индивидуальной работы

АНКЕТА

Ответь письменно на вопросы:

1.        Что ты сегодня изучал на уроке биологии? ______________________________________________________________________ _____

2.        Что для тебя было интересным? ______________________________________________________________________

3.        Чему ты сегодня учился? ______________________________________________________________________

4.        Что сегодня задано по биологии? ______________________________________________________________________ 5.        Как ты считаешь, зачем вам дали такое задание? ______________________________________________________________________

6.        Выполняешь ли ты задания кроме тех, которые задает учитель? ______________________________________________________________________ 7.        Если бы сегоднядомашнеезадание длякласса подбирал ты, какоебы ты дал? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

8.        Какие из приведенных ниже заданий ты не можешь выполнить? Как ты думаешь, чему будешь учиться, когда учитель расскажет, как их выполнять?2

а) Дай определение понятиям: ………………, ……………………..,

б) Приготовь препарат для рассмотрения его под микроскопом.

в) Нарисуй по одному представителю из каждого царства живой природы. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Показатели сформированности умений, связанных с целеполаганием: -количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности;

-содержание цели;

1 Указывается тот предмет, на котором происходит анкетирование2 Задания а) и в) подбираются из изученной темы, задание б) из темы, которую предстоит изучить на ближайших уроках.

Критерии4 обработки результатов Характеристика уровней:

I уровень (низкий) – не может сказать, чему учился на уроке, цель заданий видит в получении конкретного результата ответа, не может отделить задания, способ выполнения которого еще не знает.

IIуровень(средний)– удерживает, помнит УЗ урока, выполняет действия, способ выполнения которого не знаком, но не может сформулировать на этой основе новую УЗ и определить свои возможности в ее решении, определяет цель задания, как овладение способом действия.

IIIуровень (высокий) – может сформулировать УЗ, определить собственные возможности в ее решении.



Предварительный просмотр:

. Методики для диагностики сформированности коммуникативных УУД

Методика 1.

Название: «Групповой проект»

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных УУД.

Средство: организация выполнения краткосрочного группового проекта.

Показатели сформированности коммуникативных УУД: -конфликты и их разрешение;

-особенности поведения и коммуникации ученика.

Механизм сбора результатов наблюдения.

По каждому показателю отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом. При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы. Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия. Заполняются соответствующие таблицы и графы.

Конфликты и их разрешение Заполните Таблицы 1 и 2

Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблиц 2, 3.

Таблица 1. Возникновение конфликта. Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в

каждой ячейке 0,1 или 2

- инициатор конфликта

1- участник конфликта

2- в конфликт не вступает


Группа в целом: частота конфликтов поставить 0,1 или 2

- очень часто

1 - иногда

2 - конфликтов не было, все работали дружно

№1        №2        №3        №4        №5        №6

Таблица 2. Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта        Группа в целом: завершение конфликта поставить в каждой ячейке 0,1 или 2        поставить 0,1 или 2

- пытается настоять на своем, спорит, на компромисс        - ссора, общего решения нет

не идет        - конфликт завершен - кто-то уступил, кто-то

1- готов уступить, избегает столкновений        навязал свое решение и все подчинились

2- ведет переговоры, аргументирует свою позицию,        2 - конфликт завершился переговорами и общим слушает партнера, ищет оптимальное решение        решением

№1        №2        №3        №4        №5        №6

28

Особенности поведения и коммуникации ученика Заполните Таблицы 3, 4 и 5

Таблица 3. Активность/инициативность ученика и активность группы Ученики:        Группа в целом:

поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

0 - не проявляет активности        при машинной обработке подсчитывается 1 - активен(активна), но инициативы не проявляет

2 - активен (активна), проявляет инициативу

№1        №2        №3        №4        №5        №6        Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 4. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы _______________________________________ ____________________________

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0 или 1 0 - не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера

1 -прислушивается к партнеру, старается учесть его

№1        №2        №3        №4        №5        №6


Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 5. Лидерство

Ученики:        Группа в целом: поставить 0,1

поставить в каждой ячейке 0,1 или 2        или 2

0 - стремления к лидерству не проявляет,        0-в группе была борьба за лидерство, которая

довольствуется ролью «ведомого»        негативно повлияла на результат

1 - проявляет стремление к лидерству, в команде        1 - явных лидеров не было

работать не умеет        2 - был признанный лидер/лидеры, их работа

2 - проявляет стремление к лидерству, умеет работать позволила группе добиться хорошего результата

в команде «на вторых ролях»

№1        №2        №3        №4        №5        №6

Критерии для обработки результатов

Таблица максимальных баллов ученика №1: Показатели        Степень выраженности

1. Возникновение        - инициатор конфликта конфликта        - участник конфликта

- в конфликт не вступает


Набранный балл

0

1

2


Максимальный балл

2

2. Разрешение конфликта        - пытается настоять на своем,        0        2 спорит, на компромисс не идет

- готов уступить, избегает        1 столкновений

- ведет переговоры,        2 аргументирует свою позицию,

29

3. Активность/инициативн ость ученика и

активность группы

4. Ориентация на партнера и согласованность позиций

5. Лидерство


слушает партнера, ищет оптимальное решение

- не проявляет активности        0        2

- активен(активна), но        1 инициативы не проявляет

- активен (активна), проявляет        2 инициативу

- не слушает, перебивает, не        0        1 учитывает мнения партнера

-прислушивается к партнеру,        1 старается учесть его

- стремления к лидерству не        0        2 проявляет, довольствуется

ролью «ведомого»

- проявляет стремление к        1 лидерству, в команде работать

не умеет

- проявляет стремление к        2 лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Максимальное кол-во баллов:        ______        9

Уровень:

Характеристика уровней:

Уровни развития коммуникативных компетенций

Недостаточный 0-3 балла

Речь развита плохо, в диалоге участвует односложными ответами, работая в группе, только слушает.

Навык активного слушания не сформирован – не отслеживает логику работы, не задает вопросов по ходу работы.


Критический 4-6 балла

Устный полный ответ может построить только по алгоритму.

В группе может участвовать в дискуссии.

Услышанное анализирует, иногда может задать вопросы. При работе в группе хорошо выполняет четко определенную деятельность, без собственной активности.


Достаточный 7-9 балла

Свободно рассуждает на заданную тему в рамках полученных знаний. В диалоге активен, умеет внимательно слушать собеседника. В группе может организовать обсуждение. При работе в команде может как подчиняться, так и руководить одинаково успешно, сохраняет в команде способность к творчеству.

Источник: Российская академия образования. О.Б. Логинова. Экспериментальные материалы



Предварительный просмотр:

Методики для диагностики сформированности познавательных УУД

Название: «Слепой текст»

Цель:        определить        уровень        сформированности        умений,        позволяющих осуществлять смысловое чтение текста.

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст задания, предъявляемой для индивидуальной работы

Задание. Компьютерный вирус испортил текст, который нужен для проведения самостоятельной работы в N классе. Вы можете помочь учителю, если вставите пропущенные слова и озаглавите текст.

_________________?___________________

Люди и шимпанзе — _______ единственные животные, которые используют орудия

труда. Морская выдра — капан — практически никогда не выходит _____________.        Спит калан тоже_____________, используя иногда огромные бурые водоросли в качестве ____________, чтобы не сносило течением. Каланы очень любят есть ежей, но у тех есть ядовитые _________. Калан ____________свою пищу в водоросли и обламывает выступающие шипы. Теперь пищу можно съесть без _____________________.

Чтобы съесть мидию, калану приходится найти на __________________ плоский камень. Держа его подмышкой, калан с ___________        в лапах, поднимается на поверхность. Плывя на___________, калан кладет камень себе на грудь и ударяет по нему______________, пока не разобьет.

Стервятники пролетают дэ 5 километров, чтобы __________________ камень, с помощью которого можно разбить _____________ страусиного __________. Делают это они достаточно ______________, потому что содержимое яйца надо ____________, а не ______________ с земли.

Некоторые птицы используют «живые» орудия труда. Скворцы, ___________, время от времени берут в ______________ муравья, и, сдавливая его, подносят к своим перьям. Бедный испуганный ________________ выделяет в целях ________________ сильную кислоту, которая уничтожает пухоедов — _____________ скворцов. Некоторые птицы даже________________ на _______________, распластав крылья, чтобы муравьи опрыскали их кислотой.

Есть        муравьи, которые сами используют ______________ орудия. Они называются муравьи-портные, потому что строят гнезда как бы _______________их. Муравьи берут личинки свои и ___________________ их, чтобы те ________________________ клейкую паутину. Двигаясь __________________ краев листьев, муравьи _____________________ их края так, что получается домик-трубочка.

Показатели сформированности умений, позволяющих осуществлять смысловое чтение:

-пропущенные слова вставлены обучающимся без логических ошибок;

-выделена главная мысль прочитанного текста на основе понимания основного смысла всего содержания текста;

-понимание значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

26

-понимание содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

-содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано).

Критерии7 обработки результатов Характеристика уровней:

I уровень (недостаточный) – при чтении с трудом выделяет главную мысль, ошибается при заполнении простого «слепого» текста.

IIуровень (критический) – может проанализировать прочитанное по вопросам, осмыслить текстовую задачу, задание (учитель индивидуально вступает с учеником в поисковую беседу по предложенному заданию).

III уровень (достаточный) – самостоятельно анализирует текст, может «читать, и понимать, что не написано», легко справляется с заданиями, требующими осмысления незнакомого текста.

Источник: Галеева Н. JI. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии:

Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006. — 144 c./