Методическое объединение

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

 Работа М.О

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ МО естественнонаучного и прикладного цикла

       МО учителей естественно- научного и прикладного цикла в 2019-20 учебном году работала над темой, которая тесно связана с темой школы:

– «Использование дистанционных форм обучения для реализации новых образовательных стандартов при изучении предметов естественно-математического цикла».  В ходе школьной методической недели учителя дали открытые уроки и представили свои разработки на районный и всероссийский конкурс.

         В 2019-2020 учебном году коллективом продолжена работа по реализации программы развития школы  (поисково-преобразовательный этап, предполагающий переход учреждения в новое качественное состояние, реализацию проектов по всем направлениям деятельности; создание поликультурного пространства, обеспечивающего устойчивость нового качества и эффективность получаемого образования, воспитания, развития школьников)

В МО работают 6 учителей, все имеют высшее образование, 1 учитель имеет высшую категорию, 4 имеют 1 категорию, один без категории.

В 2019-20.г. провели 6 заседаний, на которых были рассмотрены как методические темы, так и организационные.

  1. Анализ и планирование работы кафедр по методической теме школы. Утверждение рабочих программ
  2. Подготовка к олимпиадам. Прохождение программного материала. Итоги 1-й четверти.
  3. Муниципальная олимпиада, Школьная НПК. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
  4. Итоги 2-й четверти. Работа с неуспевающими учащимися. Прохождение программного материала. Итоги муниципальной олимпиады
  5. Итоги пробных ЕГЭ и ОГЭ.  Корректировка рабочих программ.

На заседаниях  МО обсуждались следующие вопросы:

  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся
  • формы и методы промежуточного и итогового контроля
  • требования к оформлению письменных работ
  • формы организации самостоятельной работы
  • отчёты по темам самообразования
  • - Подготовка к конференции и олимпиадам

Успеваемость и качество за 2019-20 год

Учебный предмет

класс

Количество "2", "3", "4", "5".

количество учащихся в классе

процент успеваемости

качество знаний

«5» - %

"2"-%

Причины и предпринятые меры

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Эрдыниева А.И

4

4

5

13

100

69

38

Эрдыниева А.И

3

2

7

12

100

75

58

6

Бадмаева Л.В

0

7

9

3

19

100

63

15

0

Алгебра

7

Бадмаева Л.В

0

8

7

2

17

100

56

13

0

геометрия

7

Бадмаева Л.В

0

6

8

2

17

100

63

13

0

Алгебра

8

Бадмаева Л.В

0

7

9

0

16

100

56

0

0

геометрия

8

Бадмаева Л.В

0

8

8

0

16

100

50

0

0

Алгебра

9

Эрдыниева А.И

13

2

4

19

100

32

21

геометрия

9

Эрдыниева А.И

12

3

4

19

100

37

21

Алгебра

10

Эрдыниева А.И

8

3

4

15

100

47

27

геометрия

10

Эрдыниева А.И

8

3

4

15

100

47

27

Алгебра

11

Эрдыниева А.И

8

5

3

16

100

50

19

геометрия

11

Эрдыниева А.И

10

6

16

100

100

38

Информатика

7

Эрдыниева А.И

11

5

16

100

100

31

8

Эрдыниева А.И

4

12

16

100

100

75

9

Эрдыниева А.И

19

19

100

100

100

10

Эрдыниева А.И

15

15

100

100

100

11

Эрдыниева А.И

16

16

100

100

100

13

Биология

Дашиева Ц-Х.Б

0

4

4

5

13

100

69

38

-

-

Дашиева Ц-Х.Б

0

1

8

3

12

100

91

25

-

-

6

Черных Л.Д.

0

6

8

5

19

100

68

26

-

-

7

Черных Л.Д.

0

5

10

1

16

100

68

6

-

8

Дашиева Ц-Х.Б

-

8

8

-

16

100

50

-

-

-

9

Дашиева Ц-Х.Б

-

6

7

6

19

100

68

31

-

-

10

Дашиева Ц-Х.Б

0

7

6

2

15

100

53

13

-

-

11

Черных Л.Д.

0

2

7

7

16

100

87

43

14

Физика

7

Ахадаев А.Д.

-

5

8

3

16

100

69

19

-

-

8

-

10

4

2

16

100

37

13

-

-

9

-

10

6

3

21

100

42

14

-

10

-

6

5

4

16

100

56

25

-

11

-

7

7

2

16

100

56

13

-

-

15

Химия

8

Бадмаева Л.В

0

5

11

0

16

100

69

0

0

9

0

9

7

3

19

100

53

16

0

10

0

9

3

2

16

100

31

13

0

11

0

2

8

6

16

100

88

38

0

Бубеева Е.С

0

0

2

11

13

100

100

84

0

0

1

11

12

100

100

91

6

0

0

4

15

19

100

100

78

7

0

0

8

8

16

100

100

50

18

1

Романов М.Н

Физкультура

2

Романов М.Н

2

10

12

100

100

83

3

Романов М.Н

2

11

13

100

100

84

4

Романов М.Н

3

15

18

100

100

83

Баяндуев Г.М

0

0

3

10

13

100

100

76

Баяндуев Г.М

0

1

3

8

12

100

92

66

6

Баяндуев Г.М

0

0

10

9

19

100

100

47

7

Баяндуев Г.М

0

0

8

8

16

100

100

50

8

Баяндуев Г.М

0

0

11

5

16

100

100

31

9

Баяндуев Г.М

0

0

8

11

19

100

100

58

10

Баяндуев Г.М

0

0

7

8

15

100

100

53

11

Баяндуев Г.М

0

0

4

12

16

100

100

75

Технология

Дашиева Ц-Х.Б

0

0

3

4

7

100

100

57

Гомбоев Б.В

Дашиева Ц-Х.Б

0

0

0

3

3

100

100

100

Гомбоев Б.В

6

Черных Л.Д.

0

0

2

8

100

100

100

6

Гомбоев Б.В

7

Дашиева Ц-Х.Б

0

0

0

5

100

100

100

7

Гомбоев Б.В

8

Дашиева Ц-Х.Б

-

-

3

3

6

100

100

50

-

8

Гомбоев Б.В

10

Дашиева Ц-Х.Б

0

0

0

10

10

100

100

100

-

10

Гомбоев Б.В

11

Дашиева Ц-Х.Б

0

0

0

10

10

100

100

100

-

11

Гомбоев Б.В

Качество знаний

Предмет

2017-18

2018-19

2019-20

Кол-во на 4 и 5

%

Кол-вона 4-5

%

Кол-во на 4-5

%

Химия

21

69

28

61

40

60

Биология

61

64

39

41

87

69

Физкультура

93

100

110

100

169

100

Технология

93

100

110

100

42

100

Математика

117

56

Физика

44

52

Из таблиц видно, что процент успеваемости - 100%,  качество знаний повысилось. Поэтому, контроль знаний и общеучебных умений, усвоение содержания образования – одна из приоритетных задач в деятельности школы.

На протяжении учебного года осуществляется мониторинг  и диагностика качества обучения и усвоения  программного материала по всем предметам учебного плана. Промежуточные результаты усвоения программного материала отслеживаются  на основе итогов, полученных по окончании  четвертей, полугодий и  по итогам года.

 

Результаты ОГЭ по биологии и химии

2017-18уч.г.

Предметы

Всего учащихся

Сдавали

«5»

«4»

«3»

«2»

%

Качество

Средний балл

Биология

25

8

7

1

87

3,9

Химия

25

7

2

4

1

86

4,6

2018-19уч.г

Предметы

Всего учащихся

Сдавали

«5»

«4»

«3»

«2»

%

Качество

Средний балл

Биология

18

5

5

100

4

Химия

15

4

3

1

80

4,1

В связи с переходом на дистанционное обучение ОГЭ не проводилось, но в начале 20-21 уч. Г провели диагностическую работу.

Результаты по химии-писали 2 ученика- успеваемость 100%, кач-во зн-ий-0%

Результаты ЕГЭ        2018-19 уч.г.

Предмет

Всего выпускников

Сдавало

%сдававших

% усп-ти

Средний балл

Не преодолели минимальный порог

Миним/макс балл

6

Биология

14

5

50%

80

56

0

54/58

7

Химия

14

4

50%

100  %

51

0

40/67

Результаты ЕГЭ   2019-20уч.год

Предмет

Всего выпускников

Сдавало

%сдававших

% усп-ти

Средний балл

Не преодолели минимальный порог

Миним/макс балл

6

Биология

16

2

12%

100

57

0

56/58

7

Химия

16

2

12%

100  %

58

0

57/59

Средний балл ЕГЭ выпускников школы остается на  среднем и выше среднего уровнях.

Совершенствование компьютерной грамотности -  неотъемлемая часть работы каждого учителя. Учителя делятся опытом работы, размещая методические разработки на школьном сайте, учительских порталах: «Proшколу.ru» , «Социальная сеть работников образования» . У учителей функционируют персональные сайты, ведётся работа по его наполнению и обновлению.

Работа с одаренными детьми по-прежнему является одним из приоритетных направлений работы школы.   В основном, это вовлечение их к участию в предметных неделях, конкурсах и олимпиадах.

 Проводятся групповые и индивидуальные занятия по подготовке  к районным и республиканским олимпиадам. Результат целенаправленной работы с одарёнными детьми – Победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали

по биологии-  

Добрецкая Олеся,10кл- 3 место.,Гатапова Валя,9 кл- 2место., экология- Шарушкина Вера,11кл- 3 место.

По математике- Будаев Эрдэм, 10кл- 3 место.

Насыщенной была внеклассная работа учителей физической культуры. Школьные команды приняли участие в районных соревнованиях по волейболу, баскетболу. В школе в течение учебного года проводились силовые соревнования по баскетболу (5-11 классы), волейболу (8-11 классы), футболу. Ребята активно принимают участие, т.к в конце года выявляют  по баллам «Самый спортивный класс» и этим классом стал 11 класс.

Не на должном уровне идёт работа по проектно-исследовательской деятельности в  среднем и старшем звене, учителя не могут найти актуальные темы. В 2019-20 уч. году  к 175- летию юбилею школы, была проведена школьная НПК « Пою тебя, моя земля». Учителя нашего МО Ухинова А. И, подготовила 3 учеников, Бадмаева Л.В-3 учащихся, Дашиева Ц-Х.Б-1 ученика.   На районном НПК Цивилева Диана, ученица 5 класса- заняла 2 место, руководитель Бубеева Е.С.,  Валя Гатапова, учащаяся 9 класса, заняла 1 место по 2 направлениям и приняла  участие в республиканском НПК.- руководитель Дашиева Ц-Х.Б. Также ребята принимали участие в Республиканском конкурсе  рисунков «берегите лес от пожара»16 учеников,  Муниципальный конкурс рисунков «День победы», руководитель Бубеева Е.С.

Поэтому особое внимание, в этом году нужно уделить по подготовке учащихся к конференции.

Неделя  ЕНиП цикла, ВПР, Пробные ОГЭ и ЕГЭ не была проведена объективным причинам.

Совершенствование педагогического мастерства учителей проходило через:

1. Участие в работе МО;

2. Участие в работе общешкольных семинаров, педсоветов;

3. Изучение работы опытных педагогов;

4. Работа над индивидуальными методическими темами;

5.. Обновление индивидуальных тематических планов.

В этом учебном году Эрдыниева А.И, учитель математики заняла 2 место   в  профессиональном конкурсе « Учитель Года - 2020».

В 2019-2020 учебном году была введена новая форма для школы первые педагогические чтения

Педагогические чтения - это периодические проводимые мероприятия педагогических работников, имеющие целью рефлексии, обобщения и распространение эффективного педагогического опыта

16 марта провели 1 пед. Чтения , где все педагоги приняли участие в своем МО.

 Двое участников выступили на школьном уровне:

Эрдыниева А.И.- Мастер класс: шахматы через комбинаторные задачи на уроке математики

Бубеева Е.С.- «Почему важно поощрять подростков».

Аттестация   педагогических кадров

Ф.И.О. учителей, занимаемая должность

Год прохождения аттестации

Разряд,

Категория

1.

Баяндуев Г.М , учитель физкультуры

2018

Первая

2

Бубеева Е.С.

2020

Первая

3

Дашиева Ц-Х.Б., учитель биологии

2018

Первая

4

Романов М.Н

2017

Первая

5

Ухинова А.И.

2020

Первая

6

Эрдыниев А.Ц.

-

-

Дистанционное обучение

В связи  с вынужденным переходом на  режим самоизоляции четвертая  четверть проведена в дистанционном формате.

Для организации дистанционного обучения члены МО использовали возможности образовательных платформ и ресурсов  «РЭШ», «Учи.ru», «ЯКласс», «Медиатека. Просвещения».  Кроме того применялись  в работе   кейс-технологии по вайберу, по электронной почте,   по смс-оповещениям.  

В отношении категории обучающихся, не имеющих связи через Интернет, было организовано  взаимодействие через мобильные приложения смартфонов родителей (законных представителей).

Педагоги   подготавливали перечень домашних заданий и комментарии по изучению новой темы в соответствии с календарно-тематическим планированием по всем учебным предметам.

Обеспечили систему проверки и оценивания выполненных домашних заданий обучающихся в период временного приостановления очной формы обучения.

Рекомендации

  1. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта. Предложить каждому аттестующему учителю оформить методический портфель
  2. В работе ШМО обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов
  3. Продолжить работу по формированию УУД по ФГОС.
  4. В ходе посещения уроков обращать внимание на следующие рекомендации.

Так, каждый из коллег выбрал свою тему самообразования:

Самообразование - непременное условие профессионального роста преподавателей нашего методического объединения.

              Эрдыниев А.Ц. «Проектная деятельность на уроках технологии»

               Баяндуев Г.М. «Развитие физических качеств на уроках спортивных игр»

               Бубеева Е.С.. «Активизация мыслительной деятельности на уроках ИЗО»

               Дашиева Ц-Х.Б. «Повышение мотивации к предмету на основе использования инновационных технологий на уроках биологии»

           Романов М.Н. «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся».

           Ухинова А.И.  «Использование игровых технологий при изучении математики как один из способов развития перманентного интереса к предмету и повышения качества знаний».



Предварительный просмотр:

С  8– 19 апреля  декада Естественно- научного и Прикладного цикла

Открытые уроки

Ф.И.О.

Дата

Класс

Урок

Тема

1.

Бадмаева Л.В.

9.04

11

2

«Металлы»

2.

Дашиева Ц-Х.Б

8.04

7

3

«Многообразие птиц»

3.

Бубеева Е.С.

11.04

6

4

«Квиллинг»

4.

Баяндуев Г.М.

10.04

5

5

«Спортивные игры. Футбол». Ведение
футбольного мяча

5.

Черных Л.Д.

14.04

8

1

«Головной мозг: строение и функции»

6.

 Гомбоев Б.В

учеба

-

Тематический вечер

по экологии, химии

17.04

8-11

Отв. Бадмаева Л. В. Дащиева Ц-Х.Б

ЧерныхЛ.Д.

Спортивные мероприятия

 «День  здоровья»

18.04

5-7кл

Отв. Баяндуев Г.М

Уборка  русла речки «Улюнчик»

19.04

3-11 кл

Отв. Администрация ,у ЕНЦ,

  1. Вечер, для учащихся 8-11 кл – «Экологический марафон»,  ответственные- Бадмаева Л.В., Дашиева Ц-Х.Б. Черных Л.Д., начало в 16 ч.
  2. Спортивные мероприятия

 «День  здоровья»- Баяндуев Г.М , начало в 15ч.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Утверждаю________

                                                                                                                  Директор УСОШ

Гармаев. С.В

План  МО Естественно- научного и прикладного цикла

на 2020-2021  учебный год

Методическая тема: «Внедрение современных образовательных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественнонаучного и прикладного цикла.

 Цель: Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах деятельности с его способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества.

Задачи:

  1. поиск и внедрение методов и методик развития речи по учебным предметам.
  2. Активное привлечение каждого ученика к научно- практическим исследованиям, подготовка и публичное выступление на НПК разных уровней.
  3.  Выявить, систематизировать опыт, создав банк передового педагогического опыта учителей (выпустить сборник школы  исследовательских работ учащихся в форме тезисов).
  4. .Совершенствовать качество преподавания предметов естественного цикла путем внедрения современных образовательных технологий.
  5. Продолжить работу с одаренными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС
  6. Совершенствование методической работы учителя-предметника по повышению результатов государственной (итоговой) аттестации в 9-х,11-х классах.

План МО «Естественнонаучного и прикладного цикла» на 2020-2021уч.год

Мероприятие

Сроки

Ответственный

  1. Утверждение плана работы ШМО;
  2. Методическая тема учителя;
  3. Школьный этап олимпиады
  4. Входная диагностика по предметам
  5. Подготовка к ВПР, ДР
  6. Работа с одаренными детьми
  7. Работа со слабоуспевающими детьми
  8. Анализ результатов ВПР, ДР, предложения по решению проблем низкой результативности.
  9. Знакомство с КИМами ЕГЭ 2020 г. и внесенными изменениями;
  10. Использование Интернет-ресурсов в подготовке к ГИА
  11. Изучение методических рекомендаций по вопросам подготовки к ЕГЭ, ОГЭ
  12. . Пробные ЕГЭ и ОГЭ
  13. . Анализ результатов мониторинга качества образования за первое полугодие.
  14. .Подготовка к школьному этапу конкурса «Учитель года. Обобщение передового опыта учителей».
  15. Участие в научно- практических конференциях
  16. Цикл взаимопосещения уроков
  17. Пробные ЕГЭ и ОГЭ в 8, 10кл
  18. Предметная неделя  естесственногонаучного и прикладного цикла
  19. Обмен опытом по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ и обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. Пробные ЕГЭ и ОГЭ
  20. .Анализ деятельности ШМО за 2018-2019 уч. год.
  21. Самоанализ деятельности учителя за учебный год

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

В течение года

Октябрь

В течение года

Январь

Февраль

Январь-март

 

Февраль

Март

март

Апрель

Май

Май

ДашиеваЦ.Б

Учителя-предметники МО

Учителя-предметники МО

Учителя-предметники МО

Учителя-предметники МО

Учителя-предметники

МО

Учителя-предметники МО

Дашиева Ц-Х.Б.



Предварительный просмотр:

Тема:   Мастер-класс « Активные формы обучения на уроках биологии»

Цель: Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, через педагогическое общение с применением активных форм обучения на уроках биологии

Слайд 2

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.

Я.: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

Прием обратной связи "Ладошки". Слайд 3

Спасибо, начинаем наш мастер- класс.

Я:  Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и озвучить свои ассоциации с этим словом

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне

музыки (Слайд 4).

Для кого-то это бабочка или пение ручья, для другого- это наша тайга. И у учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того, как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей.

(слайды 3-5).

 Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядка

Научить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного

Слайд 6

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный учеником вопрос по тексту является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует функциональную грамотность, уровень погружения в текст, умение анализировать . Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов

 Практическое задание: Составьте несколько вопросов к любой теме урока

Озвучивание и выступление желающих

Слайд 7

Я.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)

Приём "Зеркало".

Верно, вы увидели в нём себя, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. А какой это мир, и что в нём является интересным, мы можем узнать , используя модуль ИКТ

Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми.

Приём "Самый-самый". Слайд

Задание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию по данной теме

Вот только некоторые из них:

-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 11)

  • самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 12)
  • самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд13 )
  • самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд14)
  • самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд15)
  • самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 16) и т.д

Я: Список этот можно продолжать и продолжать.

Развитие критического мышления

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Приём "Третий - лишний"

Стол- подосиновик-туча

Роза- - тополь-лошадь

Бактерии - книга-солнце

Ручка-астра -пенал.

Я.: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

(Слайд: 17).

Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.

( Слайд18).

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"

Приём "Что бы это значило?"

(Демонстрация слайдов:19-22.

  • 19-папоротник
  • 20-лишайник
  • 21-палочник
  • 22-воздушные корни

Я.: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов:

  • растут
  • размножаются
  • питаются
  • дышат
  • состоят из клеток

Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 3 группы.

(По времени года, по цвету глаз и т.д.)

Приём "Сочиняй-ка, методом буриме"

1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.

 Приём "Мозаика"

2 группа - опознать таинственного незнакомца.

 Приём " Почемучка"

3 группа – придумать пять, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.

Творческая деятельность . Каждая группа составляет «Осенний букет» и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса

Звучит красивая мелодия

 и участники работают над созданием своего проекта

Я. Я прошу показать свою работу и вывесить на доске.

Оценивание «Две звезды – одно пожелание»

Участники оценивают работы по критериям

Я. Различают оценивание  суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Теперь для меня ясно следующее:

Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.

Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)

Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.

Что дает оценивание для обучения:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

  Я. : Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок?

(Выступления участников).

Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.

Приём обратной связи "Смайлик". 

(Слайд 22).

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать эмоцию, которая присутствует у вас на нашей встрече

Приём обратной связи "Анкетирование"

метод незаконченного предложения

(Слайд 23).

я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить  своими мыслями:

- На мастер- классе я::.

- Самым интересным для меня сегодня было:

- В своей дальнейшей работе я:

- Я пожелал бы:

- Я бы хотела посоветовать:.

Я. : Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества! До свидания!

 (Слайд 24).



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Байкал – чудо природы ».

«Чудо природы во всех отношениях».

Л.С. Берг

Цели и задачи:

Биология:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности

Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;

Познакомить и углубить знания учащихся о природе Байкала.

Математика:

Развивать вычислительные способности учащихся с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.

Развивать любознательность, расширять кругозор.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

     Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая,

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

План урока:

1. Географическое положение озера.

2. История открытия.

3. Уникальность воды озера.

4. Органический мир озера.

Форма проведения урока: урок – путешествие по Байкалу.

Учебно-наглядный комплекс: презентация о Байкале; раздаточный материал.

Ход урока:

Добрый день, дорогие ребята!

По-алтайски - золотое озеро, по-китайски – «Байхай» северное море , по-бурятски «Байгал» - огненное озеро , по-якутски - богатое озеро, по монгольски «Байгал-Далай» - большое озеро.

Древнее. Чистое. Священное. Загадочно, как сфинкс, и непредсказуемо, как торнадо. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете.

Что же это за озеро, которое является уникальным на нашей планете?

????проблема?????

Сказать о том, чтобы внимательно слушали.

Слайд 1.

Сегодня, мы на уроке познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал. Байкал слишком велик и таинственен.

Слайд 2.

Из космоса виден древнейший Байкал. Скажите, пожалуйста, ребята, на что же похож Байкал? (Ответ ребят) Конечно, из космоса Байкал имеет форму молодого месяца, похож на фрукт – банан.

Слайд 3.

Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.

Слайд 4.

Глубина Байкала -1637 м. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

Длина Байкала – 636км. Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км.

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов.

Слайд 5.

Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 м – это озеро Танганьика в Африке (1470 м) и Каспийское море на юге России (1025 м)

Слайд 6.

В Европе о Байкале стало известно из рассказов Марко Поло – итальянского путешественника и купца 13 века по Азии «Книга о чудесах мира». О Байкале он пишет: Китайское Пехай – «Северное море», бурят- монгольское, Даланор – «Святое море», тунгусское Лама – т.е. «Море».

Слайд 7.

С давних времен разные народы заселяли берега Байкала – тюрки, монголы, эвенки, буряты, якуты и каждый называл озеро по своему. Название озера до наших дней вызывает много  споров. Самое загадочное из них Байгал (Байкал).

Слайд 8.

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

Слайд 9.

Ребята! Вы уже знаете, что в озере Байкал 20% запасов пресной воды мира. Его называют «колодцем планеты». Воду Байкала называют уникальной, потому что она отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Байкальская вода – пресная, в ней мало солей. На вкус она приятная и мягкая, не имеет запаха. Она – эталон безопасной и полезной для здоровья воды. Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

Давайте познакомимся с ними.

  1. Байкальская губка. Губки приносят неоценимую пользу Байкалу. Только одна маленькая губка размером 5–7 см способна за сутки профильтровать 10–12 литров воды.

Слайд 10.

  1. Бокоплавы – это названия ракообразных Байкала. Их называют так потому, что они плавают на боку. Это самые многочисленные представители байкальской фауны. Бокоплавы всеядны. Некоторые из них питаются растениями, а при случае и мелкими животными. Есть среди них трупоеды, или стервятники. Поэтому бокоплавов называют санитарами Байкала.

Слайд 11.

  1. Байкальская эпишура – это родственник бокоплавов. Численность составляет от 3000 до 45 000 экземпляров в 1 м3 . Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рачка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала.

Ребята, вы убедились, что Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды? Надеемся, теперь вам стало понятно, что редкой чистотой и исключительными свойствами воды Байкал обязан жизнедеятельности своего животного и растительного мира. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м.

Слайд 12.

Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.

Слайд 13.

Селенга – самый большой приток Байкала. Она приносит половину объёма речных вод, поступающих в озеро. Её длина – 1024 км. Своё начало Селенга берёт в Монголии, пересекает государственную границу, 415 км течёт по территории Республики Бурятия и впадает в Байкал. Вода в Селенге круглый год, и особенно летом, мутная. Как вы думаете, почему? (В её истоках – в степях Монголии, резко континентальный климат, почти нет растительности, круглый год дуют сильные ветры. Они подхватывают мелкие песчинки, перетирают их в пудру и разносят на большие пространства. Эту пыль захватывают дожди и сносят в реки – притоки Селенги. Несмотря на медленное течение Селенги, пыль не оседает на её дно, а попадает в Байкал. Мутность Селенги объясняется ещё и тем, что река протекает по рыхлой породе, которую называют суглинок.)

Слайд 14.

Только одна река Ангара вытекает из Байкала.

Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.

Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила Ангара реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее.

Слайд 15.

Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.

Слайд 16.

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный – Ольхон. В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала.

Слайд 17.

Святой Нос – единственный крупный полуостров на Байкале. Он имеет форму гигантского носа. Бурятское название «Хилмэн-Хушуун» означает «морда (нос) осетра». Его длина – 53 км, ширина – около 20 км.

Слайд 18. Более 70% обитателей Байкала-эндемики. А что такое эндемики?

Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.

Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.

Слайд 19.

Погрузимся в подводное царство озера. Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме. Конечно это знаменитый байкальский омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.

Слайд 20.

Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу. 

Слайд 21.

На глубине 380 м. обитает голомянка. Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.

Слайд 22. 

Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. 

Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов.  

Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Слайд 23.

Самки рождают детёнышей на льду, для чего устраивают логовища на льду в торосах, в снежных заносах, вблизи продушин.

Новорождённого детёныша нерпы называют белёк. Именно он – белёк – является своеобразным символом Байкала.