Система оценивания образовательных достижений:

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

 C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obr-yhdostizheniy.docx42.13 КБ
Файл monitoring_metapredmetnyh_uud.docx105.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Процесс оценивания деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися  новые требования. Обучающиеся учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
  • Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться  ими  совместно.
  • Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        

  • Принципы  современной  системы оценивания:

  •  в центре оценивания – ученик;

  • учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

  • оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания – улучшать качество учения.

Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

Я   считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.

Оценивание также является и результатом, показателем полноты, правильности усвоения знаний, развития умений и  навыков. Несомненно, оценивание может  стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания,   имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание,  взаимооценивание,  рефлексию.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.

Приём самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Основные функции самооценки:

констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

К каждой теме необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.  

Лист самооценки

ФИ ______________________________  Тема: _____________________________________

Этап урока

Критерии оценивания

Дата

Дата

Дата

Проверка домашнего задания

Выполнена вся домашняя работа – 2 б.

Работа выполнена не полностью, есть ошибки – 1 б.

Не выполнена работа – 0 б.

Повторение пройденного материала

Правильный ответ – 2 б;

Неполный ответ – 1 б;

Неправильный ответ – 0 б.

Выполнение пробного задания - действия

Выполнил всё задание правильно – 2 б.

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б

Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б.

(суммируются баллы за количество решенных заданий)

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Выполнил всё задание правильно – 2 б.

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б

Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б.

Итог урока

На уроке было всё понятно – 2 б.

На уроке немного затруднялся, не все понятно – 1 б.

На уроке было трудно, ничего непонятно – 0 б.

Итого баллов за урок

Моя отметка за урок

Отметка учителя

Лист самооценки  Ф.И._______________________________________

Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в  тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно

Ученику оценочный лист дает возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся  

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

-  заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями.



Предварительный просмотр:

В 2015 году я начала преподавать биологию в 5-м классе. Это класс обучающийся по ФГОС нового поколения по УМК Пономаревой И.Н

Мониторинг  предметных  достижений по биологии :

  1. Входная диагностика:
  2. Промежуточная диагностика
  3. Итоговая диагностика

 

Метапредметные УУД

1.Формирование познавательных   УУД

(

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

“найди отличия”;

“на что похоже?”;

поиск лишнего;

“лабиринты”;

“логические цепочки”;

хитроумные решения;

составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных  характеристик объекта;

работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

составление и распознавание диаграмм;

работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

.

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 2. Выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).        

7. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

8. Вычитывать все уровни текстовой информации.

9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Урок биологии 5 класс по теме: «Бактерии».

Формулирование темы урока, постановка цели.

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

1. Что же это за существа?

2. Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

4. Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Урок биологии 5 класс по теме: «Животные».

Первичное закрепление.

ameba.jpg

Рассмотрите рисунок.

  1. Как называется изображенный организм?
  2. Подпишите основные части клетки.
  3. Укажите ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

УУД: структурируют знания, анализируют объект, ориентируются в своей системе знаний

Вывод:

Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  познавательного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

9 критериев - 18 баллов  максимальное значение

От 0 до 9 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 10 до 17 баллов -  средний уровень

18 баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

Урок биологии 5 класс по теме: «Как человек появился на Земле».

Рефлексия учебной деятельности.

В каждом задании выберите один верный ответ из четырёх предложенных.

А1. Современная наука предполагает, что древним предком человека является


          А)шимпанзе 

           Б)макака 

           В)австралопитек 

           Г)кроманьонец 

А2. Современные учёные считают, что Человек прямоходящий впервые научился 

А)изготавливать каменные орудия 

Б)пользоваться огнём 

В)употреблять в пищу мясо 

Г)собирать плоды растений 

A3. Внешне наиболее похож на современного человека 

встралопитек 

Человек умелый 

кроманьонец 

неандерталец 

А4. Простейшие орудия труда научился изготавливать 

А)лемур 

Б)горилла 

В)Человек умелый 

Г)Кроманьонец 

А5. Неандертальца относят к виду 

А)Человек разумный 

Б)шимпанзе 

В)австралопитек 

Г)горилла 

1. Проведите взаимопроверку по эталону. Проверив тест, нарисуйте красное солнышко, если всё выполнено правильно - это «5», синее, если одна ошибка- «4», зеленое, если две – «3».

А если сосед по парте сделал больше ошибок нарисуйте смайлик, это подбодрит его.

УУД: рефлексия способов действий; контроль и оценка результатов деятельности.

2. Регулятивные УУД 

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание- Зачем?

2.Планирование – В какой последовательности

3. Контроль - Правильно ли?

4.Коррекция – Как исправить?

5.Оценка- Вот так правильно,  хорошо!

6. Волевая самооценка –Сосредоточился, ещё раз.

Формирование регулятивных УУД

Задание

Цель: формирование принятия  познавательной  цели,  умение оценивать результат.

.Тема: «Органы пищеварения» 8 класс. При  выполнении самостоятельной работы  осуществлять  взаимопроверку, умение  находить  ошибки и правильно  оценивать работу.  Например, оценить последовательность расположения органов пищеварения.  

Ротовая  полость→ пищевод→ желудок→ кишечник

Задание. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки».

1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;

2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;

6 класс.

 Тема урока: «Органы цветковых растений».

При изучении темы ребятам предлагаю выступить в роли ученых исследователей (элементы ролевой дидактической игры). Ученикам раздаю гербарии, которые необходимо исследовать, провести анализ в соответствии с темой. Рассмотрев их, учащиеся составляют индивидуальные программы учебных действий. После того как каждый выполнит данную работу, предлагаю обсудить варианты программ исследования, то есть создаю условия корректировки индивидуальной программы, ее уточнения, конкретизации.

Затем ставлю следующие цели работы, например, выполнение программы, фиксация результата, анализ результата, выводы на основании исследования. И только после этого учащимся предлагаю открыть текст параграфа учебника и проверить правильность и степень научности своих выводов в сопоставлении их с законами фундаментальной науки, выписать из учебника точные определения понятий, формулировки законов.

Ценность такого вида учебной работы не только в исследовательском творческом мышлении ученика, но и в обучении шестиклассников умению поэтапного целеполагания (осмыслении методологии умственного труда).

9 класс. Тема урока: «Строение клетки».

Задание Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).

1. Как называется жидкая часть клетки? (Цитоплазма)

2. Какого вещества больше всего в клетке? (Вода)

3. Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки? (Белок)

4. Какие вещества клетки наиболее богаты энергией? (Углеводы)

5. В какой части клетки помещаются хромосомы? (Ядро)

6. В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ? (Митохондрии)

7. В каком органоиде синтезируются белки? (Рибосомы)

8. Как называется поверхностная часть клетки? (Мембрана)

9. Что относится к главным частям клетки? (Мембрана, цитоплазма, ядро)

10. Неорганическое соединение, является растворителем и участником многих химических реакций (Вода)

Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  регулятивного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

6 критериев - 12 баллов  максимальное значение

От 0 до 6 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 6-11 баллов -  средний уровень

  1. баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

       3.Коммуникативные УУД  Умеем ли мы общаться?

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

- создают учебную мотивацию

- пробуждают познавательный интерес

- создают ситуацию успеха

- вырабатывает умение общаться с другими детьми

- формирует оценочные категории своей работы.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

      - составь задание партнеру;

      - отзыв на работу товарища;

      - групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта

      - «отгадай, о ком говорим»

- взаимопроверка

- выполнение практической работы

Коммуникативные УУД

.1. Планирование учебного сотрудничества

.2.Постановка вопросов

3.Владение монологической и диалогической формами речи

4.Умение полно и точно выражать свои мысли

5.Разрешение конфликтов

6.Управление поведением партнера

Задание 1.

6 класс. Тема урока: «Бактерии».

Деятельность учителя.

  1. Демонстрирую микропрепарат.

https://open-lesson.net/uploads/files/2015-12/5_17.png

 

2.Задаю вопросы:

  1. – К какому царству относят данные организмы?
  2. Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
  3. Какие особенности строения бактерий вы заметили?
  4. С помощью каких методов можно изучать данные организмы?
  5. Где обитают данные организмы?
  6. Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
  7. Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
  8. Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

           3. Определяю (в процессе диалога) ключевые слова урока и записываю их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

Задание 2.

6  класс. Тема урока: «Ткани».

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Совместное открытие знаний.

  1. Какие главные функции выполняют клетки растений? Записываю на доске варианты ответов.
  2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера.)
  3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?
  4. А какие функции одна клетка выполнить не может?– Какой же выход? Как это можно преодолеть?
  5. Работа с текстом учебника. Предварительное обсуждение в парах.
  • Что такое ткань?
  • Какие виды тканей бывают?
  • Какие функции они выполняют?
  1.  Как растение получает минеральные вещества? Откуда?
  2. Где должны находиться покровные ткани? Какими они должны быть, чтобы не мешать друг другу?
  3. Какие клетки образуют основную ткань?
  4. Какая ткань помогает растению не сминаться? Как она должна быть устроена?
  5. Все вещества растение получает благодаря двум тканям – всасывающей и основной. А как распределить эти вещества между всеми частями растения?
  6. Если растение находится в одних и тех же (неизменяющихся) условиях, ему нужны изменяющиеся части? Почему? (Пример растения.)

– А если условия непостоянны?

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

 Критерии 0 баллов  – не  сформирован критерий оценки  коммуникативного УУД.

1 балл – частично сформирован

2 балла – хорошо сформирован.

6 критериев - 12 баллов  максимальное значение

От 0 до 6 баллов  -  низкий уровень сформированности УУД

От 6-11 баллов -  средний уровень

12 баллов -  высокий уровень сформированности УУД.

 

 

Ссылки на источники

  1. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
  2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2014
  3. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.ВАКО, 2012