Внеурочная деятельность

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и

одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление

обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и

осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в

школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

                                                       

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                           СОГЛАСОВАНО:

Директор школы                                                                               Зам. Директора по УВР

__________________                                                                          ___________________

«02» сентября 2022г                                                                             «02» сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Внеурочная деятельность)

Кружок «Занимательная биология»

 5-6,7 класс

                           

Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповны                          

 учителя первой категории

на 2022 - 2023  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
  2. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г)
  3.  Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС   МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»
  4. Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева»

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и

организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

Программа курса «Занимательная биология» предназначена для учащихся 5-7 кл.

Актуальность и особенность программы.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и

одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление

обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и

осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в

школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

  В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

На уроках биологии в 5-7классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:

охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к

базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных

форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с

опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,

особенностей.

Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой

природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и

экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных

олимпиадах и конкурсах.

Цель и задачи программы

Цель:

создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

  • Задачи: создать условия:
  • для расширения содержания школьного биологического образования;
  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
  • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности
  • При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
  • -использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
  • -организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

Планируемые результаты освоения программы.

  • -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • -владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • -знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
  • -эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
  • классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • -развитие глубоких системных знаний при изучении биологических процессов и явлений разной сложности;
  • - формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
  • - расширение самостоятельности и самоконтроля.

Предметные результаты:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • -объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  • -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • -умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
  • -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Отличительные особенности

  • Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет
  • отличительные особенности:
  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
  • возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений,
  • таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения.
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
  • информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
  • различным видам деятельности.

Возраст обучающихся

     Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предназначена для

обучающихся 11-15 лет.

Календарно-тематический план


Дата

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория Левенгука (5часов)

2

Приборы для научных исследований.

Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»

3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

4-5

Техника биологического рисунка

Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового

микроскопа»

Практическая ботаника (8 часов)

7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария»

9

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».

10

Морфологическое описание растений

Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

11

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

12-13

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

14

Редкие растения Бурятии

Проектная деятельность

Практическая зоология (8 часов)

15

Система животного мира

Творческая мастерская

16

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных

17

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение

животных по следам и контуру»

18

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической группы животных по внешнему виду».

19

Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

20-21

Проект «Красная книга Бурятии »

Проектная деятельность

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум (12 часов)

23

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

24

Источники информации

Практическая работа

25

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

26

Физиология растений

Исследовательская деятельность ::Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

27

Физиология растений

Исследовательская деятельность: : Прорастание семян. Влияние прищипки на рост

корня.

28

Микробиология

Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов

растений на жизнедеятельность бактерий.

29

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на укоренение черенков.

30

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

31

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в помещениях.

32-33

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

34

Отчетная конференция

Презентация работ

35

Итоговое занятие

 

  Лабораторные работы с использованием оборудования  центра «Точка Роста»

Тема занятий

Кол-во часов

Оборудование

1

№ 1.Исследование фотосинтеза растений

1

Цифровая лаборатория Releon с датчиками

2

«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев

1

3

«Испарение воды листьями до и после полива».

1

4

Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения

1

5

№2.Измерение относительной влажности воздуха

1

6

«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»

1

7

№3.Измерение уровня освещенности в различных зонах

1

8

№4.Измерение температуры атмосферного воздуха

1

9

№5.Измерение температуры остывающей воды

1

10

№6. Анализ почвы

1

11

№ 7.Анализ загрязненности проб почвы

1

12

№ 8. Анализ загрязненности проб снега

1

13

№ 9.Анализ рН воды открытых водоёмов

1

14

№ 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны

1

15

№ 11. Определение общей жесткости воды

1

16

№ 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей.

1

17

№ 13.Исследование естественной освещенности помещения класса.

1

18

«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов

1

19

№ 14.Определение рН средств личной гигиены

1

20

№ 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах

1

21

№ 16.Сравнение рН смесей веществ.

1



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Байкал – чудо природы ».

«Чудо природы во всех отношениях».

Л.С. Берг

Цели и задачи:

Биология:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности

Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;

Познакомить и углубить знания учащихся о природе Байкала.

Математика:

Развивать вычислительные способности учащихся с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.

Развивать любознательность, расширять кругозор.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

     Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая,

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

План урока:

1. Географическое положение озера.

2. История открытия.

3. Уникальность воды озера.

4. Органический мир озера.

Форма проведения урока: урок – путешествие по Байкалу.

Учебно-наглядный комплекс: презентация о Байкале; раздаточный материал.

Ход урока:

Добрый день, дорогие ребята!

По-алтайски - золотое озеро, по-китайски – «Байхай» северное море , по-бурятски «Байгал» - огненное озеро , по-якутски - богатое озеро, по монгольски «Байгал-Далай» - большое озеро.

Древнее. Чистое. Священное. Загадочно, как сфинкс, и непредсказуемо, как торнадо. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете.

Что же это за озеро, которое является уникальным на нашей планете?

????проблема?????

Сказать о том, чтобы внимательно слушали.

Слайд 1.

Сегодня, мы на уроке познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал. Байкал слишком велик и таинственен.

Слайд 2.

Из космоса виден древнейший Байкал. Скажите, пожалуйста, ребята, на что же похож Байкал? (Ответ ребят) Конечно, из космоса Байкал имеет форму молодого месяца, похож на фрукт – банан.

Слайд 3.

Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.

Слайд 4.

Глубина Байкала -1637 м. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

Длина Байкала – 636км. Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км.

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов.

Слайд 5.

Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 м – это озеро Танганьика в Африке (1470 м) и Каспийское море на юге России (1025 м)

Слайд 6.

В Европе о Байкале стало известно из рассказов Марко Поло – итальянского путешественника и купца 13 века по Азии «Книга о чудесах мира». О Байкале он пишет: Китайское Пехай – «Северное море», бурят- монгольское, Даланор – «Святое море», тунгусское Лама – т.е. «Море».

Слайд 7.

С давних времен разные народы заселяли берега Байкала – тюрки, монголы, эвенки, буряты, якуты и каждый называл озеро по своему. Название озера до наших дней вызывает много  споров. Самое загадочное из них Байгал (Байкал).

Слайд 8.

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

Слайд 9.

Ребята! Вы уже знаете, что в озере Байкал 20% запасов пресной воды мира. Его называют «колодцем планеты». Воду Байкала называют уникальной, потому что она отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Байкальская вода – пресная, в ней мало солей. На вкус она приятная и мягкая, не имеет запаха. Она – эталон безопасной и полезной для здоровья воды. Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

Давайте познакомимся с ними.

  1. Байкальская губка. Губки приносят неоценимую пользу Байкалу. Только одна маленькая губка размером 5–7 см способна за сутки профильтровать 10–12 литров воды.

Слайд 10.

  1. Бокоплавы – это названия ракообразных Байкала. Их называют так потому, что они плавают на боку. Это самые многочисленные представители байкальской фауны. Бокоплавы всеядны. Некоторые из них питаются растениями, а при случае и мелкими животными. Есть среди них трупоеды, или стервятники. Поэтому бокоплавов называют санитарами Байкала.

Слайд 11.

  1. Байкальская эпишура – это родственник бокоплавов. Численность составляет от 3000 до 45 000 экземпляров в 1 м3 . Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рачка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала.

Ребята, вы убедились, что Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды? Надеемся, теперь вам стало понятно, что редкой чистотой и исключительными свойствами воды Байкал обязан жизнедеятельности своего животного и растительного мира. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м.

Слайд 12.

Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.

Слайд 13.

Селенга – самый большой приток Байкала. Она приносит половину объёма речных вод, поступающих в озеро. Её длина – 1024 км. Своё начало Селенга берёт в Монголии, пересекает государственную границу, 415 км течёт по территории Республики Бурятия и впадает в Байкал. Вода в Селенге круглый год, и особенно летом, мутная. Как вы думаете, почему? (В её истоках – в степях Монголии, резко континентальный климат, почти нет растительности, круглый год дуют сильные ветры. Они подхватывают мелкие песчинки, перетирают их в пудру и разносят на большие пространства. Эту пыль захватывают дожди и сносят в реки – притоки Селенги. Несмотря на медленное течение Селенги, пыль не оседает на её дно, а попадает в Байкал. Мутность Селенги объясняется ещё и тем, что река протекает по рыхлой породе, которую называют суглинок.)

Слайд 14.

Только одна река Ангара вытекает из Байкала.

Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.

Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила Ангара реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее.

Слайд 15.

Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.

Слайд 16.

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный – Ольхон. В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала.

Слайд 17.

Святой Нос – единственный крупный полуостров на Байкале. Он имеет форму гигантского носа. Бурятское название «Хилмэн-Хушуун» означает «морда (нос) осетра». Его длина – 53 км, ширина – около 20 км.

Слайд 18. Более 70% обитателей Байкала-эндемики. А что такое эндемики?

Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.

Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.

Слайд 19.

Погрузимся в подводное царство озера. Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме. Конечно это знаменитый байкальский омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.

Слайд 20.

Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу. 

Слайд 21.

На глубине 380 м. обитает голомянка. Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.

Слайд 22. 

Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. 

Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов.  

Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Слайд 23.

Самки рождают детёнышей на льду, для чего устраивают логовища на льду в торосах, в снежных заносах, вблизи продушин.

Новорождённого детёныша нерпы называют белёк. Именно он – белёк – является своеобразным символом Байкала.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа им.С.Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Доклад

Номинация: «Летопись Родного края»

Тема «История моего колхоза «Улюнский»

 Выполнила: Гатапова Валентина

ученица 9го класса,

                          Руководитель: Дашиева Цыбик- Ханда Будажаповна,

    учитель биологии

2019г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………1стр…
  2. История создания колхоза «Улюнский»………………………

         2.1. Коллективизация и начало колхозного производства

  1. Люди и судьбы

3.1 Мои деды-фронтовики,колхозники

     4. Заключение……………………………………………………

     5. Список литературы

     6. Литература

     7.. Источники информаций…………………………………………

Соблюдай красную строку

Введение:

          Крайне трудно рассказать об истории колхоза в кратких скупых строках. Самые трудные довоенные, военные и послевоенные годы, наполненные тяжелейшим трудом, полных лишений, полуголодные, под страхом репрессий вынесли на своих плечах наши деды и прадеды, наши бабушки и прабабушки. Они заслуживают все без исключений званий «Герой труда». Благодаря простым колхозникам укрепилась мощь государства, была великая победа и наше благосостояние.

              Для жителей Улюнского сельского поселения колхоз «Улюнский»  всегда являлся градообразующим предприятием. Вся жизнь улюнцев была                      тесно  связана с хозяйством. А как все начиналось?  Сейчас уже многое стерто временем, забываются события, люди. Новый взгляд на проблему перелома деревни, очень далёк от прежнего. Но, так или иначе, я все же постараюсь представить  картину происходящего в те далёкие времена такой, какой  она отражена в летописных материалах нашего села.  

Результаты деятельности отражены в этом исследовании, ведь никто не вправе забывать о вкладе, который внесли труженики села  в  развитие хозяйства нашего края.

Цель исследования: изучение история образования и развития колхоза «Улюнский»  

Задачи исследования:

  • Найти  достоверные источники, различные материалы об истории создания колхоза;
  • проанализировать содержание архивных источников и литературы, содержащих информацию об образовании колхоза на территории селаУлюн;
  • собрать сведения о ветеранах колхоза.
  •  Объектом   исследования является история развития колхоза «Улюнский»
  •   Предмет исследования: этапы развития колхоза «Улюнский      
  • Хронологические рамки охватывают период с 1924 по 2006 год.
  • Практическая значимость работы определяется возможностью её использования  в исследованиях краеведческого характера. При написании рефератов  по истории родного края, на уроках истории, краеведения, в работе краеведческих кружков.
  •  Использовались методы: анализ литературы, Интернет – ресурсов, интервьюирования респондентов, работа с данными  школьного   архива,
  • Источники исследования:  материалы школьного музея, документы семейного архива Гатапова А.Ц., летописная книга села «Лугшахан», литературные источники.

История создания колхоза «Улюнский»

Коллективизация и начало колхозного производства

      В январе 1924 года инструктором Баргузинского айкома комсомола Васильевым в улусе Улюн было проведено собрание молодежи, на котором присутствовали 30 человек. На этом собрании была организована комсомольская ячейка в нее вошли десять человек. Вот имена первых комсомольцев :Федор Казаков-председатель ячейки, Парфен Цивилев,Фото Михаил Баранов и другие.

  Устав сельхозартели

Эти ячейки в начале 30-х годов перешли на Устав сельхозартели. В Уставе земля закреплялась в бессрочное пользование, не подлежало купли - продаже. Устав определял размер приусадебной земли и скота находившиеся в личном пользовании.

Затем в Улюкчикане в период коллективизации была создана коммуна. Она называлась «Очин коммуна» , на бурятском «Ошон» , что в переводе на русский язык означает «Искра»(3)

База коммуны «Ошон»была довольно богатой, имела:

  • 1) водная мельница на реке Лугшахаан
  • 2) кожевенный завод
  • 3) кирпичный завод
  • 4) водная глиномешалка
  • 5) водная молотилка
  • 6) пилорама
  • 8) мастерские
  • 9) кузница

Мельницу, кожевенный завод до появления коммуны построил Шоно Улзэтуев. На кожевенном заводе делали обувь для населения. В кузнице работал мастер-кузнец Ангаров Эрдыни. Он умел делать полный комплект конной утвари, ковал лошадей и делал некоторые детали для техники.

В 1935 году были приняты новые редакции Устава и были переименованы в коллективные хозяйства (колхоз). Коммуна стала колхозом имени Разумова, по имени первого секретаря Восточно-Сибирского крайкома партии, тогда республика входила в состав края.(3) В колхоз сдавали лошадей, инвентарь. Машин не было, были вилы, молотилки. Пахали на лошадях. Тяжелое было время- нужен корм для скота, семена. Несмотря на невзгоды люди, верили в лучшую жизнь.  Честно трудились на благо Родины.

Колхозы вели плановое хозяйство. Полученным урожаем руководствовались так: продавали продукцию государству возвращая семенные и прочие ссуды, а оставшееся делили среди колхозников. После смерти Сергея Мироновича Кирова колхоз был переименован и стал носить имя Кирова. (3)

ГЭС

  • После Великой Отечественной войны в 1952 году была построена Улзахинская ГЭС, максимальная мощность которой была 360 кВт. Она питалась мощными потоками реки Ууллзаха. Это творение народных мастеров: Гармаева Бадмы  Урбагаровича, Балаганова Бадмы, Наянай Аюши и других.

Фото ГЭ

  В 1951 году в связи с укреплением все колхозы были объединены в «Колхоз им. В.И.Ленина», председатель Устинов Егор Федорович. Центральная усадьба, контора были перенесены в с. Улюн. Бывший экономический магазин Баргузинской степной думы по улице Пионерской использовался как колхозный склад.

  • В 1961 году колхоз был переименован в «Колхоз именем XXII партсъезда» председателем был избран Тараскин Сергей Иннокентьевич. Именно в эти годы началось бурное строительство с. Улюн Фото. Инфраструктура Воспомин.

В Уставе колхоза появились некоторые изменения, в том числе и по оплате труда колхозникам, появилось ежемесячное авансирование. До 1961 года у колхозников не было паспортов ,что было вызвано со стремлением власть удержать людей на селе и только в 1976-1981 гг проводилась полная паспортализация и все колхозники в первые получили паспорта.

Временное удостоверение колхозников.

  • Оставшись без документов сельское население, не могло  покинуть родных мест, поскольку паспортного режима ожидало тюремное заключение. А получить справку о выезде без согласия правления колхоза было абсолютно  невозможно.   Так что люди были намертво привязаны к родным очагам и должны были наполнять закрома родины за жалкие выдачи зерна на трудодни или вовсе бесплатно, поскольку никакого другого выбора у них не было. По постановлению Совета Министерства СССР паспорта всем селянам стали выдавать лишь в 1976-1981.

В 1972 году колхоз был разделен на два колхоза: «Улюнский», председателем был избран Гатапов Сергей Ламажапович воспоминания сходить к Бато Очировичу и «Хилганайский», Гармаев Владимир Шагжиевич.

 В 1980 годах до перестроечных процессов в колхозе «Улюнский» имелось в наличие 1700 голов КРС,13000 овец,400 лошадей,15 комбайнов и 40 автомашин

       В результате экономических реформ в девяностых годах в нашей стране начался трудный период, когда пришлось хозяйством «выживать». СПК «Улюнский», где председателем был Тэлин Станислав Ревомирович устоял экономически. За успехи в работе были удостоены звания «Заслуженный работник АПК РБ» Доржиев Цырен Будаевич,Зурлов Баярто Батоевич,Дашиев Баир Жамсаранович и другие. «Заслуженный ветеринар РБ» Гатапов Радна Бадмаевич. Низовцев Иван Николаевич был удостоен звания «Заслуженный механик РБ» а так же награжден орденом « трудовой славы третьей степени». Впервые в нашем поселке появилось новое направление-пчеловодство где работал Романов Очир Сангадиевич, возобновились огородничество,где бригадиром был Бадмаев Вячеслав Иванович.

  • За трудовые успехи были отмечены званием «Заслуженный агроном БурАССР»-Баторов Дугар Сангадиевич;орденом дружбы народов-Цыденов Василий Ламошкоевич;орденом трудовой славы 2и 3 степеней удостин Ринчинов Валерий Баяндуевич. Награждены орденами трудового красного знамини-Тибочкиева Бальжин Урбагаровна,Балаганова Евдокия Шагжиева и другие;медаль «За трудовую доблесть»-Бадмаев Батомунхо Аюшеевич;орден знака почета-Аюшеева Цыцык Урбагаровна,Казаков Василий Иванович;»Заслуженный животновод БурАССР»-Гомбоев Лобан Гармаевич. Появились новые направления в животноводстве: птицеводство и свиноводство.

Животноводство

  • Большая роль в процветании колхозного производства принадлежит и специалистам проработавших в разные года: Цыремпилова Агния Тибочкиевна, Шагдуров Бадагар Цыремпилович, Раднаев Цыдып Раднаевич и другие.
  • Активное руководство колхозным производством со дня его образования до распада односистемного партийного правления в стране принимала партийная организация колхоза.

Стогометатели

  • Летом в колхозе заготавливалось огромное количество сена. Работали все: и взрослые,и школьники. Сохранность поголовье скота зимой,без падежи,зависело от того ,как качественно заготовлено и сохранено сено. Это зависело в основном от умения метать сено в стога. Таких людей-мастеров стогометателей было мало. Они являлись гордостью колхоза. В довоенное и в военное время ими были Ринчин Романов, Арсалан Ухинов. Метали они 20 hууритай (основа стога 20 копен) стог за 2 дня, примерно 250 центнеров сена.

Стрижка овец

  • В колхозе «Улюнский»в советское время на период развития коммунизма имелось около 25 отар, в которых числилось 13-14 тыс.овец. центром стрижки овец было село Улюкчикан. План по стрижке овец колхозники, школьники выполняли за неделю. Это был целый большой трудовой праздник- работали все. Вот в эти периоды выросли скоростники-стригали овец электромашиной. Очиров Цырен Кушеевич в день стриг до 120-130 голов. Он занимал первое место по скорости и технике в колхозе,районе,республике. За ним шли Очиров Бадма Дымбренович, Бубеев Сергей Павлович. Среди ручных стригалей-женщин первое место занимает Очирова Наталья Батуевна. Она стригла до 60 голов в день. Среди школьников самый быстрый и техничный ручной стригатель-Ухинов Бадма Базарович. Его личный рекорд 80 голов в день.

Заключение:

 Колхоз играл важную и ключевую роль в жизни селян.

Заключение

               В данном исследовании полностью достигнута цель, которая  была поставлена в начале.  Мне  удалось собрать информацию о  колхозе «Улюнский» Узнать, как появился данный колхоз в нашем селе, каковы заслуги  его работников и значение данного колхоза в развитии  Баргузинского района    и всей страны.

Также выполнены все те задачи, которые были поставлены в начале исследования: я собрала  сведения о многих ветеранах колхоза. Благодаря их воспоминаниям мне  удалось буквально «пропитаться», проникнуться духом того времени.  Действительно, осознать тот подвиг, который буквально каждый день совершали работники колхоза.

       Уже сейчас я абсолютно уверена, что земля так просто от себя не отпустит, чем бы я дальше в жизни не занималась. Очень хотелось бы, чтобы дедушкины качества,  такие как трудолюбие, преданность родной земле, честность, чуткое отношение к людям сопровождали меня всегда и везде.   Ведь не может же быть мой интерес к данной теме случайным?! Он сидит где-то глубоко внутри, в сердце, потому, что он тесно связан с жизнью самого родного и дорогого мне человека- моего дедушки.

То, что я изучила, это лишь малый вклад в изучение нашего села,   и эту работу нужно продолжать. Ведь изучение истории своего родного края способствует лучшему пониманию процессов, происходящих в наше время

Литература:

  1. Архивные данные колхоза
  2. «Лугшахан»- ……….
  3. «О жизни и о времени»- П.Л. Натаев., Улан-удэ, 2005г.
  4. Воспоминания секретаря парткома колхоза «Улюнский», Бадмаева Василия Санжиевича
  5. Воспоминания………….

Источники информаций:

1) Воспоминания старожилов села.

2) Архивные данные колхоза

3) Информация из Улюнского музя

4) Интервью.

Приложение.

Председатели колхоза «Улюнский»

  • Эрдыниев Ринчин Эбхеевич(1940-1941)
  • Орбодиев Очир (1942-1946)
  • Тараскин Василий Владимирович(1946-48,1950-1952)
  • Эрдыниев Бадма Потхоевич(1953-1955)
  • Устинов Егор Федорович(1956-1960)
  • Будаев Будажап Батуевич(1961)
  • Тараскин Сергей Иннокентьевич(1961-1972)
  • Гатапов Сергей Ламожапович(1972-1978)
  • Очиров Доржи Ламажапович(1978-1983)
  • Дампилон Искра Дамбиевич(1983-1985)
  • Гармаев Юрий Будаевич(1985-1996)
  • Тэлин Станислав Рэвомирович(1996-2003)
  • Будаев Валерий Борисович(2003-2008)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа им.С.Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Доклад

Тема:

 «Суточная активность удодов в

Северо- Восточном Прибайкалье ( в с.Улюн)»

 Выполнила: Гатапова Валентина ученица 9го класса,

                                                                    «Улюнской СОШ, имени С. Хамнаева»

Руководитель: Дашиева Цыбик- Ханда Будажаповна, учитель биологии

2019г.

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………….…….
  2. Основная часть:

А) Морфологическая характеристика  и особенности экологии

удода…………………………………………………………..

Б) Практическая часть……………………………………………………….

     3. Заключение……………………………………………………………………

Введение

Птицы в населённых пунктах являются одной из самых заметных и многочисленных групп диких позвоночных животных.

Окрестности нашего с.Улюн очень много разных видов птиц, многие знакомы нам с детства.  Хвойные леса населяют в основном, не только хищные виды птиц, например канюк обыкновенный, коршун, но и такие как- кукушка обыкновенная, кукушка глухая, малый дятел. В смешанных лесах можно встретить выше названные виды птиц, а также таких видов, как кукша. В околоводных районах утиные и цаплевые. В скалистых местностях и у подножия гор можно встретить каменку-плешанку, горную трясогузку.

Актуальность

Знать природу родного края должен каждый человек. С детства нам знакомы такие птицы как ворона, сизый голубь, воробей, сорока, галки. Способность птиц летать всегда завораживала человека, поэтому птицы являются излюбленным объектом для исследования. И для своего исследования я выбрала удода– небольшая птица степного ареала обитания.

Цель: Изучить суточную активность удода в Северо-Восточном Прибайкалье (в окрестности с. Улюн)

 

Задачи:  

1. Выявить особенности  биотопических характеристик удода.

2 Выяснить суточную активность взрослых птиц, насиживание яиц.

          3 Выявить динамику суточной активности удода      

Систематическое положение объекта

Класс: Птицы

Отряд: Птицы-носороги

Семейство: Удодовые

Род: Удоды

Вид: Удод

Удод

Небольшая птица длиной 25-29 см и размахом крыльев 44-48 см. Выделяясь полосатым черно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из самых легкоузнаваемых птиц. Окрас головы, шеи и груди в зависимости от подвида варьирует от розоватого до каштанового. Крылья широкие, округлые, окрашены контрастными черными и беловато-желтыми полосами. Хвост средней длины, черный с широкой белой перевязью посередине. Брюшная часть туловища розовато-рыжая, с черноватыми продольными полосами по бокам. Хохол на голове оранжево-рыжий, с черными вершинами перьев. Обычно хохол сложен и имеет длину 5-10 см. клюв длиной 4-5 см, слегка загнут вниз. Самцы  и самки внешне друг от друга не отличаются.

Поведение.

 По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.

В  период насиживания и кормления птенцов вырабатывается маслянистая жидкость и имеющая резкий и неприятный запах, этим удоды пытаются защититься от некрупных наземных хищников. Полет у них небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удается схватить удода  в воздухе.

Голос.

Вокализация удода такая же особенная, как и его внешний вид. Голос – глухой, слегка гортанный, повторяемый несколько раз подряд. Гортанный крик « уп-уп-уп или уд-уд-уд», откуда и получил свое название. Кроме того, в случае удивления или испуга удод издает пронзительный вопль  «чи-ир», напоминающий крик кольчатой горлицы.

Питание

Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей.

Кормится удод на поверхности земли. Обычно в невысокой траве либо на оголенной почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Язык  у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли – для этого птица подбрасывает ее в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части.

Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений.  Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища.

 Широко распространен в южной и центральных областях Европы и Азии, а также почти на всей территории Африки. Излюбленным местом обитания является открытая местность с редким кустарником или деревьями, такая как саванна, луг или пастбище. Также встречаются во фруктовых садах и виноградниках. Осторожна, но не пуглива – как правило, сторонится человека и улетает при его приближении. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых.

Практическая часть

Суточная активность взрослых птиц около гнезда

Исследования суточной активности велось в солнечную и пасмурную погоду, в разное время суток. Во время высиживания яиц самка безвылазно, не отлучаясь, сидит в гнезде. Самец, заботясь о будущем потомстве, кормит самку.  Я наблюдала за активностью прилетов самца и время кормления самки. Среднестатистические результаты наблюдений вы можете видеть в таблице.

Время прилетов

Количество прилетов

03:50-06:00

4

06:00-08:00

16

08:00-10:00

11

10:00-12:00

8

12:00-14:00

13

14:00-16:00

17

16:00-18:00

12

18:00-20:00

7

20:00-22:00

11

22:00-00:00

14

00:00-01:30

9

Выводы

Изучив особенности поведения удода, я могу сделать следующие выводы:

1)Получили представление об образе жизни удода. Поселяются парами, гнездо строят в расщелинах человеческих построек или в высокой траве, то есть этот вид предпочитает места с открытым ландшафтом или могут обитать возле человека. Питаются преимущественно наземными насекомыми.

2)Самцы- удоды всегда находились рядом, беспокоясь и стараясь отвести наблюдателей от гнезда.

3) Мои наблюдения показали, что самую большую суточную активность удоды проявляют с 14 до 16 часов дня.

Выводы:

1)Мои наблюдения показали, что самую большую суточную активность удоды проявляют с 14 до 16 часов дня.

     2)Получили представление об образе жизни удода. Поселяются парами, гнездо строят в расщелинах человеческих построек или в высокой траве, то есть этот вид предпочитает места с открытым ландшафтом или могут обитать возле человека. Питаются преимущественно наземными насекомыми.

3)Родители всегда находились рядом, беспокоясь и стараясь отвести наблюдателей от гнезда.