Инновационная деятельность

Дашиева Цыбик-Ханда Будажаповна

Адаптированная рабочая программа по биологии, географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_pobiologii_adaptir._8_kl.docx70.63 КБ
Файл adaptir._rab_prog_po_geografii_8kl.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа им. Сахара Хамнаева»

Утверждаю:                                                                                                 Согласовано

Директор школы                                                                            Зам.директора по УВР

_____________                                                                                         _____________

«__»сентябрь2017г.                                                                               «__»сентябрь 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для ученика  8 класса

по адаптированной образовательной программе для детей с УУО

Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповны

Улюн

2017-2018г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.

Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в «Улюнской СОШ имени Сахара Хамнаева»

       Психолого-педагогическая характеристика на Ли-зи-фу Антона Ивановича, 10.01.2002 года     рождения, диагноз: F- 70 .

   Антон достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются       ошибки по невнимательности. При заучивании долго разбирается в материале. Работая над изложением, делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, выполняет упражнения в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. Большей частью поступает не обдуманно, рассчитывает на «везение». В большинстве случаев  Антон заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. Нужна адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям ребенка, для чего необходимо детализировать систему изучения того или иного раздела программы. Программный материал преподносить небольшим объемом, усложнять постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных задач.

    Мальчик с удовольствием общается с людьми. Оживлен, активен. Очень эмоционально реагирует на  жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко. Эмоционально уравновешен

      Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

      С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащемуся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

        Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  • Овладение основными знаниями по биологии.
  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе

  • Введение
  • Беспозвоночные животные:
  • Позвоночные животные
  • Рыбы
  •  Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  •  Птицы
  •  Млекопитающие
  • Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, — полезная  в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел.

Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям..

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстраци, фильм о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация фильм о птицах.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, лабораторные работы, экскурсии) и устный опрос.   

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2016 год.  

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема

Цель

Практические работы

1

05.09

Многообразие животного мира.

Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

2

12.09

Значение животных и их охрана.

Рассказать о значении животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, выявить меры охраны животных.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

3

19.09

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных,  

особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви.

Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб.тетр. с.1 № 1,2

4

26.09

Круглые черви – паразиты человека

Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

5

03.10

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и  их образе жизни.

Познакомить с представителями этого класса.

Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Наблюдения за живыми насекомыми Раб. тетр. с.2 № 1

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

6

10.10

Бабочка – капустница.

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида бабочки капустницы и вреде наносимом сельскому хозяйству.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых Раб. тетр. с.3 № 5

7

17.10

Майский жук.

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида майского жука

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.2 № 1,2,3,4

8

24.10

Комнатная муха

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида комнатной мухи

Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых.

9

07.11

Медоносная пчела

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида медоносной пчелы, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;  её ролью в природе и жизни человека.

Демонстрация коллекции пчёл, схематические зарисовки и записи в тетрадях.  Раб. тетр. с.4 № 7,8,9

10

14.11

Внешнее строение и скелет рыбы.

Сформировать

представление  о внешнем строении и скелете рыб.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.  Раб. тетр. с.8 № 1,2,3; с.9 №5

11

21.11

Размножение рыб

Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 7

12

28.11

Речные рыбы Морские рыбы

Уточнить и расширить представления детей о речных, морских рыбах

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.9 №,4, 6,8

13

05.12

Рыболовство и рыбоводство

Познакомить учащихся с рыболовством и рыбоводством, дать понятие о значении данной отрасли сельского хозяйства

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

14

12.12

Рациональное использование и охрана рыб

Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний по теме «Рыбы», познакомить с рациональным использованием и охраной рыб.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

15

19.12

Общие Признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных

Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки

Демонстрация в/ф; схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.13 № 1,2,3

16

26.12

Размножение и развитие лягушки

Познакомиться с размножением и развитием лягушки

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.17 № 8,9                                                                                                                                                                                                                                                                              

17

09.01

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

Выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.18 № 1,2,3

18

16.01

Размножение и развитие пресмыкающихся

Познакомить учащихся размножением и развитием пресмыкающихся

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.20 № 6

19

23.01

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

Раскрыть особенности строения  и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.21 № 1,2

20

30.01

Особенности скелета

Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.22 № 3,4

21

06.02

Размножение и развитие

Познакомить учащихся с размножением и развитием птиц

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.24 № 7,8,9

22

13.02

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса

Познакомить учащихся с птицами, кормящимися в воздухеи леса, дать понятие о том, почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.  Раб. тетр. с.25 № 10,11,12

23

20.02

Хищные птицы

Познакомить учащихся с хищными птицами, научить отличать хищных птиц от других экологических групп.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.26-27  № 13, 14

24

27.02

Птицы пресных водоёмов и болот. Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с разнообразием птиц водоёмов и болот, многообразием, образом жизни и                                                  значением птиц, обитающих вблизи жилья человека

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.28

,30 № 15, 16,18

25

06.03

Домашние куры утки, гуси

Расширять представление учащихся о группах птиц на основе знакомства с домашними птицам

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30- 31 № 19,20

26

13.03

Внешнее строение млекопитающих

Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32 № 1

27

20.03

Особенности скелета и нервной системы

Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32-33 № 2,3

28

27.03

Грызуны, Значение грызунов в природе и в жизни человека

Актуализировать знания учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека;

. Показать их значение в природе и в жизни человека.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.35 № 8,9

29

10.04

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов

Познакомить учащихся с представителями семейства зайцеобразных,

их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,

размножением и значением в природе и жизни человека. Знакомство с

основными вопросами разведения кроликов

Записи и зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37 № 12,13

30

17.04

Хищные звери

Формировать представления об  особенностях хищников  

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37-38 № 14,15

31

24.04

Дикие пушные хищные звери

Формировать представления об  особенностях диких пушные хищных зверях.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 16

32

30.04

Домашние хищные звери – кошка, собака

Расширить представление о кошках и собаках

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

33

08.05

Сельскохоз-ые животные

Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животными

34

15.05

Итоговая контрольная работа

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:

       В результате изучения курса биологии в 8 классе  обучающийся должен  знать: 

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Должен уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

НА КОНЕЦ  2017 – 2018 УЧЕБНОГО ГОДА

1. Ответить на вопросы:

1) Почему насекомые относятся к беспозвоночным животным?

2) Перечислите  3-4 названия насекомых.

3) Какие насекомые приносят вред человеку?

4. При помощи какого органа дышат рыбы?

2. Подчеркни правильный ответ.                               

 Тело  насекомых состоит из отделов:

А. Головы и брюшка

Б. Груди и брюшка

В. Головы, груди, брюшка                                                                                                                  

 Сколько пар ног у насекомых?:

А. 4 пары ног

Б. 3 пары ног

В. 2 пары ног                                                                                                                                          

4. Соедини стрелкой правильный ответ:

 Насекомые, приносящие пользу                                                  Муха                                                    

                                                                                                         Медоносная пчела                              

                                                                                                         Яблонная плодожорка                                                                              

  Насекомые, приносящие вред                                                    Бабочка-капустница                                        

                                                                                                         Муравей                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         Тутовый шелкопряд

5. Что характерно для рыб?  Подчеркни.

Лёгкие, жабры, плавники, чешуя, шея, откладывают икру, откладывают яйца.

6. Биологическая задача:

Эта тайна хранилась в Китае много тысяч лет. Выдача секрета шёлка иностранцам в Китае каралась смертной казнью. Однако, несмотря на строгую секретность производства шелка, за 200 лет до нашей эры шелководство проникло в Корею, затем в Японию. Какое насекомое производит шёлк?  

Разгадай и запиши.

     Т

Ш

Е

 Д

      У

 Й

Л

Я

Т

Ы

К

Р

      О

В

О

П

__________________________________________________-

7.Подчеркни одной чертой органы дыхания у рыб, двумя чертами органы кровообращения у рыб.                                                                                                                              Лёгкие, желудок, кровеносные сосуды, жабры, нервы, 2-х камерное сердце.

8.Кто лишний в каждом ряду. Вычеркни.                                                                                           

А. Щука, окунь, треска, сом, судак.                                                                                                                                                                                                                                                                

Б. Сельдь, треска, щука, камбала.

9.Распредели правильно животных.

Соедини их стрелкой.

Земноводные                                     Пресмыкающиеся  

Крокодил, лягушка, ящерица, змея, жаба, черепаха, рыба.  

10.Подчеркни одной чертой сведения о лягушке и двумя чертами о ящерице.                                                                                                                                 живёт на суше и в воде                                                                                                                                                                                

живёт на суше                                                                                                                                                              

 передние и задние конечности одинаковые                                                                                                                                            

передние конечности заметно короче задних                                                                                                                                                      

 передвигается по земле прыжками                                                                                                                                                    

 передвигается шагами

кожа сухая, покрытая роговой чешуёй                                                                                                                

кожа влажная, голая, покрытая слоем слизи                                                                                                                                                              дышит лёгкими и кожистой оболочкой.                                                                                                                                                                    дышит только лёгкими                                                                                                                                                                                    

откладывает икру                                                                                                                                

откладывает яйца, покрытые плотной

11.У птиц в отличие от пресмыкающихся есть:

а) хвост б) перья в) когти

г)крылья. Подчеркни.

12. Крупная нелетающая птица:  

стол- ол+ рама-ма+ усы-ы

       Запиши: ____________________________

     Самая маленькая птица:  кожа- жа+ лимон –мон+ бриз –з

       Запиши: ______________________________

13. Внутреннее строение птиц. Обведи номера верных утверждений.

       А.Размножение яйцами, покрытых скорлупой

       Б.Размножение яйцами, покрытых плотной кожистой оболочкой.

       В.Дышат лёгкими

       Г. Сердце 3-х камерное

       Д.Сердце 4-х камерное

       Е.Дышат жабрами

       Ж.Кости скелета лёгкие с воздушными полостями внутри.

14.Кто лишний в каждом ряду? Вычеркни.

     Воробей, синица, ласточка, голубь.

     Цапля, скворец, грач, снегирь.

15. Что не относится к общим признакам млекопитающим? Вычеркни.

       Рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком, имеется волосяной покров,

ноги располагаются по бокам туловища, 7 шейных позвонков, не имеют наружную ушную

раковину, 3-х камерное сердце.

16.Как называется книга, куда занесены исчезающие  виды животных? Подчеркни.

А. Чёрная книга

Б. Красная книга

В. Жёлтая книга

Г. Зелёная книга

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

1.        Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.

Методическое пособие учителя:

  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 г.

Дидактические материалы:

1.        Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 г.

2.        Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 г.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа им. Сахара Хамнаева»

Утверждаю:                                                                                                 Согласовано

Директор школы                                                                            Зам.директора по УВР

_____________                                                                                    __ _____________

«__»сентябрь2017г.                                                                           «__»сентябрь 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для ученика  8 класса

по адаптированной образовательной программе для детей с УУО

Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповны

Улюн

2017-2018г

Пояснительная записка.

Рабочая программа "География для 8 класса" составлена на основе программы "География" Т.М.Лифановой из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006г под редакцией И.М.Бгажноковой.

Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в «Улюнской СОШ имени Сахара Хамнаева»

       Психолого-педагогическая характеристика на Ли-зи-фу Антона Ивановича, 10.01.2002 года     рождения, диагноз: F- 70 .

   Антон достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются       ошибки по невнимательности. При заучивании долго разбирается в материале. Работая над изложением, делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, выполняет упражнения в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. Большей частью поступает не обдуманно, рассчитывает на «везение». В большинстве случаев  Антон заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. Нужна адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям ребенка, для чего необходимо детализировать систему изучения того или иного раздела программы. Программный материал преподносить небольшим объемом, усложнять постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных задач. Мальчик с удовольствием общается с людьми. Оживлен, активен. Очень эмоционально реагирует на  жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко. Эмоционально уравновешен

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Изучение географии в коррекционном классе расширяет представления ребенка с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Курс 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной , Южной Америки и государств Евразии. Учитель знакомит ученика не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. Дается обзор природных условий материку, на котором мы живем.

Тематический план

Согласно учебному плану, для 8-го класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2017-2018 учебном году – 34 учебные недели, всего – 34 часа в год.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Океаны

2

3.

Африка

4

4.

Антарктида

2

4.

Австралия

3

5.

Северная Америка

4

6.

Южная Америка

4

7.

Евразия

4

8.

Повторение

2

9.

Государства Зарубежной Европы

4

10.

Государства Ближнего Зарубежья

4

34

Содержание:

"Введение" рассчитано на знакомство с новым курсом географии, новыми учебниками, атласами и правилами пользования ими.

В разделе "Океаны" идет знакомство с географическим положением, природой и хозяйственным значением океанов для человека.

В разделах "Африка", "Австралия", "Северная Америка", "Южная Америка", "Антарктида", "Евразия" ученик знакомится с географическим положением материка, его климатическими особенностями, растительным и животным миром, а также населением и крупными государствами.

В процессе изучения каждого материка ученик наносят на контурную карту названия наиболее крупных географических объектов, данных в программе.

Раздел "Государства Зарубежной Европы" рассчитан на знакомство ученика со странами Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы и Восточной Европы. Ученик знакомится с географическим положением государств, их столицами, населением и их занятиями.

При изучении раздела "Государства Ближнего Зарубежья" обращается внимание ученика на бывшие союзные республики, их развитие и связи с Россией.

Раздел"Повторение" рассчитан на закрепление знаний ученика, полученных в течении учебного года.

Основные требования к знаниям и умениям ученика

Ученик должен знать:

- Атлантический, Северно-Ледовитый, Тихий, Индийский океаны, географическое положение и их хозяйственное значение;

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Ученик должен уметь:

- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

календарно- тематический план- 8 класс

1 четверть- 9 часов

К-во

часов

Дата

Тема

урока

Цель

урока

Обор-е

1

1

05.09

Введение

Познакомить с новым курсом географии- дать представление о том, что изучают в географии материков и океанов и государства Евразии.

Карта

Атлас

2

1

12.09

Атлантический океан.

Тихий океан.

Северный-Ледовитый океан

Индийский океан

Познакомить с ГП океанов, их хозяйственным значением

К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения океанов.

В. прилежания

Карта

Атлас

3

1

19.09

Географическое положение. Острова и полуострова.

Климат. Реки и озера

Познакомить с ГП материка, островами и полуостровами климатическими условиями и водными ресурсами

К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО .

В. Аккуратности

Карта

Атлас

4

1

26.09

Растительный мир

Животный мир

Познакомить с разнообразием растительного и животного мира.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных Африки

В. мотивации к уроку.

Карта

Атлас

5

1

03.10

Население Африки.

Государства Африки.

Познакомить с народами , населяющими Африку и крупными государствами.

Р. память и пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств Африки.

В. прилежания

Карта

Атлас

6

1

10.10

Обобщение по теме «Африка»

Уточнить и закрепить знания по данной теме.

Развивать память, пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения растений, животных, ГО.

Воспитание интереса к изучаемому предмету

карта

7

1

17.10

Географическое положение, рельеф, климат Антарктиды.

Дать представление о ГП и климате Антарктиды.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО.

В. мотивации к учению.

Карта

учебник

8

1

24.10

Растительный и животный мир .

Исследования Антарктиды.

Познакомить с растительным и животным миром Антарктиды.

Р. память при запоминании названий растений и животных Антарктиды.

В. прилежания

атлас

9

1

07.11

Обобщение по теме: «Антарктида»

Уточнить и закрепить знания по данной теме.

Развивать устную речь при ответах на вопросы с опорой на иллюстрации и карту.

Воспитание интереса к изучаемому предмету

карта

10

1

14.11

Географическое положение.Рельеф, климат, реки и озера.

Познакомить с ГП материка, его природными условиями и водными ресурсами.

К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения материка.

В. интерес к учению

Карта

Атлас

11

1

21.11

Растительный мир

и животный мир

Познакомить с разнообразием растительного и животного мира.

К. памяти при запоминании и воспроизведении названий растений и животных Австралии.

В. прилежания

Карта

Атлас

12

1

28.11

Население Австралии.

Познакомить с народами , населяющими Австралию .

Р. память при запоминании и воспроизведении названий жителей материка.

В. прилежания

Учебник

атлас

13

1

05.12

Географическое положение. Острова и полуострова.

Реки и озера

Познакомить с ГП материка, островами и полуостровами.

Реками и озерами.

К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО .

В. Аккуратности

Карта

Атлас

14

1

12.12

Климат.

Растительный мир

Животный мир

Познакомить с климатом, разнообразием растительного и животного мира.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных Северной Америки

В. мотивации к уроку.

Карта

Атлас

15

1

19.12

Население и.

государства Северной Америки.

Познакомить с народами , населяющими материк и крупными государствами.

Р. память и пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств .

В. прилежания

Карта

Атлас

16

1

26.12

Обобщение по теме «Северная Америка»

Уточнить и закрепить знания по данной теме.

Развивать устную речь при ответах на вопросы, память с опорой на иллюстрации и карту.

Воспитание интереса к изучаемому предмету

карта

17

1

09.01

Географическое положение. Острова и полуострова.

Реки и озера

Познакомить с ГП материка, островами и полуостровами.

Реками и озерами.

К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО .

В. Аккуратности

Карта

атлас

18

1

16.01

Климат.

Растительный и

животный мир

Познакомить с климатом, разнообразием растительного и животного мира.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных Южной Америки

В. мотивации к уроку.

Карта

атлас

19

1

23.01

Население и.

государства Южной Америки.

Познакомить с народами , населяющими материк и крупными государствами.

Р. память и пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств .

В. прилежания

Карта

атлас

20

1

30.01

Обобщение по теме «Южная Америка»

Уточнить и закрепить знания по данной теме.

Развивать память, пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения ГО.

Воспитание интереса к изучаемому предмету

карта

21

1

06.03

ГП. Острова и полуострова, климатические условия материка.

Познакомить с ГП материка его природными условиями, реками и озерами.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО.

В. прилежания

Карта

Атлас

22

1

13.03

Растительность и животный мир материка

Познакомить с разнообразием растительного и животного мира материка.

К. памяти при запоминании и воспроизведении названий растений и животных с опорой на атлас.

В. аккуратности

Карта

Атлас

23

1

20.03

Население Евразии

Познакомить с национальным составом материка, их хозяйственной деятельностью.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий народностей, населяющих материк.

В. патриотизма

Карта

Атлас

24

1

27.03

Наш край на карте Евразии

Дать представление о ГП нашей местности.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения ХМАО.

В. патриотизма.

карта

25

1

06.03

Обобщение по теме: "Евразия"

Уточнить и закрепить знания по данной теме.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения ГО.

В. прилежания

Карта

атлас

26

1

13.03

Обобщение по теме: "Материки Западного и Восточного полушария"

Обобщить и уточнить знания о материках восточного и западного полушарий.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО.

В. прилежания

Карта

атлас

27

1

20.03

Государства Западной Европы:

Великобритания, Франция, Германия

Познакомить с государствами западной Европы.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.

В. аккуратности

Карта атлас

28

1

03.04

Государства Южной Европы:

Испания, Италия, Греция

Познакомить с государствами южной Европы.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.

В. аккуратности

Карта атлас

29

1

10.04

Государства Северной Европы: Швеция, Финляндия, Норвегия

Познакомить с государствами северной Европы.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.

В. аккуратности

Карта атлас

30

1

17.04

Государства Восточной Европы:

Польша, Румыния, Болгария, Венгрия,Чехия.

Белоруссия, Украина, Молдавия

Познакомить с государствами восточной Европы.

Р. пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.

В. аккуратности

Карта

атлас

31

1

24.04

Государства Балтии:Эстония, Латвия, Литва

Познакомить с государствами Балтии.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения государств и их столиц.

В. прилежания

Карта

атлас

32

1

02.05

Государства Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Познакомить с государствами Закавказья.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения государств и их столиц.

В. прилежания.

Карта

атлас

33

1

08.05

Государства Центральной Азии:

Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения,

Узбекистан

Познакомить с государствами Центральной Азии.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий государств и их столиц.

В. прилежания

Карта

атлас

34

1

15.05

Контрольная работа за год

Проверить знания, полученные в течении года

Используемая литература:

1.Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина "География материков и океанов 8 класс" ,Москва "Просвещение" 2004г.

2.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География материков и океанов", Москва "Просвещение" 2004г.

3.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина "География Государства Евразии", Москва "Просвещение"2006г

4. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География материков и океанов", Москва "Просвещение" 2004г.