Развитие речи средствами музыки, художественной литературы.
методическая разработка по художественной литературе

Шахова Наталья Геннадьевна

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedagogicheskomu_sovetu.docx23.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету №2

Развитие речи средствами музыки,

художественной литературы.

Воспитатель: Шахова Н.Г.

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

развитие словаря;

обучение рассказыванию и чтению стихов;

формирование диалогической речи;

ознакомление с Художественной литературой и поэзией ;

воспитание культуры речевого общения;

развитие дыхания.

Наша задача — учить детей говорить на литературном языке.

И как светофор регулирует уличное движение, так и нормы литературного языка регулируют нашу речь — дают зелёный свет образцовым словам и формам, а красным светом перекрывают дорогу отклонениям от нормы. Приведённый пример доступен для понимания даже детям.

Так, необходимость строго следовать нормам литературного языка заставляет нас обратить внимание на вопрос: «Правильно ли мы говорим?». А как говорим мы, так говорят и наши воспитанники.

Дети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Мы стараемся «снять» с их лиц неуверенность, сосредоточенность, тревогу, мимическую скованность, постоянно активизируем их внимание, пытаемся увлечь, заинтересовать.

Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.

Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание.

Сначала анализируем все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков ребёнка и в зависимости от них строим дальнейший план занятий. У старших дошкольников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены в той мере, в какой это требует 2 сигнальная система, а нередко даже закреплены неправильно, что обязывает нас обращать внимание на культуру речи ребёнка и стараться проводить с ним небольшие беседы, приучающие не только к хорошему произношению слов, но и к правильному построению речи. Такие беседы соответствуют предлагаемой на занятии теме.

Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню.

Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие. Мы скорее имеем возможность разобраться в музыкальных данных ребёнка и делаем для себя полезные и необходимые выводы, используя их для дальнейшей работы.

Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, мы во всех возрастных группах начинаем разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

На первый план здесь выходит пример взрослого: координация движений речевых органов — губ, языка, голосовых связок, владение правильным дыханием, чёткой дикцией.

Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённой звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

Мы стараемся добиваться осмысленного запоминания, а не механического. Если речь идёт о «сюжетном» стихотворении, дети воспроизводят его сначала посредством действий и слов логического порядка (причина — следствие). Они могут также инсценировать его содержание. Например: сценка «Веснушка ищет весну»

Веснушка.

Ёжик, ты куда бежишь?

Почему ты так дрожишь?

Ёжик

— Здравствуй, милая Веснушка!

У меня замёрзли ушки.

Видно, зря проснулся я,

Думал, что весна пришла.

После такой работы наступает этап усвоения, когда для точного воспроизведения стихотворного текста уже не нужны внешние действия.

Учим ребёнка не только воспринимать музыку, но и аккумулировать полученные впечатления, правильно воспроизводить мелодию песни, солировать и петь в хоре. При повторении песен «оттачиваем» их слова и выразительность исполнения.

Во время разучивания песен постоянно используем дидактические игры.

Чередуем индивидуальное (одиночное) чтение (проговаривание) куплетов с хоровым.

Начиная с младшего возраста мы на каждом занятии стараемся активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первый план ставим диалог малыша со взрослым, установление между ними контакта, доверительных отношений. Первая игра всегда «Кто у нас хороший?», (сл. и муз. С. Галкиной). Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:

Кто, кто у нас, кто у нас хороший?

Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?

В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…

Игра «Всё делаем сами» С. Галкиной (младшая группа) — второй шаг в освоении речи. Снова диалог музыкального руководителя с каждым ребёнком индивидуально.

Постоянно стимулируем желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию знакомых песен, сказок, потешек.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала:

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Во время пения учим детей протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «оладушки», «поливала», «давала», «Даше », «Паше», «Ване», «Тане»  акцентируя внимание на правильное произношение гласных в пропевании имён. Песню осваиваем в игре.

С каждым днём в жизнь малышей входит много нового, появляются предпосылки для новых видов деятельности, в том числе и художественно-речевой. К ним в гости приходят незнакомые сказки, потешки, стихи, песни, сценки из кукольных представлений. Учим детей передавать игровые образы: голосом пропевать звукоподражание «курочки», «собаки», «кошки», «коровы», «лошадки», «петуха».

Уже на четвёртом-пятом году жизни у детей становится более устойчивая эмоциональная реакция на музыку. Они свободно определяют различные средства музыкальной выразительности, слышат не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Уже многие в своей речи используют музыкальные термины и свободно охарактеризовывают смену настроения в произведении, сравнивают несколько произведений по сходству и контрасту.

Постоянно уделяем внимание песенно-игровому творчеству. Расширяем круг образов в движении во взаимоотношении с другими образами.

Дети ярко и эмоционально воспринимают содержание песни, с большим желанием драматизируют, передавая мимикой, голосом и движениями происходящие в ней действия. На досугах, праздничных утренниках они часто драматизируют литературные сценки, сказки. Ярким примером для них служат взрослые их воспитатели. Какими сказочными героями только не были, передавали различные образы: сказочницы, феи, буратино, клоунов, кикимор, бабы яги, белки, зайца, медведя, снегурочки,  весны, осени, зимы и др. Как правило, во время выступлений взрослых к ним обязательно подключаются маленькие артисты — получается единое большое представление. Это настоящая школа овладения детьми литературным языком.

На протяжении всей работы с детьми мы стараемся превращать наше общение с ними в обоюдное удовольствие, обычные музыкальные занятия — в театрализованные представления. Ребёнок-зритель становится непосредственным участником, одним из творцов этого представления — удивительного мира творчества.

Даже отличная песня в плохом исполнении не доходит до сознания слушателя. Чем совершеннее профессионализм исполнителя, тем вернее и сильнее будет сила воздействия песни. Сюда входят многие составляющие: чёткая дикция, артистизм, передача голосом различных жанров (марш, колыбельная, танец и т.д.), нюансов, характера, содержания произведения, владение мимикой, жестами и т.д.

Когда в простом разговоре мы произносим слово, оно должно быть понятно; тем более в песне — исполнителя никто не прервёт, не попросит снова повторить недошедшее слово, а в нём, может быть, заключается то, без чего песня теряет свой смысл и значение. Обязанность исполнителя — следить за благозвучием слов, их стройностью и чёткостью. В песне слово, произнесённое без интонационной выразительности, может равняться нулю, а именно оно несёт в себе большой груз вложенного в него содержания. Хороший певец-исполнитель является прекрасным «усилителем» написанных слов и напева.

К концу пребывания в детском саду дети это прекрасно усваивают и с крепким фундаментом из накопленных знаний идут в школу, чтобы продолжать их совершенствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...