Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
консультация по коррекционной педагогике на тему

Потапова Татьяна Валентиновна

Методические рекомендации  педагогам по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование элементов здоровьсберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию».

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так, в ходе медицинского обследования детей нашего детского сада была выявлена возрастная структура общей заболеваемости. Заболеваемость детей первой младшей группы увеличилась. В ряду соматических заболеваний на первом месте остаются болезни органов дыхания. На втором месте - болезни костно-мышечной системы. На третьем месте болезни органов пищеварения. Также отмечается стабильный рост количества детей, относящихся к третьей группе здоровья (преимущественно среди младшего дошкольного возраста). Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека (звуки скрипки «излечивают» плохое настроение; флейта помогает при кашле; а арфа способствует возвращению в доброе расположение духа).

Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, исполняя для них музыкальные пьесы на трубе.

Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.

Русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса.

В последние годы предпринимаются серьезные попытки включать здоровье - и   психосберегающие   технологии   в   процесс   образования, в частности, музыкальные занятия в условиях дошкольного детского учреждения.

Правильно организованная музыкальная деятельность способствует:

  • профилактике дыхательных заболеваний, что объясняется возможностью
    использовать    ряд    специальных    упражнений    дыхательной,    звуковой
    гимнастики, которые способствуют не только нормальному развитию голоса,
    но и служат охране голоса от заболеваний;
  • предупреждению психологических перегрузок. Музыка в состоянии помочь
    сбалансированности нервной системы ребенка в результате использования
    релаксотерапии, упражнения на совершенствование эмоциональной сферы
    детей, музыкальных аутотренингов.

В своей практике я активно использую приемы дыхательной гимнастики, закаливающего дыхания, различные звуковые гимнастики

( Стрельниковой, Лобанова, Лазарева), которые способствуют укреплению всего дыхательного тракта. Например,   для   детей   младшего   возраста   весьма   эффективен   комплекс закаливающего дыхания «Поиграем с носиком», предложенный А. Уманской и К. Динейки. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, сопровождающихся стихами. Интересен метод звукового дыхания М. Л. Лазарева. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того ритмическое звуковое дыхание может использоваться как способ коррекции психического состояния детей.

Данные методики желательно использовать в начале музыкального занятия, перед распевкой, так как они способствуют не только восстановлению дыхания после музыкально-ритмических упражнений, но и подготавливают голосовой и дыхательный аппарат к пению.

Немаловажное значение имеют и упражнения, целью которых является тренинг психофизики детей - музыкальный аутотренинг и релаксация. Подобные занятия, как правило, делают жизнь детей более интересной и занимательной. Помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя. Музыкальная арттерапия может помочь посильно скорректировать различные сферы психики детей. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая является целью этих упражнений. В своей работе я использую ряд музыкальных аутотренингов, разработанных кандидатом педагогических наук, доцентом, композитором Маргаритой Алексеевной Давыдовой. В частности, как «Произнеси свое имя ласково», «Ласка мамы» (вызвать в детях положительные эмоции, чувства), «Ночь», «Чувство» (упражнения подразумевают не только релаксацию под • тематическое музыкальное сопровождение, но и последущую активацию жизнедеятельности), «Удивление», «Дождь и радуга», «Зима и весна» (дети подтверждают свое правильное понимание частей мимикой, пантомимикой, жестами) и ряд других. Такие упражнения целесообразно включать в середину занятия или в конце занятия, что способствует снятию эмоционального и физического напряжения.

Интересными являются и элементы эвритмической гимнастики в работе со старшими дошкольниками, одной из основных задач которой является: «улучшение психического состояния; расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей» (Е. Скворчук). Детям нравятся игровые тематические циклы и сюжетные композиции типа «Игрушка», «Зоопарк», «Путешествия», «Спортсмены» и другие. Данный вид гимнастики я бы посоветовала включать в цикл утренней гимнастики под музыку, ритмики. Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что включение в музыкальное занятие элементов здоровьесберегающих и психосберегающих аспектов является в настоящий момент необходимым условием развития полноценной личности ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...

"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий

Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....

конспект занятия по математике "Отсчитывание предметов в пределах 10" с использованием элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного

Конспект занятия по математике " Отсчитывание предметов  в пределах 10" с использованием элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного с детьми старшей группы...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Использование элементов здоровьесберегаюших технологий на занятиях по музыкальному воспитанию"

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию.От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественно...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии.

Укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях посредством здоровьесберегающих технологий....