"Фефекты фикции". Почему наши дети плохо говорят.
статья по коррекционной педагогике на тему

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

 Почему наши дети плохо говорят. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fefekty_fiktsii._pochemu_nashi_deti_ploho_govoryat.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

"Фефекты фикции". Почему наши дети плохо говорят. 

Из года в год растет число косноязычных детей. Специалисты вообще утверждают, что сейчас более шестидесяти процентов дошкольников нуждаются в коррекции речи. Кандидат психологических наук доцент кафедры специальной психологии СПбГУ Оксана ЗАЩИРИНСКАЯ считает, что в большинстве случаев причиной молчания или неправильной речи ребенка является негармоничная атмосфера в семье или неправильное общение между членами семьи и ребенком: — Увы, родители запросто могут спровоцировать молчание ребенка или «заставить» его говорить неправильно, если в семье дисгармоничные отношения, если ребенок сталкивается с непониманием, наблюдает у родителей расхождение во взглядах на его воспитание. На таком неблагоприятном психогенном фоне у него может возникнуть желание молчать. А это, в свою очередь, приводит к коверканью слов, проглатыванию отдельных звуков, косноязычию. И это очень мешает ребенку контактировать с другими детьми и со взрослыми.


«Птичий» язык. 

Однажды к психологу привели мальчика. Кроме мамы и воспитательницы детского сада никто не понимал странный язык, на котором он разговаривал. Например, кошку он почему-то называл «авясь». И это слово, и другие его слова ни логически, ни фонетически не были связаны с человеческим языком. А ведь ребенок воспитывался в благополучной семье, и родители практически не ссорились между собой...

Когда стали разбираться в причинах такого странного поведения, выяснилось, что полтора года малыш провел «в заключении» в детском манеже. Его основной игрушкой был телевизор, который он смотрел и слушал через заградительную сетку.

— Мама очень боялась, что сынишка что-нибудь сломает, попортит или сам покалечится, ползая по квартире. Ради безопасности и для того чтобы самой иметь какое-то время для домашних дел, женщина и определила основное место обитания ребенка — манеж.

Позже, когда он стал хорошо ходить, его выпустили из манежа, но тут выяснилось, что налицо нарушение речи и утрата социально-бытовых навыков. Это была сенсорная депривация — результат того, что ребенок долго жил в отсутствие стимулов, влияющих на развитие в целом. Этими стимулами должны были стать игрушки, окружающие предметы, люди, с которыми можно было бы взаимодействовать, новое пространство, которое можно было бы осваивать. Потребовалось серьезное двухлетнее лечение, чтобы мальчик пошел в школу с нормально поставленной речью.

— Кстати, мамы нередко сажают малышей в «клетки»-манежи. Нередко оставляют их там надолго, не догадываясь о последствиях.

— Да, случается. Ведь и это была нормальная любящая мать. Она думала, что если ребенок страдает некоторыми нарушениями поведения, то разумнее ограничить его передвижение.

Он находился в манеже в период, когда происходят очень важные этапы развития человека. Малыш почти не двигался, не общался с живыми людьми, а смотрел телевизор, который и «помог» ему придумать свой язык.


Ничто не проходит бесследно. 

Мама привела к специалисту пятилетнего сына. Он не разговаривал, и единственное, чего от ребенка можно было добиться, — «звуковое сопровождение» игрушек, которые попадали к нему в руки: машина — «би-би», собачка — «гав-гав». Мальчик избегал общаться с посторонними людьми. Мама всерьез забеспокоилась.

— Бывает, что и абсолютно нормальные дети не разговаривают. Это происходит в семьях, где им была нанесена или постоянно наносятся психологические травмы. Причем не обязательно ребенка ругать, бить, запугивать. Достаточно мелочи — например, отчитать сына или дочь при посторонних за какой-нибудь проступок.

А в данном случае психологическая травма была нанесена даже не ребенку, а его матери во время беременности. За два месяца до родов у нее на глазах умер брат, причем она делала все, чтобы спасти его, пока не приехала «скорая». Впоследствии это ее психосоматическое состояние и отразилось на ребенке. Более того, маме и малышу пришлось долгое время находиться в больнице, и он подвергся так называемому синдрому «госпитализма». Частое и долгое пребывание в больнице повлияло на искажение речи.


Стресс с младенчества? 

Тридцатилетний мужчина в детстве переболел менингитом. Болезнь не прошла бесследно: осложнения привели к косноязычности, а потом развилось заикание. Лишь много лет спустя с помощью психологов ему удалось найти внутренний ресурс для преодоления недуга. Он стал работать преподавателем в институте и смог заставить себя контролировать дыхание, чтобы читать лекции, не заикаясь.

— Идет очень много споров, отчего возникает заикание. Одна из самых распространенных причин — в результате какого-то аффекта: сильных стрессов, эмоциональных перегрузок, у взрослых — нередко после серьезного переутомления на работе.

— Логопедические сады переполнены детьми, неужели все они пережили стресс?

— В основном да. Они пережили определенное состояние нервной системы, которое провоцирует спазм гортани во время актуального речевого общения.

Лечение в большинстве случаев типичное. Главное, забыть практику неправильного произношения, сопровождающегося спазмом. Вначале проводят так называемые режимы молчания. Даже родителям в семье запрещено разговаривать с детьми в течение длительного времени. Потом у детей начинают формировать правильное дыхание, правильное произношение, навыки самоконтроля при речевом общении. Все это необходимо для того, чтобы стереть предыдущий опыт и создать новый. Это уже давно наработанная и довольно успешная практика.

Конечно, никто не отрицает влияние на речь ребенка объективных физиологических причин, таких как родовые травмы и врожденные недуги. Но стремительное увеличение в последние годы «фефектоф фикции» у детей связано в основном с влиянием неблагоприятных психологических факторов.

Социально-экономические перемены в обществе нанесли существенный урон культуре общения в семье, значительно сократилось общение родителей с детьми. Многие родители часто пренебрегают простыми правилами, которые могли бы избавить детей от визитов к логопедам и психологам. Мы забываем про внимание к ребенку, про необходимость постоянного общения с ним (не скатывающееся к «сюсюканью»), мы почти не играем со своими детьми в развивающие игры, редко рассматриваем и читаем с ними книги и, главное, не всегда стремимся создать в семье здоровый психологический климат. А ведь на самом деле это так просто — начать говорить с собственным ребенком.

Если у вас возникли вопросы, которые вы хотели бы задать нашему консультанту кандидату психологических наук Оксане Защиринской, звоните (в указанное выше время) и пишите (с пометкой «Ближний круг») в редакцию. В одном из выпусков нашего семейного раздела мы вновь предоставим ей слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети плохо говорят?

Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с ...

Почему наши дети так плохо говорят

В статье выделены основные причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Почему дети плохо говорят?

Консультация для родителей...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Родителей детей раннего возраста часто задают вопросы: " когда мой малыш должен научиться говорить, какой запас слов должен быть у него к 2-м годам" и т.д. Так как всем известно, что становление проис...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

            Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...

Почему наши дети плохо говорят.

В статье описаны причины, приводящие к нарушениям в развитии речи у детей....

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...