Методическая разработка "Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе педагога-психолога дошкольного учреждения".
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бугаева Александра Петровна

В настоящее время дошкольное образование, став ступенью общего образования, направлено на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного детства), обогащение (ампфликацию) детского развития.  Эти процессы должны быть организованы через специфические для дошкольников виды деятельности – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность.

Игра не только наиболее привлекательна для дошкольников, но еще имеет огромный развивающий потенциал. В игровой деятельности происходит формирование всех познавательных способностей ребенка: внимания, памяти, мышления, воображения. Развивается и обогащается речь, расширяется кругозор ребенка. В игре дети учатся договариваться друг с другом, проявляют организаторские качества. Все эти навыки необходимы ребенку в дальнейшем, при общении с окружающими сверстниками и взрослыми. Волевая сфера ребенка развивается в игре через необходимость подчиняться правилам, проявлять настойчивость при решении игровой задачи, сдерживать эмоциональные реакции.

Среди педагогов прошлого, которые рассматривали игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был немецкий педагог Фридрих Фребель.  Педагогические идеи Ф.Фребеля связаны с сенситивными периодами детского развития, деятельностной природой детей, важностью эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Среди педагогических идей Ф. Фребеля особое место занимает выбор предметов-посредников, с помощью которых ребенок учится познавать окружающий мир.  Такими предметами-посредниками стали разработанные Ф.Фребелем «дары» - игровой набор, учитывающий особенности восприятия детей.

 Использование игрового набора «Дары Фребеля» актуально в современной практике дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе педагога-психолога дошкольного учреждения.

В настоящее время дошкольное образование, став ступенью общего образования, направлено на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного детства), обогащение (ампфликацию) детского развития.  Эти процессы должны быть организованы через специфические для дошкольников виды деятельности – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность.

Игра не только наиболее привлекательна для дошкольников, но еще имеет огромный развивающий потенциал. В игровой деятельности происходит формирование всех познавательных способностей ребенка: внимания, памяти, мышления, воображения. Развивается и обогащается речь, расширяется кругозор ребенка. В игре дети учатся договариваться друг с другом, проявляют организаторские качества. Все эти навыки необходимы ребенку в дальнейшем, при общении с окружающими сверстниками и взрослыми. Волевая сфера ребенка развивается в игре через необходимость подчиняться правилам, проявлять настойчивость при решении игровой задачи, сдерживать эмоциональные реакции.

Среди педагогов прошлого, которые рассматривали игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был немецкий педагог Фридрих Фребель.  Педагогические идеи Ф.Фребеля связаны с сенситивными периодами детского развития, деятельностной природой детей, важностью эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Среди педагогических идей Ф. Фребеля особое место занимает выбор предметов-посредников, с помощью которых ребенок учится познавать окружающий мир.  Такими предметами-посредниками стали разработанные Ф.Фребелем «дары» - игровой набор, учитывающий особенности восприятия детей.

 Использование игрового набора «Дары Фребеля» актуально в современной практике дошкольного образования.

Конспект занятия в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для коррекции и развития познавательной и эмоциональной сферы детей логопедической группы.

Задачи:

  1. способствовать обогащению активного словаря
  2. создать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру
  3. развитие эмоциональной отзывчивости
  4. развитие мелкой моторики
  5. создание условий для преодоления двигательных автоматизмов

Материалы и оборудование: детали из игрового набора «Дары Фребеля» (№9, № 7, №8, № 10) по количеству детей; изображение клумб; схемы для составления цветов по количеству детей; магнитофон; аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог здоровается с детьми и предлагает поиграть в игру «Эстафета хороших известий».

 Каждый из детей по очереди рассказывает о чем-то приятном, что случилось с ним вчера. При этом у ребенка, который говорит, в руках находится небольшой мячик. Когда он закончит говорить, он бросает мячик тому, кто сидит не очень далеко. Ведущий следит за тем, чтобы никто из детей не был пропущен, и чтобы дети не говорили слишком долго (устанавливается правило – рассказать очень коротко).  

Психолог:  

  •  Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Для этого мы должны сказать волшебные слова.

В сказку мы сейчас пойдем

И друзей с собой возьмем.

Раз, два три (дети кружатся вправо)

Сказка в гости нас прими (авторская).

Психолог:    

  • Мы пришли в гости к жителям цветочного города. Они любят отгадывать загадки и, конечно, любят их загадывать. Для вас они приготовили несколько загадок. Попробуете отгадать?

Игровое упражнение «Я опишу словами, а ты отгадай»

  • Что весной голубое, высокое, чистое?
  • Что в небе легкое, белое, пушистое?
  • Что весной бежит, журчит, поет?
  • Что с крыши капает, свисает, тает?
  • Весной он тает, оседает, плачет?
  • Что весной темнеет, тает, водой убегает?
  • Весной она капает, звенит, поет?
  • Что весной греет, светит, припекает?
  • А вы рады приходу весны? Почему?

Психолог:

  • Жители цветочного города тоже рады приходу весны, потому что они могут заниматься любимым делом – украшать свой город.  Как они это делают вы узнаете, когда отгадаете загадку.

На чудесной грядке

У нас цветы в порядке,

Розы и лилии

Полить мы не забыли.

Психолог:

  • Конечно, это клумба.
  • Вот такими клумбами каждую весну украшают жители свой город. (Дети рассматривают картинки с клумбами)

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\клумба2.jpg        C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\клумба1.jpg       

  • К сожалению, у жителей цветочного города случилась неприятность – заболел садовник. Они боятся, что останутся без красивых клумб и просят у нас помощи. Поможем украсить город?

Дети проходят и садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат детали из игрового набора «Дары Фребеля» (№9, № 7, №8, № 10). Психолог дает инструкцию: «Из деталей, которые лежат перед вами составьте 3 цветка».  

Пока дети собирают цветы звучит аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Если кто-то не справляется психолог предлагает в помощь ребенку опорную схему (приложение 1). При затруднении схема используется для составления цветов методом наложения.

После того, как все дети составили цветы психолог, предлагает детям пройти и посмотреть, что получилось. Каждый ребенок рассказывает другим детям какие цветы он составлял.

Психолог:

  • Смогли помочь жителям цветочного города?
  • Почему?        

Психолог:

  • Теперь мы можем немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Запретное движение»

Ведущий показывает детям движения, одно из которых «запретное» - его выполнять не надо. «Запрещенные» движения можно менять 3-4 раза.

Психолог:

  • Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться в группу мы должны сказать волшебные слова и вернуться в группу

Вот и кончилась игра

В садик нам идти пора

Колокольчик дон-дон-дон

В группу мы сейчас придем.

Рефлексия 

  1. Что понравилось на занятии?
  2. Были трудности?
  3. Как справлялись с ними?

Литература

  1. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2016
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. — М.: Генезис, 1998. — 160 с.: ил.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М. Просвещение: Владос,1995. – 160 с.: ил.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении в рамках ФГОС ДО"

Сопровождение  - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном э...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.

Приоритетным направлением системы образования является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в о...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование игрового набора Фребеля посмогает педагогу сделать занятия по развитию речи насыщенными, интересными, яркими...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...