Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Юлия Александровна

Учить детей  правильно образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhnye_konstruktsii._datelnyy_padezh.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Подгруппового занятия

(второй год обучения, ТНР)

«Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных»

Учителя-логопеда Кузнецовой Ю.А.

Тема: «Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: - Учить детей  правильно образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

- Учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.

- Совершенствовать навыки словообразования.

- Расширять словарный запас детей названиями профессий, названиями животных жарких стран, названиями диких животных, птиц, насекомых.

- Развивать логическое мышление, зрительное внимание и память.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.

Оборудование: Картинки из лото, изображающие людей разных профессий (столяр, учитель, врач, повар, парикмахер) и атрибуты их деятельности (молоток, гвозди, мел, доска, кастрюли, сковорода, фен, ножницы и т.д).

Картинки животных жарких стран: тигр, жираф, бегемот, лев, зебра.

 Картинка, изображающая доктора Айболита.

 Мяч.

Картинки с изображением нескольких одинаковых диких животных: лоси, зайцы, олени, кроты, волки, лисы, воробьи, синицы, бабочки.

 

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот из детей, кто полным предложением и правильно скажет, кому нужны: тетради, учебники, пеналы, ранцы? (Школьникам), соски и коляски? (Малышам), станки? (Рабочим), талоны на автобус? (Пассажирам), губная помада и тушь для ресниц? (Женщинам), игрушки? (Детям), галстуки и бритвы? (Мужчинам) и пр.

        1. Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут подбирать слова и четко произносить конец названного слова (так как выделить произносительно только окончание слова трудно: окно, девочкам, топором и пр., здесь и далее мы будем выделять последний слог - так, как удобнее произнести детям).

На доску выставляются картинки из лото, изображающие людей разных  профессий и атрибуты их деятельности.

Выставляя изображения различных предметов, логопед спрашивает: «Кому нужны для работы эти вещи?»

Молоток, рубанок, гвозди - столярам. Мел, указка, доска - учителям. Разделочная доска, ножи, кастрюли, сковородки – поварам. Дирижерская палочка - дирижерам. И т.п.

        В названия профессий полезно включить существительные с различными типами        окончаний, воспринять которые поможет утрированное произнесение последнего слога (носильщикам, няням, слесарям, портнихам и пр.).

        2. На доску выставляются картинки, изображающие различных животных жарких стран и доктора Айболита.

Логопед рассказывает: «В Африке заболели звери. На корабле приплыл к ним доктор Айболит. Ом поможет животным, если вы правильно скажете слова».

Логопед показывает изображение животного, напоминает, что в Африке много таких животных, и спрашивает: «Кому поможет Айболит?» Задача непростая, так как форму множественного числа именительного  падежа существительного необходимо преобразовать в форму множественного числа дательного падежа.

Если название животного изменено правильно, картинка переставляется на другую сторону доски, если нет - в работу включаются все дети группы, пока нужный вариант окончания не будет найден.

Дополнительным стимулом в поиске нужной формы слова может быть то, что правильно названных зверей Айболит сможет вылечить.

Каждый раз необходимо, чтобы дети отвечали целым предложением, а не одним словом или словосочетанием: Айболит поможет слонам (тиграм, жирафам, бегемотам и пр.).

        3. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Логопед напоминает, что нужно отвечать полным предложением и, называя животных, выделять голосом конец слова. Перед тем как бросить мяч, логопед спрашивает: Кому из животных помогают когти (рога, копыта, острые зубы, сильные лапы, быстрые ноги, длинные хвосты, теплая шерсть, клювы, пушистые хвосты, перья, колючки, горбы, длинные шеи, полосатые шкуры и пр.)?        

Ответы детей: Пушистые хвосты помогают лисицам заметать след. Полосатые шкуры помогают тиграм прятаться в зарослях. И пр.

        4. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах картинки с изображениями нескольких одинаковых животных. Логопед рассказывает сказку о том, как в волшебном лесу жила-была Сорока-белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. Логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить, к кому прилетала Сорока-белобока?

Ответы детей: Сорока прилетала к лосям (…к зайцам, …к оленям, …к кротам, ...к воробьям, ...к волкам, …к синицам, …к бабочкам и пр.).

5. Итог занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Презентация к логопедическому занятию " Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе."

Представлены игры, которые побуждают ребенка  правильно формулировать и употреблять существительные в дательном падеже, развивают память....

Материал для родителей - Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных

Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных...

Употребление именительного падежа множественного числа существительных

Педагогические ориентиры:- употребление именительного падежа множественного числа существительных;- обучение правильной постановке вопросов и ответов на них;- согласование глаголов третьего лица с сущ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...