"Устройство дороги"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Желтухина Наталия Юрьевна

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (безопасность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustroystvo_dorogi.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Устройство дороги»

Программное содержание: Формировать у детей представление о безопасности движения и правильном поведении у проезжей части.

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Формирование основ безопасного поведения.

  1. Обучающие задачи: 
  • закрепить понятие «улица», ее составные части (тротуар, проезжая часть, бордюры) и их назначение;
  • познакомить детей с видами дорог (узкие и широкие, прямые и извилистые, ровные и ухабистые, полевые и степные, лесные и горные, грунтовые и мощеные, большие и проселочные, кольцевые и окружные);
  • дать детям понятие «загородная дорога», «обочина»;
  • раскрыть понятия «час пик», «интенсивное движение»;
  • дать представление о многополосном движении («сплошная полоса», «прерывистые линии», «полосы движения»).
  • рассказать о предназначении «островка безопасности» для пешеходов;
  1. Развивающие задачи:
  • развивать речь  и логическое мышление при обсуждении разных дорожных ситуаций;
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать уважительное отношение к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения;
  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации дорожных знаков, бубен, жезл, фломастеры, раздаточный материал к играм «Найди нарушителей», «По дороге в школу».

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Дорожная азбука», «Азбука безопасности», чтение художественной литературы Г. Шалаева «Безопасная улица», «Дорожные знаки для маленьких пешеходов», дидактические игры «Дорожные знаки», «Домино», подвижные игры «Пешеходы и водители», «Будь внимательным».

Ход НОД:

(Воспитатель собирает детей возле мультимедийного экрана).

Воспитатель. О чем мы сегодня будем с вами говорить, вы догадаетесь, разгадав загадку.

В два ряда дома стоят —

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.  (Улица)

Сегодня мы с вами вспомним, повторим и узнаем что-то новое о правилах дорожного движения.

(На экране демонстрируется широкая улица)

Перед вами улица большого города. Улица прямая и широкая. На ней стоят высокие дома. По обе стороны улицы  находятся специальные дорожки для пешеходов.
- Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары)  

А между тротуарами находится дорога — проезжая часть. Разделяет проезжую часть и тротуар - бордюр. 

Воспитатель Невозможно представить наш мир без дорог. Их на планете столько, что все и не сосчитаешь, — узкие и широкие, прямые и извилистые, ровные и ухабистые, полевые и степные, лесные и горные, грунтовые и мощеные, большие и проселочные, кольцевые и окружные.

Воспитатель. Когда вы выезжаете за город, то передвигаетесь по загородной дороге, на которой нет тротуара, а есть обочины.

Воспитатель. И в городе, и за городом на одних дорогах движение обычно небольшое, а на других, наоборот, — большое, оживленное. И в разное время суток характер движения неодинаков.

Утром, когда все едут на работу и на учебу, а также в конце рабочего дня на дорогах очень много транспорта. Тогда говорят: «Движение стало интенсивным, напряженным». Это время называют часами пик. В час пик все участники дорожного движения должны быть особенно внимательными.

С каждым годом на дорогах увеличивается количество автомобилей, и много делается для безопасности водителей и пешеходов. Чтобы была возможность ездить по дорогам большому количеству автомобилей, стали строить широкие дороги с многополосным движением — со множеством белых разделительных линий, которые помогают установить порядок дорожного движения и обеспечить безопасность водителей.

Сплошная белая полоса делит проезжую часть дороги пополам. По одной половине дороги автомобили едут в одну сторону, а по другой — в противоположную. Сплошную линию водители не имеют права пересекать. Почему? (ответы детей)

Прерывистыми линиями обозначены полосы движения. Прерывистую линию водитель может пересекать, чтобы обогнать автомобиль или сделать поворот.

В больших городах, на широких улицах, посредине есть «островок безопасности». Островок безопасности расположен посредине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить улицу на зеленый сигнал светофора, не успевает перейти её до конца, т.к. загорается красный сигнал, ему следует остановиться на островке безопасности и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Передай жезл».

 Дети встают в круг. Воспитатель дает жезл регулировщика игроку слева. Передача идёт под бубен. Как только бубен останавливается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения.

Ребята присаживаются за столы.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Ситуации». Я буду рассказывать истории, а вы должны разобраться и правильно решить ситуации героев.

  1. Встретились на тротуаре Света с Наташей. Стоят посередине, разговаривают. Идут мимо люди, то Свету рукой заденут, то Наташу толкнут. «Какие невоспитанные люди - толкаются»- говорит Наташа. Как вы думаете, кто же невоспитанный и почему?
  2. Три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф, и Нуф-нуф отправились на день рождения к своему другу. Когда они дошли до своего перекрестка, на светофоре горел мигающий зеленый свет. Наф-наф побежал через дорогу бегом, Ниф-ниф пошел шагом, а Нуф-нуф остался стоять на тротуаре. Кто из героев поступил правильно и почему? (Нуф-нуф. Ему лучше не начинать переход проезжей части на мигающий сигнал светофора – это показывает на его скорое переключение. Так можно попасть в опасную ситуацию. Ему надо дождаться следующего зеленого сигнала.)
  3. Мальчик едет на велосипеде. На автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.

- Довези меня до аптеки, - просит Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

- Нет, меня, - просит Незнайка.

Кто поедет с мальчиком? (Никто. На велосипеде разрешается ездить только одному. Багажник служит для перевозки багажа. А рама для крепления основных частей.)

Воспитатель: Молодцы, с задачками вы справились неплохо, а дальше у нас игра «Загадочные знаки»

Детям задаются вопросы о дорожных знаках, и при ответе на него нужно из предложенных дорожных знаков выбрать верный.

1. Этот знак нас поощряет
   Здесь идти он разрешает       (Знак «Пешеходный переход»)


2. В этом месте пешеход
    Терпеливо транспорт ждет.    (Знак «Место остановки автобуса»)

3. Там где школа, детский сад

Треугольники висят

А внутри бегут детишки

Знаки взрослым говорят

«Здесь к дороге близко дети!

Здесь машины тормозят».     (Осторожно, дети.)

4. Кто-то землю тут копает.

   Что за странный человек?

   Ни прохода, ни проезда

   Здесь уже, конечно, нет.    (Дорожные работы.)

5.На велосипеде можно ехать

  Тут не будете помехой.          (Знак « Движение на велосипедах разрешено»)

6. Дружок, с велосипеда слезай,
   И пешком прошагай!     (Знак « Движение на велосипедах запрещено»)

Обсуждение ситуации: Представьте, что вы едете на велосипеде, и вдруг видите знак «Движение на велосипедах запрещено». Что будете делать? (Надо слезть с велосипеда и вести велосипед рядом).

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам предлагаю игру «Собери дорожный знак» 
На столах  лежат дорожные знаки, разрезанные на несколько частей, дети  должны  их собрать и назвать.

Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем и у меня для вас задание «Найди нарушителей».

Я вам раздам картинки, рассмотрите ее внимательно, найдите  нарушителей и ручкой поставьте в соответствующем кружке красный крестик.

Воспитатель: Молодцы, и так, следующее задание «По дороге в школу».

На рисунке обозначены два пути в школу. Выберите, по какой дороге вы пойдете, и отметьте её зеленым цветом.

После выполнения обсуждаются все варианты вместе с детьми.

Воспитатель: Молодцы, вот и подошло к концу наше с вами занятие. Славно вы потрудились, и мне очень хочется узнать, что же нового вы сегодня узнали? (Ответы, детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства) ( подготовительная логопедическая группа)

познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

Нелельный проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"

Данный проект поможет  познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавате...

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

"Устройство дороги"

Презентация к занятию "Устройство дороги"...