"Юные финансисты" проект по экономической грамотности для детей подготовительной к школе группе
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Необходимо внедрение экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_finansy.docx117.04 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Юные финансисты»

проект по экономической грамотности

для детей подготовительной к школе группе

                      Подготовили: Селиванова Марина Николаевна

                                                               воспитатели МДОУ «Детский сад № 77»

«Деньги - одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают,

то вы можете управлять ими и становиться богаче».
Роберт Кийосаки

Актуальность проекта:

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем в начале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами? Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Проблема:

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
 грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Необходимо внедрение экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта:

Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи проекта:

воспитательные: 

Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

образовательные: 

- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

- Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;

- Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

- Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).  

развивающие: 

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

- Расширить экономический кругозор, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Ожидаемый результат: дети должны понять, что

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- Финансы – это интересно и увлекательно.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: средней продолжительности, 1 месяца (с 13 декабря по 21 января)

По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, трудовая деятельность.

Методы:

Рассказ воспитателя.

Беседы, рассматривание иллюстраций.

Работа с презентациями.

Рассуждения детей на заданную тему.

Продуктивная деятельность.

Игровая деятельность.

Взаимодействие с родителями.

Чтение художественной литературы.

Анкетирование родителей.

Оформление выставки для родителей.

Диагностика уровня знаний у детей подготовительной к школе группы.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Художественная литература, энциклопедии.

Методическая литература.

Презентация проекта

Дидактические игры.

Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Иллюстрированный материал.

Проектор и ноутбук.

Интернет-ресурсы.

НОД детей и педагога.

1 этап – подготовительный: с 13.12 по 17.12

- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.

- Составление перспективного плана по развитию экологической грамотности воспитанников

- Определение цели и задач проекта.

- Изучение литературы по теме.

- Подбор методической литературы.

- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.

- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физ. минуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)

- Разработка системы занятий.

- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).

- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

- Анкетирование родителей. Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

2 этап - основной: с 20.12 по 14.01

- Беседы: «Труд – основа жизни», «Моя страна и моя семья»., «Что такое деньги, какие они бывают, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Покупаем, продаем и обмениваем.», «Труд и товар. Учимся планировать.», «Из чего складывается бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи. Тратим разумно, сберегаем и экономим.», «Учимся занимать и отдавать долги.», «Защита прав потребителей», «Финансовое мошенничество», «Семейные сбережения и их использование», «Реклама»;

- Изготовление презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет»

- Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»;

- Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»;

- Инсценировка по сказке «Как мужик корову продавал»;

- Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин», «Банк»

- Деловая игра «Реклама молочных продуктов»

- Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Рынок», «Супермаркет».

- Слайдовая презентация «История возникновение денег», «Путешествие в страну Экономика».  

- Дидактические настольные игры «Кому что нужно для работы», «Все работы хороши», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?», «Шопинг», «Игра в жизнь», «Найди доллар» и др.;

- Сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин» и др.).

- Игра с элементами финансовой грамотности «Музыкальный магазин»

- Коллективная работа: изготовление плаката «Бюджет»

- Коллективная работа: «Реклама молочных продуктов» - плакат

- «Копилка» - совместно с родителями и детьми пополняем копилку для последующего приобретения игрушки для младших дошкольников.

- Картотека игр по финансовой грамотности.

- Консультации «Ребёнок и экономика».

Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

Наименование произведения

Автор

Экономическая составляющая содержания

«Телефон»

«Сказка о рыбаке и рыбке».

К. И. Чуковский

А.С. Пушкин

Раскрывает потребности

«Жадная старуха»

«Иван – царевич и серый волк»

«Как коза избушку построила».

Народные сказки

О потребностях и возможностях

«Теремок»

«Рукавичка»

Русская народная сказка

Потребность в жилище

«Лиса и волк»

Русская народная сказка

Потребность в пище

«Федорино горе»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Мужик и медведь»

«Терем – Теремок» «Крошечка - Хаврошечка»

К.И. Чуковский

К.Д. Ушинский

А.С. Пушкин

Русская народная сказка

Раскрытие труда

«Бизнес Крокодила Гены»

«Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино»

Э. Успенский

Способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости

«Морозко»

Русская народная сказка

Трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность

«Муха- Цокотуха».

«Огниво»

К.И. Чуковский

Г.Х. Андерсен

Раскрывается понятие «деньги»

«Каша из топора»

Русская народная сказка

Представления о смекалке, осуждение жадности.

«Федорино горе»

К.И. Чуковский

Раскрывается понятие «товар»

«Золотой ключик или приключения Буратино»

А. Толстой

Представление о способах увеличения дохода и другие

«Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

«Дудочка и кувшинчик»

Народные сказки

В. Катаев

Представления о бартере

«Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

«Аленький цветочек»

Народные сказки

С.Т. Аксаков

О купле – продаже

«Новое платье короля»

«Кот в сапогах»

«Как старик корову продавал»

Г.Х. Андерсен

Ш. Перро

С. Михайлов

Представления о рекламе

3 этап - заключительный: с 17.01 по 21.01

Подведение итогов.

Презентация проекта.

Мероприятия, проведенные по проекту с родителями:

Проведение консультации «Ребёнок и экономика», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность»

Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность».

НОД «Путешествие в страну Экономика»

Изготовление плаката «Бюджет»

Изготовление рекламного плаката «Молочные продукты»

Видеопрезентация сюжетно – ролевой игры «Банк»

Видеопрезентация игровой образовательной ситуации «Бюджет» и «Реклама молочных продуктов»

Результаты проекта:

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым.  Дети уяснили:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (финансовая безопасность).

Не все продается и покупается (главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно

Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Экономика детям» по направлению основы финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Проект для формирование предпосылок финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы «Копейка рубль бережет».

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет, мнение родителей, свидетельствуют о необходимости...

Инсценировка сказки по финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы «Бережливая Курочка Ряба»

Сценарий  инсценировки сказки по финансовой  грамотности у детей  подготовительной к школе группы "Бережливая Курочка Ряба"...

Квест-игра по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища Джека Воробья».

Активизация познавательной деятельности детей с целью обобщения знаний в сфере финансовой грамотности....

Сценарий викторины по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности....