Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.
методическая разработка по теме

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего отечества, к его государственной символике. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_simvolikoy.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России. 

Методические рекомендации

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего отечества, к его государственной символике. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

«Детство» - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» -  В.А. Сухомлинский.

«Уважение к человеку — вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает это уважение не переложным законом» - Антуан де Сент-Экзюпери.

Чтобы познакомить детей с гербом и флатом РФ, необходимо разобраться с историей развития государственной символики, понять и оценить ее символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры. Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения.

Изображения,  цвета, составляющие  герб и  флаг России, имеют символическое значение. Чтобы прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Знакомство с историей происхождения современного герба и флага России на элементарном, доступном для детей уровне отвечает особенностям ознакомления с социальной действительностью. Как известно, одной из основных особенностей социального мира являются его изменения в течение времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и все, что нас окружает. Знакомя с историей происхождения российского герба и флага, прежде всего, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.

Совершенно недопустимо говорить о заимствовании государственных символов России, будь то у Византии, или у Германии. Ребенок в силу возрастных особенностей любую информацию проецирует на себя. Такими заявлениями мы рискуем подорвать в ребенке уверенность в себе, положительную самооценку. К тому же государственная символика столь специфичная область истории и культуры, что говорить о заимствованиях следует крайне осторожно, поскольку прямые заимствования здесь вообще исключаются.

Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей положительное эстетическое отношение к гербу и флагу России.

Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел - это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих головные уборы, полотенца, подзоры.

Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу.

Знакомство детей с государственными символами нашей страны необходимо с младшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации, либо на рисовании. На занятиях в средней группе основное внимание следует уделить сравнению цветов российского флага и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке.

Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также и таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением. 

В силу возрастных психологических особенностей дошкольников полученные знания и представления обыгрываются, отражаются в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой и с точки зрения научных основ геральдики.

Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Не удается сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современно герба и флага России. В консультации для родителей необходимо включать как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и рекомендации по созданию эмблем, семейных гербов и стенгазет.

Выставки детских работ также способствуют возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...