Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мирошниченко Елена Ивановна

 

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

  1. Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
  2. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
  3. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_gosud_simvolikoy.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

                                                                                     

                                                                                                     Е.И.Мирошниченко

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Гурьевский муниципальный район

2013

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

  1. Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
  2. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
  3. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково - символический, национально-культурный и эстетический.

Рисунок современного государственного флага и герба регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять изображения символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.

Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. Примерные вопросы для беседы с детьми:

  1. Что это? (герб России, флаг России)
  2. Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный).
  3. Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту; белый цвет – снег, облака; синий – небо, реки и моря, красный – огонь)
  4. Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея).
  5. Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
  6. Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
  7. Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)
  8. Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
  9. Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)
  10. Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

минимальный

базовый

максимальный

Узнавать изображение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России», знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага.

Узнаёт герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представление о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.

В подготовительной группе на ряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предлагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

Хотелось бы обратить внимание, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний.

При диагностике в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна России. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.

Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

минимальный

базовый

максимальный

Знать и называть государственные символы: «флаг России», «Герб России», «Гимн России». Знать, что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении  государственного герба и государственного флага. Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.

Называет флаг, герб и гимн России.

Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и красоту, орел – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и т.д).  Имеет представление, что флаг и герб нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

"День Государственного флага Российской Федерации"

Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести.  Для создания новых форм таких  важных государственных праздников требуется  время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа.  На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. На  музыкальных занятиях  детям  предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.     Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали  флажки в подарок малышам.  Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ  Российского Флага.

Вот таким  стал  День Государственного флага Российской Федерации в  нашем детском саду.

 

Сценарий праздника
"День Государственного флага Российской Федерации"

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.
Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;
Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу.
Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом".

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.
Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.
"Под тобой, березка, не огонь горит,

Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый".
Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

И герб сочетает эти же цвета:

Белый - Святой Георгий Победоносец,

Синий - развевающийся плащ всадника,

Красный - фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?
Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит "Гимн Российской Федерации"

Россия, Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:
Березок юная листва
- Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки
Раздолье - русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом - Русь! 

Песня "Ты цвети, Россия" Лившица.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Родина любимая - что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить - Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины - что соловей без песни.

Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.
Самостоятельная работа "Флаг и герб" (рисование, конструирование, аппликация.

Как говорится, кончил дело - гуляй смело!
Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем.

Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)
1.  Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Эх! Попросите только нас.

2.  Все по-гурьевски  гутарим.
Хорошо живем, мы  тут,

Мы с веселой песней дружим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном русском крае,
Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,
Раскудря-кудрявая.
Хорош ты, наш Бачат,
речка  величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
До чего же ты красива

Гавриловска  гора.

6.  Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы похлопали.

Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.
Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.

 

Исполняется "Кадриль".

- Плывут туманы белые
Над кружевом дубрав,
И кажется особенным
Настой медовых трав.

 

- Как сладок воздух Родины,
Дышу, не надышусь,
А в речке отражается
Ромашковая Русь.

- Синицы рады песнями,
Встречать зари восход,
И снова в роще кружится
Березок хоровод.

- Горит в пол неба радуга,
Дивлюсь, не надивлюсь.
Аукну - и откликнется,
Ромашковая Русь.

- Куда не глянешь - светится
Хрустальная роса.
В малинниках, в орешниках
Всех сказок чудеса.

- На эти дали дальние
Смотрю, не насмотрюсь,
На все четыре стороны:
Ромашковая Русь!

Исполняется песня "Моя Россия" .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...