Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
статья по теме

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Шупилко Л.А., воспитатель ВДОУ №13

 «Карлсон» ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО)

        г. Мирный РС (Я)

В наш век новейших технологий, великих открытий, за решением глобальных мировых проблем мы забываем о самом главном, о том, что наши дети не знают и не умеют ценить все то, что завешали нам наши предки. Нынешние дети растут в эпоху разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения. 

Приобщение дошкольников к Государственной символике – одна из приоритетных задач, что нашло свое отражение и в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста». В частности в программе говорится: «Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны уважительно и с гордостью относящегося к символике – флагу, гербу». Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Понятия «символ», «символизирует», «олицетворяет» для детей весьма сложны, так же сложны и сами символы. Дети запоминают их, узнают, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников остается абстрактной.

        Свои первые занятия я посвящаю именно объяснению происхождения первых символов: флага и герба. Я ввожу старших дошкольников  в далекий мир древних воинов и рыцарей, используя красочные иллюстрации, изображающие битвы разных воинств, где присутствуют разные флаги и щиты,  подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего – наборами. Читаю детям средневековые легенды, которые помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.  

В работе я опираюсь на принцип «От простого к сложному».                                Следующий этап моей работы – объяснение   изображения на гербе. И вот здесь на помощь приходят гербы городов. Это удивительный, благодатный методический материал  - гербы городов России и республики Саха. Ведь каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть героические или трагические страницы его истории. Это может быть та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился. Это может быть уникальный природный объект или живность, в изобилии водящаяся в округе. Словом, это то, чем город гордится, чем он хочет отличиться, что ему дорого, что он хотел бы сохранить в памяти народной на века.

Работу на этом этапе я провожу:

  1. Традиционно на занятиях.

Для занятий  составляю конспекты:

  1. Что такое герб, откуда он появился  и для чего нужен.
  2. История флага.
  3. Отражение в гербах профессий.
  4. Экология в гербах.
  5. Военная тематика в гербах.
  1. Освоение материала осуществляю в разнообразных видах деятельности детей. Ознакомление с темой провожу в процессе всех видов деятельности в течение учебного года. Информацию даю в краткой беседе в течение дня.

Работа по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России и Республики Саха, позволяет мне решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «символ» и его значением; с историей происхождения герба;
  2. Познакомить детей с многообразием гербов городов нашей Родины;
  3. Дать детям представление о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город очень гордится;
  4. Изучение гербов России позволяет дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;
  5. Знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;
  6. Дать детям представления о нелегкой истории России, Якутии, воспитывать чувство гордости за своих предков, признательность за их подвиг, верность и преданность Родине;
  7. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

 Работа с гербами может попутно решать задачи по развитию речи: составление  описательного рассказа, решение грамматических задач. Многие задания направлены на развитие логического мышления. В группе  создан мини-музей государственной символики.

Система работы с детьми старшей группы.

На подготовительном этапе в старшей группе я поставила задачу:

  1. Подвести детей к пониманию назначения и некоторых внешних характеристик флага и герба.

Занятия в старшей группе провожу в двух направлениях:

  1. Знакомство с родным краем;
  2. Знакомство с символами «флаг» и «герб».

1. Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Мною собрана интересная информация о городе:

  1. Исторические факты «Так это было» -  знакомлю детей с историей родного города;
  1. Природа родного края.
  1. Основная профессия. «Прошлое и сегодняшний день алмазодобывающей промышленности».
  1. «Быт мирнинцев – прошлое и настоящее.
  1. Досуг прошлого и в настоящие дни.

2. Знакомство с символами «флаг» и «герб».

Занятия посвящаю   истории возникновения главных государственных символов: флага и герба. Знакомство с гербами позволяет решать и многие задачи по изодеятельности и ручному труду и физической культуре:

  1. Материал закрепляется на занятиях по физической культуре. Использование символики в командных подвижных играх, эстафетах, соревнованиях.
  2. Занятия по ручному труду /изготовление стягов на занятиях по конструированию и ручному труду/.
  3. Занятия по рисованию и аппликации /дети рисуют свой собственный герб, в котором на верхнем поле дети изображают животное, с которым себя ассоциируют, в нижнем - рассказывают об увлечениях/.
  4. Занятия по аппликации и рисованию: «Государственный флаг России» или «Придумай флаг для фантастической страны»
  5. Свободная деятельность детей /рассматривание флагов в альбоме по  ознакомлению с окружающим «Мир вокруг нас»
  6. Дидактические упражнения по теме «Флаг», которые развивают внимание и наблюдательность, дают представление о разнообразии флагов.

Например: «Найди флаги по типу / три вертикальные полосы, три горизонтальные полосы/», «Найди флаги, где есть синяя или красная полосы», «Найди знакомый флаг».

  1. Дидактические упражнения по теме «Герб». Предлагаю детям представить, что они старинные рыцари и создать свой герб. Мои воспитанники вместе с родителями  создали герб группы, сада и семьи.

Система работы с детьми подготовительной группы.

В подготовительной группе 2-ой этап – непосредственное ознакомление с гербами городов России.

Работу в подготовительной группе провожу традиционно на занятиях, дополнительно освоение материала идет в разнообразных видах деятельности детей.

Собран материал по темам:

  1. «Геральдика – наука об изучении гербов».
  2. «О чем расскажет нам герб Москвы».
  3. «Зачем нужен герб».
  4. «На страже нашей Родины» (знакомство с наиболее распространенными эмблемами, значками различных родов войск и значением символов в них).
  5. Ознакомление с родным городом, но в отличие от старшей группы  с опорой на символику герба.
  6. «Государственный символ России – гимн».
  7. «Героическое прошлое нашей Родины» (как оно отражается в гербах)

Освоение материала  в разнообразных видах деятельности детей требует от педагога отличного знания материала и наличие большого количества наглядных и дидактических пособий. Мною  изготовлены пособия: «Широка страна моя родная», «Гербы городов Якутии и России» с описанием истории городов, дидактические игры «Собери флаг», «Собери герб», «Найди правильно город», «Составь слово». Активно и целенаправленно работаю с родителями по сбору информации о знакомых детям городах России и Республики Саха.                                                           Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое и очень-очень родное. Оказалось, что представления у многих людей совпадают. Символы, отличительные знаки есть у любой страны, в том числе и у России. Родители моей группы приняли участие в конкурсе  по изготовлению неофициальных символов и оберегов. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей работы. Летом дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах.  Заранее беседую с родителями о предстоящей в следующем году теме  занятий с детьми, разъясняя ее развивающее и воспитательное воздействие. Предлагаю родителям во время поездок в другие города обращать внимание на своеобразие городов, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, на градообразующую профессию города. Даю задание приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест. Родители нацеливают ребенка на то, что в детском саду очень ждут его рассказ о городе, который он может воспроизвести самостоятельно. Оформляют альбомную страничку, на которой размещают фотографию, рисунок и текст рассказа. Все эти заготовки пригодятся при создании раздела государственной символики в музее ДОУ и составлении альбома с детскими рассказами о российских городах.

Работа, построенная таким образом, позволяет детям не только понять смысл таких государственных символов, как герб, флаг, гимн, но и значительно расширяет знания  о родной стране, воспитывает  в нем чувство гордости и уважения к Родине. Воспитывает настоящего патриота.

К работе прилагается перспективное планирование. См. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...