Образовательный проект "Наши куклы"
проект (младшая группа) на тему

Проект 2013-2014 уч. года. Образовательный проект "Наши куклы" был составлен для работы с детьми младшей группы. В нем определены цель, задачи, предполагаемые результаты работы с детьми, родителями, а также разработано содержание работы по проекту на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_kukly.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

2013-2014 уч.год

 1 Паспорт проекта

Образовательный проект МДОУ «Детский сад № 5»

Инновационный режим по теме: «Детский сад в системе социокультурных связей города как условие ранней социализации детей дошкольного возраста».

Проект «Наши куклы»

Автор проекта: Филалеева Е. Г., воспитатель.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители, социальные партнеры: Государственный театр кукол РМ,  Мордовский музей национальной культуры.

Вид проекта:

- по количеству участников: коллективный

- по контингенту участников: дети 3-4 лет и их родители, воспитатели группы, сотрудники социальных учреждений

- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий  

- по продолжительности: долгосрочный

Продолжительность проекта: 1 год (2013-2014 уч.г.)

2 Характеристика инновационного проекта

 Актуальность. Особое место в воспитании ребенка дошкольного возраста занимает задача формирования нравственных качеств личности: доброжелательности, тактичности, отзывчивости, толерантности и т.п.  Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит ему адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры. Достижение этой цели происходит в типичных для дошкольниках видах деятельности, чаще всего в игре. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок учится сопереживать, понимать чувства другого человека, учится общению.

Может ли кукла быть средством воспитания и социализации ребенка? Кукла – средство общения и приобщения к народному культурному опыту, а значит, является своеобразным средством социализации дошкольников. Посредством игры с куклой идет приобщение ребенка к нормам и правилам поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, приобщение маленького человека к культуре.   Для детей младшего дошкольного возраста, которые только входят в мир человеческих отношений эта проблема  является актуальной.

Цель проекта: через знакомство с куклой (народной и современной), создание куклы,  игру с куклами формировать нравственные основы личности ребенка, приобщать к социальной культуре человека, способствовать приобретению опыта социальных отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок. 

Задачи проекта.

Для детей:

- познакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);

- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;

- учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани;

- в процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;

- формировать доброжелательные и равноправные  отношения между сверстниками;

- учить простейшим формам речевого этикета;

- формировать основы гендерной принадлежности;

- обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.

Для родителей:

- способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;

- создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;

- способствовать развитию родительско-детских отношений.

Для социальных партнеров:

- способствовать  приобщению дошкольников как к народной, так и к современной культуре.

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

- обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;

- сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;

- приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;

- приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.

 Для родителей:

- сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;

- приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;

- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Для социальных партнеров:

 - практическая направленность деятельности социальных объектов культуры.  

Продукты проекта

Для детей:

- обогащение представлений детей о мире кукол;

- приобретенные умения и навыки сюжетно-ролевой игры;

- простейшие поделки из глины, теста, ткани, ниток;

- положительные эмоции, впечатления.

Для педагогов:

- мини-музей, презентация проекта.

Для родителей:

- папки-раскладушки, консультации;

- мастер-класс по изготовлению куклы из ниток;

- осознание роли куклы в воспитании детей.

Для социальных партнеров:

- подтверждение взаимодействия социального учреждения с детским садом (фотоматериалы);

 Интеграция образовательных областей по проекту «Наши куклы»

ОО «Социализация»:

- развивать уверенность в себе и своих возможностях;

- развивать активность, инициативность, самостоятельность;

- содействовать становлению социально ценных взаимоотношений.

ОО «Коммуникация»:

- через беседы, рассматривание сюжетных картин, игры с куклами способствовать формированию предпосылок связной речи детей (диалогической и монологической);

- учить простейшим формам речевого этикета.

ОО «Познание»:

- расширять представления детей о предметном мире (наименование, назначение, материал, функции);

- способствовать сенсорному развитию детей.

ОО «Художественное творчество»:

- знакомить с народной игрушкой, пробуждать эмоциональную отзывчивость при ее восприятии;

- вызвать желание изготовить простейшие поделки совместно со взрослыми.

ОО «Чтение художественной литературы»:

- вызывать интерес к фольклору и авторским произведениям.

 Основные формы реализации проекта:

- беседы;

- рассматривание современных и народных кукол;

- игровые занятия;

- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;

- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);

- презентации о народной кукле;

- просмотр кукольных спектаклей  Государственного театра кукол РМ;

- знакомство с выставкой кукол Мордовского музея национальной культуры.

Практическая значимость проекта. Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

3 Содержание проекта

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный (октябрь 2013 г.)

2 этап – практический (ноябрь – апрель 2013-2014 г.)

3 этап – заключительный (май 2014 г.)

1 Организационный этап (октябрь 2013)

Цель. Определение целей и задач проекта.

Содержание работы.

1. Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.

2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.

3. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование           «С какими куклами играют наши дети?»).

4. Разработка проекта.

2 Практический этап (ноябрь2013 – апрель2014 гг.)

Цель. Реализация задач проекта.

Содержание работы с детьми

Содержание работы с  родителями и социумом

Сроки проведения

Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление  сходства и различий в одежде, прическе (С)

Дидактические игры «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать» (П, С)

Рассматривание себя и других в зеркале (С, П)

Консультация «Роль игры с куклой в воспитании дошкольников»

Информационный стенд «Как играть с куклой»

Ноябрь

Социум – кукольный спектакль «Государственного театра кукол РМ»

Рассказ воспитателя «Моя кукла» (К, С)

Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами» (К, С)

Сюжетно-ролевая игра «Мама и дочка (сыночек)» (С)  

Рассматривание альбома «Глиняные куклы» (ХТ, П)

 Занятие. Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы» (П, С)

Попросить родителей помочь в создании предметно-развивающей среды группы: обшить кукол, приобрести игровые наборы посуды.

Привлечь родителей к показу кукольного спектакля для детей

Декабрь

Настольно-печатная игра «Подбери одежду для кукол: мальчика и девочки» (П)

Чтение Е. Благининой «Аленушка» (ЧХЛ)

Конструирование «Мебель для кукол» (П, С)

Знакомство с  куклой-пеленашкой, куклой-берегиней (рассматривание, беседа)

Совместная работа с детьми «Изготовление куклы из платочков, ткани»

Папка-раскладушка «Веселые потешки для игры с куклой»

Выставка «Современные куклы» (попросить помочь организовать выставку, принести кукол)

Подбор кусочков ткани для изготовления кукол

Январь

Социум –  Виртуальное путешествие по Музею национальной культуры (выставка кукол)

Презентация «Народные куклы» (П, ХТ, С)

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы» (С)

Занятие. Лепка «Куклы-пеленашки»   (ХТ, С)

Совместная деятельность взрослых и детей. Рассматривание возрастных кукол (младенец, дошкольник, взрослый, пожилой человек) (П, С)

Чтение  С.Маршак «О девочках и мальчиках» (ЧХЛ)

Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в том числе и через игру с куклами)

Мастер-класс «Технология изготовления кукол»

Приглашение родителей к участию в конкурсе «Куклы, которые мы придумали» (тряпичные, вязанные, бумажные, деревянные, глиняные).

Февраль

Занятие. Знакомство с  русской матрешкой (ХТ, С)

Дидактическая игра «Научим кукол играть дружно» (С)

Чтение В.Берестов «Больная кукла»,

К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» (ЧХЛ)

Лепка «Матрешка» с последующей росписью тычком (ХТ)

Фотовыставка «Как мы играем с куклами дома и в саду»

Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Март

Рассматривание мордовской куклы (С, П)

Занятие. Рисование мордовского узора (печатание) на полотенце для куклы (ХТ, П)

Дидактическая игра «Расскажи о кукле» (К, П)

Организация мини-музея кукол, сделанных родителями и детьми.

Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».

Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов»

Апрель

Социум – кукольный спектакль «Государственного театра кукол РМ»

 

3 Заключительный этап (май 2014 г.)

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение результатов работы (отчет, презентация).

Список использованных источников

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.

2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 59-62.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.

6. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 120-121.

7. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2011. – 111 с.

8. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., цв. ил.

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "кукла Катя"

Планирование образовательной деятельности , для детей раннего возраста на сентябрь месяц....

Интегрированная образовательная деятельность «Кукла Маша и медведь» (первая младшая группа) с использованием здоровьясберегающих и игровых технологий

Цель:1.     Уточнить словарь по теме «Овощи», формировать сло­варь по теме «Посуда».2.     Продолжать формировать пространственные п...

Непосредственно образовательная деятельность «Кукла Наташа пришла в гости»

уточнить, расширить и закрепить представления детей об одежде, еесущественных признаках, внешнем виде и назначении....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Кукла Катя заболела"

Конспект непрерывной обзовательной деятельности "Кукла Катя заболела" направлен на создание условий для ознакомления с трудовыми операциями, из которых состоит работа врача, а также на то, чтобы спосо...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ «КУКЛА АНЯ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА.

Образовательная ситуция по познавательному развитию для детей второй младшей группы....

Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"

Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми  подготовительной  группы....