Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Мартемьянова Ирина Тарасовна

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира челове­ческих предметов и отношений. (Как из­вестно, для ребенка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умст­венная деятельность, поэтому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами.) Челове­чество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Спе­циальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструи­руют свой собственный опыт и приоб­щаются к жизни взрослых.

Игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предме­тов на другие, способ освоения реаль­ности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического разви­тия детей.

Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уни­кальный способ освоения действительно­сти — через действие в условных, придуманных обстоятельствах.

Необходимая предпосылка игры — наличие разнообразных впечатлений. Ребе­нок, заключенный в узкие рамки манежа или коляски, не знающий назначения и названия окружающих его вещей, ли­шается самой основы для воссоздания реальной жизни в воображаемой си­туации. Любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда состоит из ее элементов. Ребен­ку, обделенному знаниями и впечатле­ниями о жизни, не из чего черпать материал для воображения.

Еще одно условие возникновения иг­ры — умение ребенка подражать дейст­виям взрослого. Умение играть не врож­денное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. А это имеет губительные последствия для личностного развития в целом.

С чего нужно начинать учить ребенка играть?

Для начала взрослый может сам разыграть перед ним какую-нибудь про­стенькую ситуацию: кормление или ку­пание куклы, прогулку с ней, катание на машине и т. п. Можно перевести в игровой план любимый ребенком стишок, в кото­ром есть сюжет, или разыграть сказку.

Но ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же заиграет. Чтобы увлечь ребенка, взрослый должен быть увлечен сам. Ведь малыш не только подражает его действиям, но и заражается его эмоциональным состоя­нием. А игра — это прежде всего удовольствие. Покажите ребенку, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд, кажется, что играть — это просто. Игра — творческий акт, в котором тво­рят все его участники, в том числе и взрослые. Задача взросло­го — вложить душу в игру малыша; в противном случае никакие игровые на­выки не сделают игру творческой.

Постарайтесь подключить ребенка к сво­ей игре. Малыш не сразу начнет играть самостоятельно. Игровой мотив лишь по­степенно присваивается по мере заинтере­сованности игрой и овладения простыми игровыми навыками. Как и во всяком новом деле, ребенку требуется соучастие взрослого,  его  поддержка   и  поощрение.

Иногда у ребенка могут возникнуть за­труднения с выполнением каких-то дейст­вий, что может тормозить игру. Напри­мер, трудно взять игрушечную ложку или чашку и поднести эти предметы ко рту куклы. В этом случае взрослый, не акцен­тируя внимания на неумении малыша, может мягко взять его руку в свою и со­вершить действие вместе. Естественно, никакого насилия здесь быть не должно. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ребенок начал повторять действие взрослого. Первые игровые действия должны осуществляться с реали­стическими игрушками (имеющими сход­ство с настоящими предметами). Не сле­дует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Ребенок прежде всего должен сам освоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус». Такое иссле­дование предмета его естественная по­требность. После того как исследователь­ское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом.

Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, с которой у него сложилась особая эмоциональная связь. Каждой кукле, собачке можно дать имя, кличку и спросить у ребенка, нравится ли ему. Игрушки, которые бу­дут выполнять роль персонажа в игре, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными и т. п. Тогда и игра с каждой будет строиться индивидуально.

Наблюдения показывают: малыши, умеющие воспроизводить некоторые игро­вые действия, надолго «застревают» на них — по нескольку десятков раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ре­бенок отрабатывает схему игры, она для него — не только увлекательное заня­тие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Нужно дать малышу освоиться в новой для него действительности. Однако если в течение нескольких недель ребе­нок без конца повторяется, нужно помочь ему внести разнообразие в игру. Спросите малыша, что кушает его кукла, по­могите найти ответ, предложите покор­мить ее чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляций с игрушками, заключается в том, что он еще не умеет планировать игру. Игровое действие имеет сложности, несмотря на свою внешнюю простоту. В отличие от реального утилитарного действия оно не регулируется результатом. Так, если ре­бенок что-то ест, он прекращает это действие тогда, когда чувствует насыще­ние. Засыпает и просыпается он тоже исходя из потребности своего организма. Другие режимные действия регулируются взрослым. Игра же нацелена не на резуль­тат, а на процесс. Определить, когда следует переходить к следующему игровому действию, ребенку двух-трех лет бывает трудно: во внешнем плане ничто не сигнализирует о том, что следует пре­кратить кормление куклы. Вот он и под­носит без конца ложку к ее рту. Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные игровые действия, а их после­довательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирова­ния, схемы переходов от одного дейст­вия к другому. На первых этапах разви­тия игры такие схемы могут быть двух­членными. Например, взрослый, разыгры­вая перед ребенком сценку кормления куклы, предварительно готовит для нее еду, а затем уже кормит, объясняя попутно смысл и последовательность сво­их действий. Так, он говорит: «Машень­ка наша хочет кушать. Мы сначала сва­рим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: «Все, сварили кашку. Кушай, Машенька». Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслу­живает другое. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков мож­но вместе построить кроватку для того, чтобы положить в нее куклу спать, или привезти в машине «кирпичи», чтобы построить дом и поселить в нем петушка. В ходе таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать цель игры. При этом полезно словами обозначать оконча­ние одного действия и начало другого, например, «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Мож­но ненавязчиво поинтересоваться у малы­ша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам сможет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в чисто речевом плане, в форме таких высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».

После того как малыш научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что в ходе игры вам понадобился какой-нибудь пред­мет, которого нет в данный момент. На­пример, в процессе приготовления, а затем кормления куклы взрослый может ска­зать: «Ляля сказала, что она хочет конфетку. Где же она?» После этого, подключая ребенка, старательно переби­раются предметы в поисках конфеты. Сначала малыш не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за действиями взрослого. Наконец, вы радостно берете со стола шарик и говорите: «Вот, нашлась конфетка, вкусная, сладкая. На, Ляля, ку­шай конфетку» — и кормите куклу. Как правило, дети удивляются, радуются такому открытию и сразу же пытаются повторить действие взрослого. Поначалу такие замещения носят характер подра­жаний: ребенок будет использовать только те замещения, которые использовали вы; ему понадобится внешняя стимуляция к поискам, так как они не всегда будут успешными. Но постепенно инициатива перейдет к самому ребенку.

Взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в его постоян­ном участии. И все же присутствие взрослого, внимание еще долго будет ему полезным, потому что ребенок не всегда сам может оценить достигнутое.

Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что игра должна доставлять малышу прежде всего удо­вольствие, родители и воспитатели могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышле­ние, восприятие, память. Специальные занятия на развитие этих психических процессов в таком раннем возрасте лучше свести к минимуму. При правильно ор­ганизованном общении детей со взрослы­ми, в ходе их совместной деятельности с предметами разного назначения разви­тие всех этих процессов в игре происхо­дит успешнее, нежели на занятиях, тем более коллективных, где ребенок должен слепо выполнять инструкцию взрослого, не понимая его цели. Особенно благо­творна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, соотношения цветов пред­метов и т. п. включено в деятельность, интересную и осмысленную для малы­ша. После того как ребенок научится совершать первые игровые действия и у него появится желание играть, в игру можно вводить предметы разных разме­ров, которые можно сравнивать между собой (например, большую и маленькую куклу, объяснить, чем они отличаются друг от друга). Можно совместно обыграть ситуации: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на раз­ных машинках, укладывание спать на разных кроватках, обсуждая с ребенком варианты ситуаций, включая шутливые эпизоды путаницы и т. п. Разумеется, для этого в игровом уголке подбираются соответствующие игрушки. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «ма­ленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама гото­вит еду для семьи, а малыш рядом с ней — для своих кукол и зверей. Игра в «большое и маленькое» может на неко­торое время стать отдельным увлечением ребенка.

Точно так же можно начать обыгры­вать понятие цвета. В раннем возрасте дети усваивают такие основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. Разложив на столе ку­кольную одежду разных цветов, можно от лица куклы сказать, что она сегодня хо­чет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком взрослый на­ходит эти предметы, надевает их, повторяя название цвета, и отправляется с ней гу­лять. Постепенно набор цветов расши­ряется. Важно только не перегружать па­мять малыша слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Если взрослый чувствует, что ребенок еще не готов к усвоению нового, пусть не огорчается, не требует от малыша невозможного. Лучше вернуть­ся к этой игре через неделю, месяц, за это время малыш может «созреть» и легко понять то, что упорно и безнадежно пытались в него вложить.

Уже с первого этапа в игру можно вво­дить элементы конструирования, разви­вающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику. Очень по­лезны в этом отношении наборы строи­тельных материалов. После того как ре­бенок вдоволь наиграется с ними доступ­ными для него способами (вкладыва­ние и выкладывание их в баночки, ве­дерки, коробки и т. п.), предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и при­гласить их в гости. Ваша фантазия под­скажет разные сюжетные ходы в этом направлении. Не следует строить громозд­кие сооружения, в процессе строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использо­вать 2—3 элемента конструктора, такие, как кубик, параллелепипед, позднее — призму.   Естественно, не   называть   эти фигуры научными терминами, лучше обо­значить их так, чтобы ребенок мог сравнить название с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.

Что дает ребенку игра

Игра — средство познания окружающе­го мира. Это сложная, внутренне моти­вированная, но в то же время легкая и   радостная   для   ребенка   деятельность.

Игра учит изобретательности, потому что дает малышу возможность проявить фантазию.

Игра является проекцией субъектив­ного мира ребенка на внешний мир, она дает ему особое ощущение всеси­лия и свободы.

Игра доставляет удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка.

В игре лучше всего развиваются пси­хические свойства ребенка: концентри­руется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.

Все это — необходимые предпосылки для того, чтобы игра приобрела творческий и самостоятельный характер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в...

Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...

Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

"Весёлые игры для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данные материалы могут быть интересны педагогам-психологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а так же родителям....