Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Стогнеева Галина Анатольевна

Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто отклонения в развитии ребенка приводят к его изоляции или ограничении общения с социумом. Коррекционно-развивающие занятия помогают детям с ограниченными возможностями здоровья научиться взаимодействовать со взрослыми, другими детьми с проблемами в развитии, и благодаря инклюзии, и с сохранными сверстниками. Социализация ребенка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, в том числе и наиболее важной для ребенка – игровой. Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра формирует у ребенка и навыки социального поведения. Игра помогает ребенку освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Именно игра формирует личность ребенка. В организации игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям. Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие детей. Правила игры должны быть понятны и просты, особенно для «особенного» ребенка. Немаловажным является атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и уважения в группе.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру. Часто все игры превращаются в дидактические занятия и упражнения. Особенно часто это происходит при взаимодействии ребенка со взрослыми. Многие родители не играют с детьми, а развивают, используя различные методики раннего развития. Или одаривают малышей огромным количесвом развивающих игрушек. В наше время действительно много хороших развивающих игр и красивых дидактических игрушек. Но детская игра происходит не только с использованием игрушек, детская фантазия легко может превратить практически любой предмет в окружении ребенка в необходимый для конкретной игры атрибут. Важно помнить и про настольные игры. Играя в настольные игры можно интересно, весело и познавательно провести время всей семьей или внести игровой элемент в коррекционное занятие.

В детском саду в образовательном процессе также необходимо использовать потенциал игры. Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей. Через разные виды игр можно решать задачи, которые относятся к разным образовательным областям:

  • «Познавательное развитие» - дидактические, развивающие, строительно-конструктивные игры, игра-экспериментирование
  • «Социально-коммуникативное развитие» - сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные игры
  • «Речевое развитие» - театрализованные игры, игры-фантазирование
  • «Художественно-эстетическое развитие» - дидактические, игры-фантазирования
  • «Физическое развитие» - подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта

Задачи разных образовательных областей могут быть решены посредством одного вида игры. Педагогу необходимо спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы создать атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой, тогда у ребенка останутся положительные эмоции и воспоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...

Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

"Весёлые игры для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данные материалы могут быть интересны педагогам-психологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а так же родителям....

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родител...