Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у хозяюшки".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Беседа о Мордовии.

Посещение мини музея и проведение занятий совместно с музыкальным руковадителем.

Рассматривание изделий мордовского прикладного искусства деревянных скульптур.

Чтение мордовских народных сказок.

Оформление папки-Раскладушки "Все  о Мордовии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gostyah_u_hozyayushki.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 88»

Конспект

занятия по познавательному развитию

на тему: «В гостях у Хозяюшки»

Составила и провела

воспитатель:

Федотова Е. Д.

Саранск

Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о республике, где мы живем, о городе Саранске, знакомить с историей мордовского народа, предметами быта, обычаями, гостеприимством; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, печь, лапти, прялка, крынка; учить рисовать декоративные композиции по мотивам народной вышивки, передавая их колорит. Развивать чувство симметрии, ритма, творчества. Прививать любовь к родному краю.

Методические приемы:

1. Встреча детей.

2. Беседы о Мордовии.

3. Рассматривание старинных предметов (печь, сундук, ткацкий станок, кушак, фартук).

4. Игра с бубном (дети загадывают загадки, пословицы и поговорки).

5. Дидактическая игра «Найди предмет, изготовленный на посиделках».

6. Роспись детьми силуэтов мордовским орнаментом (рубахи, кувшина, полотенца).

7. Хоровод «Вай, Ванине, Ванине».

8. Итог занятия.

9. Угощение детей блинами и чаем.

Словарная работа:

Ткацкий станок, крынка, кушак, набедренные подвески, прялка.

Предварительная работа:

1. Беседа о Мордовии.

2. Рассматривание изделий мордовского прикладного искусства – деревянных скульптур мастеров села Подлесная Тавла.

3. Чтение мордовских народных сказок, разучивание потешек, игр.

4. Оформление папки – раскладушки «Все о Мордовии».

5. Посещение мини – музея и проведение занятий совместно с музыкальным руководителем.

Материал:

Предметы быта: посуда (горшки, миски, кринки), самовар, печь, коромысло, ткацкий станок, вышитые полотенца, лапти, силуэты: мордовской рубахи (панар), полотенца, шарфика, доски, горшка; краски, кисточки, фломастеры, тряпочки, подставки для кисточек. Записи мордовских песен «Луганяса келунясь», «Наирыш».

Ход занятия

Под фонограмму (музыка мордовских композиторов и народная «Эрзянский перепляс», «Торамо») дети входят в избу.

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие дети!

Дети кланяются хозяйке и говорят: Мир вашему дому. Много гостей, много и новостей.

Хозяйка: Хорошим гостям всегда рады. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вот вы зашли и с поклоном поздоровались, пожелали мира этому дому. Как вы думаете, что означают эти слова?

Ответы детей, рассуждения. (Пожелания хозяевам, чтобы были все здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтоб в доме было мирно).

А почему гость в избу входил с поклоном? Поклоном люди выражают свое уважение к хозяевам. В избах даже двери делали низкими, когда входишь в избу, хочешь – не хочешь, а обязательно хозяину поклонишься.

А в каком городе мы живем?

А почему он так называется?

Дети: Потому что он был построен около реки Саранска.

Хозяйка: Раньше он был маленький, дома были деревянные, но теперь наш город большой и красивый.

Воспитатель: Дети, скажите, в какой республике наш город находится?

Дети: В Мордовии.

Воспитатель: А почему так назвали нашу республику? Люди каких национальностей живут в Мордовии?

Дети: Русские, мордва, татары и люди других национальностей.

Воспитатель: Да, наша Мордовия многонациональная, и все мы живем в мире и согласии. Молодцы, много знаете о нашем городе.

Хозяйка: У меня в избе много старинных предметов. Попробуйте отгадать, о каком предмете я говорю.

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины варит. (печь)

Может кто-то знает и покажет нам.

Да, дети, самое главное в избе – печь. Где в избе пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду тепло. Что нас греет? (батарея). А в старину батарей не было, и дом обогревался печкой. А что нужно, чтобы печь горела? (дрова).

Да, печь накормит и обогреет.

Воспитатель: А в чем хозяйка приготовила пищу? Какая посуда в то время была? Давайте посмотрим (чугуны, кувшины, крынки, ковши). Из какого материала делали посуду? Из дерева и глины. Интересно, как же чугун со щами или с кашей в горячую печь ставили, а уж вынуть из неё и вовсе опасно – горячая ведь. Был у хозяйки помощник. Загадываю загадку и предлагаю в избе найти отгадку:

Бычок рогат,

В руках зажат,

Еду хватает,

А сам голодает. (Ухват)

Кто желает переставить ухватом чугун с лавки в печку или на стол?

Хозяйка: Какая мебель у вас дома? (Диван, стол, шкаф, стенка, кресла).

Хозяйка: В избах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, столы были большими, потому что семья была большая.

Хозяйка: Посмотрите на эту вещь. Стоит на деревянных ногах, всю комнату занял. Может кто-нибудь из вас знает, как называется этот предмет?

Это деревянный ткацкий станок, на нем долгими зимними вечерами женщины ткали холст, из которого шили одежду и разноцветные половики для того, чтобы было уютно и тепло ходить по полу.

Хозяйка: А где у вас хранится одежда?

Ответы детей.

Хозяйка: Может кто-нибудь знает, как называется этот предмет? (она показывает на сундук). Раньше одежду аккуратно складывали в сундук.

Воспитатель: Давайте заглянем в сундук, интересно, что там хранится? (мордовская рубаха, кушак, передник, головной убор, набедренные подвески).

Хозяйка: А как вы догадались, что это мордовская рубаха?

Дети: Потому что он вышит мордовским орнаментом.

Хозяйка: Назовите элементы мордовского орнамента.

Дети: Квадрат, полоски, крестики, ромбики.

Хозяйка: А где можно увидеть в наше время людей, одетых в мордовский костюм? (на свадьбах, на торжествах, где встречают хлебом-солью, в театре, кинотеатре).

Воспитатель: Кто хочет поиграть в интересную игру, а в какую не скажу.

Солнце разгорается, игра начинается.

Игра с бубном.

Хозяйка говорит считалку:

        Ты, катись, веселый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен

Тот пословицу (загадку) скажет нам.

(Ребенок, на котором остановились, загадывает загадку. Загадки, пословицы о домашней утвари и об избе). Например: В родном краю жизнь как в раю; скучен день до вечера, коли делать нечего.

Воспитатель: В старину длинными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Такие вечера назывались посиделками.

Я вам предлагаю посмотреть «избу» и найти предметы, которые изготавливали в старину на посиделках (полотенца, рубахи, лапти).

Хозяйка: Давайте представим, что мы с вами оказались на посиделках. Кто чем займется? Выберете занятие по желанию. Кто будет расписывать полотенце, мордовскую рубаху, доску мордовским орнаментом?

Дети работают.

Хозяйка хвалит детей: Молодцы, дети, расписывать изделия мордовским орнаментом умеете. А умеете ли танцевать мордовские танцы? Пусть пока ваши работы сохнут, мы с вами потанцуем.

Дети танцуют «Луганяса келунясь».

Хозяйка: Подойдите поближе к столам и посмотрите, кто какую вещь расписал. Я думаю, все старались.

Дети рассказывают о своих работах.

Воспитатель: Работы получились хорошие, не стыдно их отправить на фабрику мордовские узоры, чтобы по этим эскизам нам изготовили доски, кувшины, платья для нашей избы.

Хозяйка: Ну, спасибо, что пришли в гости. А теперь приглашаю вас к столу:

        Как для вас, мои друзья

Наварила, напекла

Девяносто два блина

Хозяйку потешьте –

Блины поешьте!

Дети моют руки перед едой (каждому салфетку бумажную и льняную, чтобы вытереть руки). Садятся за стол, разливается чай, при этом говорится: «чай пить – не дрова рубить», «не красна изба углами, а красна пирогами».

Хозяйка: Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Дети благодарят хозяюшку за гостеприимство, прощаются и уходят.

Литература

1. Ануфриева Н. А.  Родиноведение.

2. Бурляева О. В. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

3. Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», М., 2003 г.

4. Кондрыкинская А. А. «С чего начинается Родина», М., 2004 г.

5.  Алешина А. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», М., 2004 г.

6. Сборник «Загадки, пословицы, поговорки», Саранск, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное занятие на тему: "В гости к хозяюшке" (младшая группа)

Дети  учаться  играть с куклой   и  проговаривать слова. Проявлять заботу о животных. Играть в руские народные игры....

конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у хозяюшки" для 1 младшей группы с элементами театрализации

конспект с интеграцией следующих областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы), "Социально - коммуникативное развитие"  "физическое развитие", "Художес...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....

Конспект занятия с использованием элементов мульттерапии «Маша хозяюшка»

Задача занятия сформировать у детей умение узнавать и называть домашних животных, птиц и их детёнышей по характерным признакам и развивать умение к звукоподражанию домашним животным и птицам....

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...