Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
статья по теме

Чертыковцева Марина Анатольевна

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя по проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях в детском саду. Особый акцент в решении данной проблемы сделан на подборе музыкального материала во всех видах деятельности дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_muzyki.docx33.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

« Музыка, подобно дождю,

капля за каплей, просачивается

в сердце и оживляет его».

Р. Роллан

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя -  не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

  1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
  4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин, русский философ, писатель). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

На решение этих задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников: пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия:

  • тщательный подбор музыкального материала
  • правильный выбор методов и приемов.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

  • их содержание должно быть представлено яркими образами;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

Согласно этим требованиям музыкальный репертуар для слушания музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и репертуар для детей старшего дошкольного возраста имеет ряд отличительных особенностей. Так, для детей 2-5 лет выбираются произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным опытом. Как правило, это короткие песенки и народный фольклор со знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка, кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д.). В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки. Так как слушание музыки является для детей условно пассивным видом деятельности, направленные не на двигательную активность, а на привлечение психических процессов, то и основные методы и приемы должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсцинирование, пластическое интонирование, имитационные движения и др.

Практический пример.

Младшая группа. Песня для слушания «Кошка» Ан. Александрова, сл. Я. Френкеля.

Отвечает требованиям по отбору репертуара: 

  • пример классического произведения для детей младшего возраста,
  • небольшое по продолжительности звучания (2 куплета),  
  • понятный, знакомый и доступный образ, связанный с жизнью,
  • повторяющиеся слова, фразы,
  • простая, лаконичная мелодия,
  • использование звукоподражаний («мяу»),
  • сюжет из жизни, встречающийся у любого ребенка,
  • уменьшительно-ласкательные формы слов (молочко, кисонька, детки).

Несмотря на свою высокохудожественную ценность, простое прослушивание  и даже исполнение этой песни не произведет своего воспитательного эффекта без сопутствующей, целенаправленной на духовно-нравственное развитие ребенка работы педагога.

Методы и приемы, направленные на духовно-нравственное воспитание.

  • эмоциональное исполнение песни музыкальным руководителем (сопереживание, сочувствие),
  • игрушка,
  • манипуляции с игрушкой (приветствие, поглаживание),
  • беседа (правильно расставленные акценты с помощью вопросов и пояснений: киска просила ласково, вежливо; дети киску заботливо, нежно угостили; киска поблагодарила; поблагодарила песенкой; песенка красивая, ласковая, с благодарностью и т.д.)
  • подпевание (эмоциональное сопереживание, отношение к животным),
  • стихотворение, близкое по содержанию либо контрастное,
  • картинка по содержанию либо контрастная с соответствующими пояснениями, комментариями и выводами.

По аналогичному алгоритму подобная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, расширяя круг применяемых образов и ситуаций, усложняя анализ музыкального произведения и его содержания, разнообразив методы и приемы согласно возрастным особенностям детей.

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях,  в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен, игр, танцев, коллективного музицирования. С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят:

  • с традициями русского народа и укладом их жизни,
  • с народным фольклором,
  • с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;

воспитывают и развивают:

  • чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,
  • умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,
  • нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,
  • навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств,
  • уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,
  • художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образцов традиционной духовной культуры.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.

Праздники, светские, календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.  

Так, при планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных и светских праздников (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая) в годовой план можно включить празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Праздник урожая, Пасха, Рождественские Колядки, Осенины).

Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

Кроме этого тематизм и содержание праздников и развлечений должен отражать такие темы как «Добро и зло», «Забота о близких»,  «Любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и другие.  

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.

К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, а также решать различные воспитательные задачи (духовно-нравственные, например). А с другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках  создание радостного эмоционального настроя и настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.

Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности,  праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при  участии и путем личного примера всего педагогического коллектива. Только при этих условиях  заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Литература

  1. Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» - учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
  2. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011.
  3. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.
  5. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"...