Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
учебно-методический материал на тему

Ирина Львовна Пякшина

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_muzyki.docx21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№ 9

Пякшиной Ирины Львовны.

 

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, музыку своего народа, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня, как музыкального руководителя,  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная народная мудрость.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Задача музыкального руководителя, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

В работе с детьми  стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

При организации музыкальной деятельности главными считаю следующие принципы:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач  задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы, как музыкальные занятия, беседы - концерты,  праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные и др.

С целью формирования нравственно-патриотических чувств, воспитания любви к малой родине, знакомства с национальной культурой и традициями мной разработана технология «Праздники на земле Улыпа», который вошел в одноименную книгу, выпущенную в Чувашии в 2006 году. Подобран и структурирован репертуар чувашских композиторов: Г. Хирбю, Ф Павлова, Ф. Лукина, С. Максимова, В. Ходяшева, Г. Лебедева, Н. Казакова, Ю. Кудакова, В. Салиховой и др. Цель этой работы: знакомство  детей с историей, культурой, обычаями и бытом  чувашского народа. Воспитание интереса,  уважения к своему народу и республике путем разучивания  песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах,  а так же изучения  национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства.   Благодаря этим видам деятельности ребята старших и подготовительных групп стали понимать и чтить национальные обычаи, они с удовольствием знакомились с чувашской музыкой и танцами.

Стараюсь разнообразить построение музыкальной деятельности дошкольников, стремлюсь к созданию атмосферы праздника, торжества, стараюсь, чтобы воспитанники стали чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.    Своим профессиональным девизом считаю слова Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности,  использую следующие методы и приемы:

- выразительное исполнение музыки;

- художественное слово;

- показ движения;

- образное сравнение;

- игра, поговорки;

- творческое задание, импровизация.

Методы и приемы  варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Музыкальная деятельность является главенствующим звеном по воспитанию духовно-нравственного начала, так как музыка развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства.

В целях реализации задач по духовно-нравственному воспитанию наше дошкольное учреждение осуществляет комплексный  подход через организацию непосредственно-образовательной деятельности,  игровой деятельности, режимных моментов, организацию праздников, развлечений, досугов.

Приобщение дошкольников к истокам народной и православной культуре  происходит в течение всего  года. Этому способствует  план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники:   Уяв,  Манкун,  Акатуй. Для каждой возрастной группы  подобран фольклорный  материал, составлен банк сценариев.  Большую роль в работе играет преемственность между коллективом педагогов и родителями воспитанников. Подобран и структурирован музыкальный материал для организации игровой деятельности дошкольников разных возрастов, как в условиях группы детского сада, так и для дома.

В дошкольном учреждении организована детская вокальная студия «Юхан шыв», которая принимает участие в республиканском телевизионном конкурсе исполнителей детской чувашской песни «Мехел», «Таван ен», «Таланты нашего города», «Жемчужинки Чувашии» и др. За период участия студия становилась как лауреатом, так и неоднократным призером конкурсов.

Большая роль в формировании нравственных чувств у дошкольников в нашем дошкольном учреждении отводится театрализованной деятельности. Театрализация также позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. В ДОУ активно применяются формы театрализованной деятельности: детская опера, инсценирование песен, сказок, организация праздников, развлечений, театрализованные шоу, игры в кукольный театр, настольный театр. Детский сад является лауреатом городского театрализованного фестиваля «Сказочный мир», на базе дошкольного учреждения прошло методическое объединение для воспитателей города Чебоксары «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность».

Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  учит их творчески преображать окружающий мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя по проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях в детском саду....