Тренинг для педагогов ДОО "Выразительность мимики и жестов"
методическая разработка на тему

Козлова Мария Сергеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vyrazitelnost_mimiki_i_zhestov.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей «Выразительность мимики и жестов»

Цель: Формирование у педагогов навыков позитивного и эффективного общения.

Задачи:

  • Выработать умение преодолевать психологические барьеры в общении
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Развитие внимательности и наблюдательности к себе и другим людям
  • Формирование мимической экспрессивности
  • Повышение эмоциональной выразительности

1.Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.

  • Презентация себя в образе.

Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.

  • Упражнение “Изучи своё лицо”

Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?

Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?

И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?

Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.

Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.

2.Педагогическая техника.

1 вопрос «Неречевые средства»

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов. Если вы живёте и работаете с человеком, у которого всегда нет настроения, кислое выражение лица, то это очень плохо будет влиять на вас и наоборот.

  • Упражнение “Испорченный видеомагнитофон”.

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

(«У меня очень болит голова, шею ломит, ничего делать не хочется» в одну сторону. И «Какой прекрасный день, у меня отличное настроение в другую» в другую сторону). Что вы почувствовали в первом случае, а что во втором.

Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза “льва” и т.д.).

1. Жесты, выражающие агрессивность.

- тесно сплетенные пальцы рук;

- сжатый кулак;

- указующий перст;

- поза на стуле верхом;

2. Жесты уверенности.

- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

3. Жесты несогласия.

- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь);

- ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти);

- прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы;

4. Жесты неуверенности, раздражения.

- откашливание (при неуверенности или опасениях);

- свист;

- ерзанье в кресле;

- рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное);

5. Жесты разочарования.

- почесывание в затылке;

- ослабление воротничка;

- удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.);

6. Жесты, относящиеся к оценке сказанного.

- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

- наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит, возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы.

- почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге);

- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

- манипуляции с очками (пауза требуется);

7. Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям.

- корпус вперед, руки на бедрах (уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца);

- партнер сидит на кончике стула;

8. Жесты, выявляющие самооценку.

- грудь вперед;

- опущенные плечи;

- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой;

9. Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации.

- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход;

- человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт);

- манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера);

- замкнутый пиджак;

- скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей);

10. Жесты, препятствующие общению.

- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость);

- скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность);

- нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим.

Я вам раздала информацию о значении жестов, но человек усваивает информацию, ч/з лекцию всего 5%, аудиовизуальные средства 20% (люди любят слушать радио, телевизор). Использование наглядных пособий 30%. Обсуждение в группах 50%. Обучение практикой действия 70% (ролевые игры, задания). Выступление в роли обучающего 90% усвоения. Поэтому упражняясь, делая, играя, мы тренируемся и поэтому запоминаем.

  • Упражнение в малых группах «Угадай жест»

 Разбивка на 10 групп (по 2-3 человека). Каждая группа выбирает номер группы жестов из таблицы, и изображают, обыгрывая их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.

Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:

  • привлечение внимания к себе и предмету разговора( Если хотите привлечь внимание к себе, иногда указывайте на себя, начните не с той темы, о которой хотите рассказать, а о чём-то другом. Я с огромным интересом прочитала книгу (указываем на себя). В ней очень много интересных мыслей (указываем на себя)
  • демонстрация расположения и отчуждения (открытые и закрытые жесты)
  • выражение недоумения, иронии, осуждения,
  • поддержание контакта,
  • при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать ребёнка.

Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.

  • Упражнение “Взгляд”.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (разбивка на пары):

  1. с укоризной,
  2. с настойчивым запретом,
  3. с безмерным удивлением,
  4. с гневом,
  5. с ожиданием дальнейших действий,
  6. с радостью
  7. с презрением
  8. с жалостью
  9. с брезгливостью
  10. с надеждой
  11. с любовью
  12. с ненавистью
  13. с гордостью
  14. с обожанием
  15. с тревогой

Развитие мимической экспрессивности.

  • Упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой. “Как поживаете?”:

Мимически отреагировать на вопрос “Как поживаете?” следующим образом:

По кругу первый спрашивает у следующего, тот отвечает мимикой, первый должен ответить правильно ли он его понял. (“Спасибо, хорошо”; “неважно”; “не могу даже, и ответить”; “очень хорошо живу”; “мерзко”; “более хорошо, чем плохо”; “супер”; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки.

А теперь небольшая разминка.

  • Упражнение «Рабочая поза педагога»

Ноги на расстоянии 12 – 15 см, одну ногу выдвинуть вперёд, упор на одну ногу сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В принятой вами позе сделайте шаг назад, вперёд, влево, вправо.

2 вопрос. Речевые средства общения.

Все участники снова садятся в общий круг.

Информация психолога: “С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”

  • Упражнение «Испорченный телефон»

Испорченный телефон. 5 человек выходят за дверь, психолог выбирает любого из оставшихся педагогов и читает текст.

Задание: как можно точнее передать содержание текста следующему участнику. Задание для всех остальных: определить, на каких этапах и почему потерялась информация. Педагоги, вышедшие за дверь, по очереди заходят, выслушивают текст, передают его следующему.

Текст 1: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа астрономии»

Психологический смысл упражнения: упражнение очень хорошо позволяет показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение: а насколько заслуживает доверие информация, полученная «через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

Упражнение «Сила языка»

На переносной доске написать пары слов.

В парах сказать фразу начиная со слов «Я должен» по очереди, потом повторить их, изменив начало на «Я предпочитаю». То же самое с «Я не могу» на «Я не хочу», Мне надо» на «Я хочу», «Я боюсь что» на «Я хотел бы». Обсуждение: как изменились ощущения после изменения первых слов. Вывод: Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» отрицают нашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, мы делаем шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

Упражнения на осознание интонационных особенностей речи.

  • Упражнение “Произнесите текст: “Зайку бросила хозяйка…”
  1. шепотом.
  2. с максимальной громкостью.
  3. волнообразно.
  4. как будто вы страшно замерзли.
  5. как будто у вас во рту горячая картошка.
  6. как маленькая девочка.
  7. как черепаха
  8. как маленький ребёнок
  9. как робот
  10. как пулемётная очередь
  11. как будто вы приказываете
  12. с испугом
  13. как будто вы влюблены
  14. не хватает зубов
  15. со злостью
  16. с равнодушием

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие “чарма” - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; “императив” - жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Невербальная поддержка»

Инструкция: Рассчитайтесь на 1,2 образуйте два круга лицом друг к другу. Внутренний круг остаётся неподвижным, а внешний по команде двигается на один шаг. Оказавшись друг напротив друга, выполняют задание ведущего:

  • Положите руки на плечи, и посмотрите друг другу в глаза.
  • Улыбнитесь
  • Закрыть глаза и поздороваться руками
  • Повернитесь спиной, обопритесь друг на друга
  • Выразите поддержку с помощью рук
  • Обнять
  • Подмигните
  • Закрыть глаза и попрощаться руками

3.Рефлексия.

  • Что мне понравилось?
  • Что мне не понравилось?
  • Где я мог бы применить полученные знания?
  • Что бы я посоветовал?

Литература: Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мимика и жесты

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.     Общение – это процесс, который...

Мимика и жесты

Занятие в театральном куружке "Миммика и жесты"...

Консультация для родителей "Легко ли быть актером или нучить ребенка понимать язык мимики и жестов"

Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. ...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"

Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие  и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить,  например, испуг...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну мимики и жестов»

Цель: Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия с взрослыми и способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений....

Тренинговое занятие с педагогами «Выразительность мимики и жестов»

Формирование у педагогов потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности....

Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга»__________________________________________________________________155040 Ивановская обл., г...