Мимика и жесты
учебно-методический материал по теме

Соломинцева Алла Алексеевна

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

     Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mimika_i_zhesty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мимика и жесты.

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

     Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор.

     Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению ( или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как ОТК окружающим и др. Такие движения называются выразительными.

       Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и к плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.

             Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивает ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

         Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу – рогатую»… Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослыми, другие – порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряющее покачивает головой: «Ай – ай – ай» и т.п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно – действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими.

         Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривать с ним, играют, ласкают его.

        К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т.п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т.п.

       Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Это конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешается не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

     Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в д/с проводим – Мы – Воспитатели.

     Провожу несложное исследование. Предлагаю выполнить детям следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Вижу, что большая часть детей выполнила всё точно, хотя таким, как Женя Пожидаев, Вика Бондаренко, Вадик Гурин надо было показать ещё раз.

      Все знаем, что жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать.

         Вижу, что дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда я называла слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т.д. и просила показать жестом, дети легко справлялись с этим заданием.

          Я учу детей с помощью жестов и мимики не только играть, ориентироваться в пространстве, отражать события, душевные переживания, настроения персонажей (человека).

         Вот например при чтении стихотворения Ф. Тютчева «Если в осени первоначальной…» Даша Войченко при словах «Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вчера…» расплылась загадочно в улыбке и сказала. «Небо было чистое, голубое, ясное и хорошо, легко дышалось, т.е. мягко». Её подхватил серьезный Саша Руди: Вечер тоже был ясный, тихий.

      Вот так анализируя, все вместе мы определяем особенности устной речи.

       Наша работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств, т.к. в процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи.

       Например, при рассматривании картины «Осень» я вначале описывала её, затем дети «свободно» высказывали свои мысли.

       Влада Артёмова с ярким блеском своих глаз описала деревья, Илюша З. с восторгом описал погоду и добавил, что в такую погоду он с родителями ходил в лес за грибами. В наш разговор включилась молчунья Лиза Зюзина. «А небо на картинке чистое, голубого цвета».

       Чтобы сведения об осени были полны, я дополнительно показала детям картинки с овощами и фруктами, которые созревают осенью (виноград, арбуз, яблоко, гранат, морковь, лук, картофель, капуста) и этот урожай убирают дети в грузовик. Предлагаю детям спеть и проводить хоровод (с выполнением движения) «Урожайная».

       На протяжении занятий, всего дня я вижу, как мимика, жесты меняются у детей. Они очень любят изображать животных, их повадки. Дима Бабичев любит изображать медведя, а Влада Артёмова кошку. Они показывают и маленькие (большие) глазки, лапки (маленькие, большие, быстрые) и делают вывод, что зверек маленький, быстрый, симпатичный.

    А вот, например, говоря о дружбе, взаимоотношении друг к другу, я стараюсь не только всё это отобразить мимикой лица, а и жестами рук (поглаживанием, пожатием рук, взмахом рук, приглашения на игру).

       Детям очень нравятся игры:

«Поссорились и помирились», «Запомни своё место», «Надувайся пузырь», «Насос и мяч» и т.д.

      А я предлагаю детям при помощи мимики и жестов поиграть в игру «Зайка». При проговаривании слов, они выполняют движения:

«Я на скрипочке играю:

Ти – ли – ли! Ти – ли – ли!

Заиграл на балалайке:

Треньди – брень, треньди – брень!

Пляшут зайки на лужайке:

Треньди – брень, треньди – брень!

А потом на барабане:

Бум – бум – бум, бум – бум – бум!

В страхе зайцы разбежались

По кустам, по кустам!

-  С улыбкой на улице я хвалю детей.

-  Молодцы, ребята! Какие вы все были хорошие артисты, как интересно вас слушать.

        Также с детьми инсценирую и сказки, и народные потешки такие как «Водичка – водичка», «Идёт коза рогатая», «Сорока – сорока», «А – у», «Не плачь», «Давай мириться» и т.д.

      Все вместе любим при помощи жестов и мимики играть на стихи А. Барто «Лошадка», «Зайка», «Таня» и тд.

    Спрашиваю у детей:

- А всегда ли жесты украшают нашу речь?

Дети вспоминают лишние жесты:

Указывают пальцем, показывают кулак, морщиться во время еды, т.к. у нас это делает Владик Гурин, Женя Пожидаев, вертеть пуговицу, как Лиза Зюзина и др.

- Красиво ли это?

- Нет.

        Делаю вывод, что мимика и жесты имеют большое значение в устной речи, они делают её понятой, образной, живой.

          Конечно, много зависит и от наших личных качеств воспитателя. Мы с Натальей Васильевной стараемся владеть своей мимикой, жестами в такой степени, чтобы это было понятно нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мимика и жесты

Занятие в театральном куружке "Миммика и жесты"...

Консультация для родителей "Легко ли быть актером или нучить ребенка понимать язык мимики и жестов"

Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. ...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"

Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие  и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить,  например, испуг...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну мимики и жестов»

Цель: Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия с взрослыми и способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений....

Тренинговое занятие с педагогами «Выразительность мимики и жестов»

Формирование у педагогов потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности....

Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга»__________________________________________________________________155040 Ивановская обл., г...