программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего развития
рабочая программа (младшая группа)

Степченкова Жанна Валерьевна

программа по работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№50 «Незабудка»

«Программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Капитошка»

                              составил

воспитатель: Степченкова Ж.В.

Смоленск 2018-2019гг..

Пояснительная записка

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учѐта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьѐй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребѐнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьѐй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и педагога, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя

содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития.

Цель работы с родителями: создание необходимых условий для развитияответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания, привлечение родителей к активному участию в деятельности группы.

Задачи:

  1. Устанавливание партнѐрских отношений между педагогами, детьми и родителями.

  1. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.

  1. Практическая помощь семье в воспитании детей.

  1. Организация пропаганды положительного опыта общественного

  • семейного воспитания.

  1. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада,

группы.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду.

Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

  • связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

  • соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка

  • раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

  • основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е.

совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

  • основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

  1. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  1. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми,но и вработе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режимеразвития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

  1. Информационно – аналитическое направление.

  • целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

  1. Сбор информации о семьях.

  • состав семьи;

  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);

  • выявление семей группы «риска»;

  • материально-бытовые условия;

  • психологический микроклимат, стиль воспитания;

  • семейные традиции, увлечения членов семьи;

  • заказ на образовательные и оздоровительные услуг

2.Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;

  • публикации в печати;

  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

-выявление стратегии взаимодействия с семьями.

-родительские собрания.

  1. Анализ информации.

  1. Сбор информациио ребенке:

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

  • индивидуальные особенности ребѐнка (личностные, поведенческие,

общения);

  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

  • выявление одаренных детей;

  • выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома,

дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

  1. Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

  1. Просветительская деятельность:

  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

  1. Организационно-педагогическая деятельность:

  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы.

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:

  • информационные стенды;

  • родительские уголки;

  • методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;

  • консультации;

  • круглые столы;

  • родительские собрания.

4.Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;

  • родословная;

  • семейные традиции;

  • гендерное воспитание;

  • формирование духовных ценностей.

  1. Организационно-методическая деятельность.

  • результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого

пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

  1. Организация культурно-массовых мероприятий.

  1. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

3.Вовлечение родителей в педагогический процесс:

  • участие в культурно-массовых мероприятиях;

  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;

  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;

  • помощь в организации досуговой деятельности;

  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

  • оформление групп детского сада;

  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников,

деревьев; изготовление фигур из снега;        

4.Вовлечение детей в творческий процесс:

  • участие в культурно-массовых мероприятиях;

  • участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки,

поделки);

  • совместное участие с родителями в семейных концертах;

  1. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительских комитетов по группам.

3.Создание общего родительского комитета.

4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

Формы работы при реализации программы.

Традиционные:

-Анкетирование родителей

-Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные).

-Семейные праздники.

-Папки – передвижки.

-Выставки совместного творчества.

  • Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные:

-Сайт детского сада.

-Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).

-Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Ожидаемые результаты программы.

  • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,

участвующими в воспитании ребѐнка, мероприятий по педагогическому просвещению.

  • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам,

осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребѐнка).

  • Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,

педагогами, родителями.

  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,

родительская компетенция.

Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с семьями детей раннего

возраста (дети 2-3 лет).

Рассчитана на 1 год обучения.

Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

Перспективный план работы с родителями группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (на 2018-2019 учебный год).

3.1  План работы с родителями в  группе раннего возраста "Капитошка"

Сентябрь

1. Оформление наглядной агитации: режим дня; сетка занятий; «Это интересно», «Уголок здоровья».

2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.

3. Выставка: «Дары осени».

4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей»

5. Консультация: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».

6. Газета по П. Д. Д.: «Родителям водителям».

7. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду.

Октябрь

1. Папка-передвижка: «Самообслуживание в жизни ребёнка»

2. Консультация: «Откуда берутся болезни?»

3. Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)

4. Консультация: «Бабушкины рецепты»

5. Памятка по ПДД: «Особенности осенней дороги»

6. Развлечение «В гостях у золотой осени».

Ноябрь

1. Родительское собрание: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

2. Консультация: «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой»

3. Фотовыставка: «Вместе с мамой».

4. Стенгазета: «С Днём Матери»

5. Досуг: «Мамы разные нужны…» (к дню матери)

Декабрь

1. Изготовление и выставка кормушек: «Покормите птиц зимой»

2. Памятка по ПДД: «Особенности зимней дороги»

3. Привлечение родителей к постройкам из снега на участке.

4. Газета: «А у нас Новый год»

5. Мастер-класс: «Новогодняя игрушка»; Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.

6. Праздничный новогодний карнавал.

Январь

1. Развлечение «Рождественские колядки»

2. Папка-передвижка: «Пожарная безопасность»

3. Консультация: «Чтобы зубы не болели»

4. Консультация: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Февраль

1. Папка-передвижка: «Отец как воспитатель»

2. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

3. Физкультурное развлечение «Папа, дедушка и я – спортивная семья».

4. Анкетирование: «Игра и ребёнок»

5. Семинар-практикум: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Март

1. Выставка рисунков: «Рисуем вместе с мамой (бабушкой, сестрой)»

2. Развлечение «Бабушек и маму очень любим мы».

2. Консультация: «Как надо любить ребёнка»

3. Памятка: «Особенности весенней дороги»

4. Папка-передвижка: «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет».

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Консультация: «Книга или телевизор?»

3. Газета: «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»

4. Консультация: «Одежда и здоровье детей»

5. Консультация: «Детские страхи»

Май

1. Консультация: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка».

2. Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участков.

3. Анкетирование: «Детский сад: плюсы и минусы»

4. Итоговое родительское собрание в форме устного журнала: «Дом, в котором мы живём»

Июнь-Август

1. Папка – передвижка: «Наблюдения в природе летом»

2. Консультации: «Как организовать летний отдых детей».

«Укусы ос пчёл, шмелей»

«Отравление ядовитыми грибами»

«Отравление ядовитыми растениями»

3. Субботники: Благоустройство участка группы.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

  • на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.

2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.

4. Чиркова С. В. Родительские собранияМладшая группа. – М.: ВАКО, 2011. 240 с.

5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. 187с.

Используемая литература.

1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. 1994, -235 с.

2 . Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .

  1. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы"

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

В настоящее время, одной из актуальных проблем в образовании детей раннего возраста является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско - родительском взаимодействии...

Программа взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие ссемьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируетсяна принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители явля...

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Неваляшки» по реализации основной образовательной программы МБДОУ д/с № 35

Реализация содержания программы направлена на активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, их участие в воспитательно-образовательной работе с детьми....

Программа взаимодействия с родителями в группе раннего возраста

Программа взаимодействия с родителями в группе раннего возраста...

Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста "Малютка".

Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста «Малютка».Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем Вашему вниманию «Опыт дис...