Познавательный проект« В мире геометрических фигур с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля»
проект (средняя, старшая группа)

Наталья Сергеевна Тимохова

Закрепить знания о геометрических фигурах с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt_f.frebelya.docx293.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 д/с № 22 «Журавлик»

 

Познавательный проект

« В мире геометрических фигур с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила:

                                                       Воспитатель Тимохова Наталья Сергеевна

                                             

Паспорт проекта

1. Название проекта: « В мире геометрических фигур с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля»

2. Вид проекта: познавательный

3. Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)

4. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.

5. Образовательные области: познание, художественное творчество, физическая культура, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.

6. Цель проекта:  Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.  

7. Задачи:

- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца,  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при  работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с геометрическими фигурами.

8. Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах,  а также развить  в себе коммуникативные, познавательные  и творческие способности.

9. Обеспечение:

- Наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.);

- Специальная методическая литература;

- Геометрические фигуры различных форм и цветов для фланелеграфа;

- Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры»;

- Геометрический конструктор различных цветов из дерева и других материалов, игровой набор № 3,4,5,6,7.

- Мелкий счетный раздаточный материал (игровой набор №7,8, матрешки, грибочки и др.;

- Пирамидки различной формы;

- Полоски для расположения счетного материала;

- Тетради для занятий («Развиваем графические навыки», «Сравниваем предметы», «Знакомимся с геометрией» и многие др.);

- Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «геометрическая мозаика», «геометрическое лото» и мн.др.);

- Магнитные доски;

- Игра «Чудесный мешочек».

10. Основные направления реализации проекта:

- Коллаж «Мир геометрических фигур»;

- Выставка детских творческих работ для родителей;

- Итоговое познавательное занятие «В мире геометрических фигур».

11. Продукт проектной деятельности: выставка  детского творчества, коллаж «Мир геометрических фигур».

12. Презентация проекта: познавательное занятие «В мире геометрических фигур»

Актуальность

Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.

Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе.

Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.

Проблема 

Тема проекта была выбрана не случайно. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

Даже при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии.

Анализ проведенных бесед, наблюдений за детьми в свободной конструктивной деятельности, выявил проблему - поверхностный уровень знаний объемных геометрических форм.

Исходя из этого было принято решение провести анкетирование родителей. Результаты, которого показали, что не все родители знакомы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка математических представлений. Также мы выявили, что в группе присутствуют родители, которые не считают важным заниматься с детьми в домашней обстановке.

Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям и родителям группы. Дети все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире- мире геометрических фигур. Родители получат необходимые для себя консультации для успешной дальнейшей работы с детьми.

Подготовительный этап

В ходе реализации данного этапа происходил:

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

- подбор материала  для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление масок «геометрические фигуры»);

- беседы с детьми и педагогами, совместное составление  плана реализации проекта;

- подготовка к  совместному занятию с психологом с  развивающими пособиями  В.В. Воскобовича.

Основной этап

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка), проведение  разнообразных игр, разучивание физкультминуток, оформление коллажа «мир  геометрических фигур»;

- оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой (коллаж), организация выставки творческих работ.

Завершающий этап

Систематизация материалов, проведение выставки и итогового занятия.

Материал, используемый при проведении проекта:

Физкультминутки

« Веселый счет»

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

По новеньким дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И, как кошечки погнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе.

«Раз согнуться, разогнуться»

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На  четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

«Сделай фигуру» (игра проводиться в музыкальном или спортивном зале)

 Предложить детям сделать фигуру на полу (лежа), треугольник – три ребенка, четырехугольник – четыре ребенка разного роста, квадрат – четыре ребенка одного роста и др.

Пальчиковая гимнастика

«Жили были гномики»

Жили были гномики в расчудесном домике

Папа- гном дрова рубил,

Гном сынок их в дом носил,

Мама-гномик суп варила,

Тетя гном его солила,

Гномик- тетушка стирала,

Гномик- бабушка вязала,

Дед окошко открывал

всех гостей он в гости звал!

«Сделай фигуру из пальчиков»

Предложить детям сделать геометрические фигуры из пальчиков.

Подвижные игры

 «Море волнуется раз…»

Дети встают в круг и все вместе говорят:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три!  Морская фигура замри!»

Дети замирают, изображая  фигуру, водящий внимательно обходит детей и забирает того, кто шевельнется, и этот ребенок становиться водящим.

Игра повторяется 3-4 раза по желанию детей.

«Мыльные пузыри»

Перед началом игры выбирают «ловишку», который встает на одной стороне зала (площадки). Остальные  ребята – «мыльные пузыри» - располагаются врассыпную по всему пространству. По сигналу взрослого «ловишка» начинает шагать на месте, а ребята – по всей площадке, и одновременно все вместе произносят слова:

Что за чудо-шарики в воздухе летят!

Красные, зеленые – радуют ребят.

Желтые и синие из мыла пузыри

Ветерком уносятся – их скорей лови!

После слова «Лови» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнал «ловишка», выбывает из игры.

«Найди предмет похожей формы»

 Берем цветные мелки на прогулку. Рисуем геометрические фигуры на асфальте. Пусть дети найдут что-нибудь похожей формы и положат в соответствующую фигуру. Например, камушек овальной формы - овал, кленовый листок- звездочка, досочка – четырехугольник  и т.д. Или можно вслух назвать предметы похожей формы при этом вставая в геометрическую фигуру, например солнышко, ребенок встает в круг, окна детского садика – четырехугольник и т.д.

Загадки

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

Если встали все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята

Не квадраты мы, а … (ромбы)

Фигурные стихи

Стих про треугольник

Треугольник

Самолет летит по небу,

Треугольное крыло,

На моем велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет – угольник,

И все это – треугольник.

Тут мама три спички

На стол положила.

И мне треугольник из спичек сложила.

А в это время я чертил.

И наблюдал за мамой,

Я три прямых соединил.

И сделал тоже самое.

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».


Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

Стих про круг

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем
 круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.


Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

Стих про квадрат


Познакомьтесь, вот
 квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:


Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

Стих про овал


Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.


Наш
 овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

Стих про ромб

Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.


Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

Стих про прямую

Точки две соединяем – 
Получается
 прямая.
Пальчиком ведем прямую,
Ровную, а не кривую.


Из прямых легко мы сложим
Несколько фигур похожих:
Ромб, квадрат, прямоугольник,
И, конечно, треугольник.

Непосредственно - образовательная  продуктивная деятельность «Заколдованные картинки»

Цель: Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами окружающей действительности. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм.

Материал: Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. Листы бумаги с изображением разного количества геометрических фигур.

Ход занятия:

Педагог раскладывает листы бумаги с изображением геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы, превратив их в геометрические формы. Так, например, от чудесного домика, который стоял на опушке очень красивого леса, остался один треугольник, от яркого солнышка - один круг и др. Расколдовать эти предметы можно при условии, если формы будут дорисованы до целостного изображения.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать ту геометрическую фигуру, при работе с которой он сможет справиться с колдовскими чарами, и нарисовать те предметы, которые были заколдованы.

Наши наблюдения показали, что дети по-разному реагируют на геометрические формы. Одни выбирают круг. Он ассоциируется у них с часами, мячом, капустой, тарелкой, солнцем, колесом. Для других ближе треугольник (крыша дома, елочка из треугольников, шапочка и т.п). Третьих привлекает квадрат или четырехугольник (машина, тачка, стол). Поэтому необходимо предоставить возможность свободного выбора формы.

 Итоги: Педагог: Молодцы ребята, вы расколдовали волшебные картинки, у вас очень красиво получилось!

Непосредственно образовательная  познавательная  деятельность  с использованием игрового набора

«Дары Фребеля»

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: закрепление математических представлений детей посредством игрового набора «Дары Фребеля».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять умение соотносить количество предметов с числом в пределах 5. Закреплять понятия «широкий – узкий»

Коррекционно-развивающие:

Развивать речь, память, зрительное восприятие, произвольное внимание, элементы логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к математическим играм, доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь.

Материалы и оборудование: карточки-схемы, набор №7,

набор №5, набор №6, изображение ручейка и реки, деревьев – яблоня и груша, плоскостные яблоки и груши по 5 штук, цифры от 1 до 5, коробочка с угощением.

Ход НОД:

Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки.

Круг приветствия «Здравствуй, солнце золотое»

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Все живет в родном краю,

Всех я вас приветствую.

Далее педагог воспитатель предлагает детям взяться за руки со словами:

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

Педагог: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо, для детей группы «Колокольчик». Хотите узнать, от кого оно? Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Вам пишут жители страны геометрических фигур. Мы много наслышаны о вас, какие вы добрые, умные и старательные и хотели бы вас пригласить к нам в страну геометрических фигур. Мы будем вас ждать. До скорой встречи!»

Педагог: Ну что, ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да!

Педагог: На чем мы можем отправиться в гости?

Дети перечисляют виды транспорта.

Педагог: Правильно, в путешествие можно отправиться и на автобусе, и на автомобиле. Предлагаю вам самим построить транспорт для нашего путешествия. Так как мы едем в страну геометрических фигур, то и транспорт будет состоять из геометрических фигур. Проходите за столы. Посмотрите на образцы транспорта и скажите, из каких геометрических фигур этот транспорт?

Дети: Из квадратов, кругов, треугольников.

Педагог: Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовить наши руки.

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять - Хлопают в ладоши

Будем транспорт называть: Соединяют подушечки пальцев обеих рук.

Автомобиль и вертолёт, Загибают пальцы левой руки.

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Показывают руки, сжатые в кулаки.

Пять видов транспорта назвали Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Дети по образцу конструируют автобус (ст.гр.) и автомобиль (ср.гр.)

Педагог: Наш транспорт готов, и мы можем отправлять в путь. Заводим моторчик (артикуляционная гимнастика «Моторчик»)

Педагог: Ребята, посмотрите, на пути у нас бежит ручей и речка.

Педагог: Ручей какой ширины?

Дети: Узкий.

Педагог: Какой ширины речка?

Дети: Широкая.

Педагог: Как мы можем перейти через ручеек?

Дети: Перешагнуть или перепрыгнуть.

Педагог: Как нам перебраться через речку?

Дети: По мостику.

Педагог: Чтобы перейти речку, нужно построить мостик.

Дети по замыслу строят мостики из деталей набора №5 (ст.гр.), №6 (ср.гр.)

Педагог: Теперь мы можем продолжить путь в страну геометрических фигур.

Ребята, посмотрите, здесь растут два дерева. Что это за деревья?

Дети: Это яблоня и груша.

Педагог: Какое дерево выше? Какое дерево ниже?

Сорвите с яблони 4 яблока, а с груши 5 плодов. Каких больше фруктов?

Дети: Груш больше, а яблок меньше.

Педагог: Поставьте соответствующую цифру под яблоней и грушей.

Педагог: Продолжаем наш путь.

Физкультминутка «По дорожке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.  (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.  (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.  (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.  (Прыжки на месте на двух ногах)

Стоп.  Немного отдохнем (Присели)

И сейчас пешком пойдем.   (Ходьба на месте)

Педагог: Вот мы и прибыли в страну геометрических фигур. Какие фигуры там живут, вы узнаете, отгадав загадки:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

Дети: Круг.

Педагог: Правильно. (Показывает круг).

Педагог: Слушайте следующую загадку:

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня.

Дети: Квадрат.

Педагог: Правильно. (Показывает квадрат).

Педагог: Слушайте последнюю загадку:

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я?

Дети: Треугольник.

Педагог: Правильно, ребята. (Показывает треугольник).

Педагог: Ребята, посмотрите, что-то случилось с домами у геометрических фигур.

Дети: Дома сломались.

Педагог: Давайте поможем фигурам и починим их домики.

Дидактическая игра «Почини домик»

Детям предлагаются карточки – домики с контурами геометрических фигур.

Вариант игры для средней группы: педагог предлагает ребенку разложить фигуры по геометрическим формам. Назвать цвет своих фигур.

Вариант игры для старшей группы: педагог предлагает собрать фигуры определенного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

hello_html_186dd36.pnghello_html_m45c0dfe1.png

Педагог: Ребята, посмотрите, все фигуры перепутались. Давайте наведем порядок.

Дидактическая игра «Каждой фигуре свое место»

Детям предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Вверху по горизонтали значки с цветом. Детям нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом.

hello_html_2e97892a.jpg

Педагог: Ребята, вы молодцы. Геометрические фигуры очень довольны тем, что вы помогли им навести порядок.

Ну что ж, пора возвращаться в детский сад. На память о нашей встрече геометрические фигуры дарят вам сюрприз.

(Педагог показывает детям красивую коробочку, украшенную геометрическими фигурами, внутри которой находятся печенье геометрической формы).

Результаты проекта

В ходе проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:

- оформлена выставка творческих работ и коллективный коллаж на тему проекта;

- сделаны  вместе с родителями маски для занятий  «Геометрические фигуры»;

- разучены  и освоены новые физкультминутки, подвижные  и дидактические игры, пальчиковые гимнастики.

- в совместной работе дети активно и дружно работали , доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали  свои дела в разных видах продуктивной  и познавательной деятельности , тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности;

- систематизированы и  расширены знания детей о геометрических фигурах

увлекательным способом-  методом проектирования.

Список литературы, использованный для подготовки к проекту:

1. «Проектная деятельность старших дошкольников» В.Н. Журавлева.

2. «Метод проектов в дошкольном образовании» Н.А. Кочкин.

3.«Математика и логика для дошкольников»  Е.В. Соловьева.

4. « Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие  Н.А. Арапова-Пискарева.

5. «Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е.А. Сеченова

6. «Математика для дошкольников» В. Шевелев.

7. «Игралочка» Методические рекомендации Л.Г Петерсон.

8.  Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

9. Информационное обеспечение.

http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika_frebelya  педагогика Фрёбеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект « В мире геометрических фигур»

Познавательный проект« В мире геометрических фигур»...

Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ

. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников  естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»

Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...

Конспект НОД с дошкольниками в средней группе(познавательное развитие)на тему «Путешествие колобка»с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

Конспект занятия исподльзуется с игровым набором "Дары фребеля".Этот игровой набор очень полезен для воспитателей длля занятия с детьми или в игровых моментах....

Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров Ф. Фребеля для детей 5-7 лет»

   Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изм...

Проект "В мире геометрических фигур" во 2 младшей группе.

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младш...

Онлайн-проект "В мире геометрических фигур"

Рассказывается о геометрических фигурах...