Мастер-класс
материал

Милохова Елена Петровна

                                                                                                                                                                               «Мастер-класс - как наглядная демонстрация достижений

                                                                                                                                                                                                          с целью передачи знаний и опыта

                                                                                                                                                                                          для возможного использования их в деятельности»

 

На современном этапе развития образования одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и взаимодействия с родителями является мастер-класс. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. В педагогике, под мастер-классом понимают занятие, презентацию достижений педагога.

Что такое мастер- класс? Мастер-класс - форма обучения, при которой мастер-педагог, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника, обучает его мастерству общения, творческого мышления, активного взаимодействия,

деятельностного освоения нового. Понятие мастер-класс подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kak_naglyadnaya_demonstratsiya_dostizheniy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Мастер-класс - как наглядная демонстрация достижений

                                    с целью передачи знаний и опыта

                        для возможного использования их в деятельности»

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,                                                                         покажи мне – я запомню,

                                                                                   дай мне сделать самому – я пойму».

На современном этапе развития образования одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и взаимодействия с родителями является мастер-класс. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. В педагогике, под мастер-классом понимают занятие, презентацию достижений педагога.

Что такое мастер- класс? Мастер-класс - форма обучения, при которой мастер-педагог, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника, обучает его мастерству общения, творческого мышления, активного взаимодействия,

деятельностного освоения нового. Понятие мастер-класс подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие.

Алгоритм по организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса главное –не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основные задачи мастер-класса.

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

         - повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

         - распространение передового педагогического опыта;

         - внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Мастер-класс может иметь разовый характер,  но наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.

При  подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Примерный план проведения мастер-класса:

  • вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  • основная демонстрационная часть;
  • комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
  • обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
  • подведение итогов руководителем мастер-класса.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.

Есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать при проведении мастер-класса. А именно:

  1. удобное для проведения занятий помещение;
  2. технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.;
  3. канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т.д.);
  4. вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др.

Формы проведения мастер-класса

Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.

В зависимости от объекта мастер-класса степень интерактивности, вовлеченности участников мастер-класса различна. И от субъекта требуется разная подготовительная работа.

Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную практику и позитивные результаты педагогической деятельности, а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.

                                    Алгоритм проведения мастер-класса:
             
Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера. 
           
Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».
           
Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).
               
Четвертый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога,  который не стоит на месте.

В заключении мне хочется рассказать вам одну древнюю притчу:

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы…Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья..."

Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими воспитанниками и их родителями. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.

Мастер-класс по теме: «Искусство квиллинга»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Сухомлинский В. А.

Сегодня я предлагаю вам «раствориться» в искусстве, познакомиться с техникой «квиллинг», с историей возникновения квиллинга, основными базовыми формами квиллинга.

Использование техники квиллинга в работе с детьми очень важно для развития их мелкой моторики рук, для развития их художественно – эстетического вкуса, приобщения к миру искусства. Техника квиллинга применяется в оформлении групп, стендов, в изготовлении подарков к знаменательным датам (для мам и бабушек к Дню Матери, на 8 Марта, участие в разнообразных конкурсах и выставках) и т.д.

На занятиях квиллингом воспитанники овладевают техникой выполнения разнообразных оригинальных изделий. Принцип выполнения их заключается в закручивании серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Скрутив их в спираль и придав нужную форму, любой ребенок сможет сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Сегодня этот вид творчества становится очень популярным в нашей стране. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.

Занятия квиллингом развивают: мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.), художественные способности и эстетический вкус. Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь квиллинг позволяет сделать подарок своими руками, влияет в формировании самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. Можно сделать вывод, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью, успешным членом общества. А любому обществу нужны одарѐнные люди, следовательно, перед ним стоит задача воспитать таких людей, рассмотреть и развить их способности.

Цель мастер - класса: формирование представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве – квиллинг, для применения полученных навыков в работе с детьми и родителями.

Задачи:

-познакомить с квиллингом – бумажной филигранью;

-научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;

-вызвать интерес к данной технике, желание самовыразиться.

План проведения:

-знакомство с историей квиллинга; инструментами и бумагой для квиллинга; техникой квиллинг;

Практическая часть.

-методические оснащение:

-материалы для практикума;

-поэтапное описание работы.

Методы: рассказ, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. 

Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Материалы и принадлежности для работы: 

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Он продается в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой, спицей или шилом.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7мм).

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Пинцет. Для укладывания мелких деталей.

Трафарет-линейка с окружностями. Для контроля размера кругов.

Картон (для создания основного фона картины) 

Практическая часть.

Цель: знакомство с базовыми элементами квиллинга.

Задачи:

  • научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;
  • работа под девизом «знаешь сам – научи другого»;
  • умение владеть вниманием аудитории;
  • максимальное вовлечение участников.

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину. Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг.

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Техника изготовления основных элементов.

Тугая спираль. Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась. 

Свободная спираль. Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

Капля. Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли. 

Изогнутая капля. Сделайте каплю и загните ее уголок.

Глаз. Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза.

Сердечко.  Сделайте свободную спираль и палочкой нажмите на одну сторону. Получится сердечко.

Ромб. Сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.

Лист. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны.

Стрелка. Сделайте свободную спираль и сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получится стрелка.

Полукруг. Сделайте свободную спираль и сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.

Треугольник. Сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник. 

Полумесяц. Сделайте свободную спираль и сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.

Конус. Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы.

S-образные элементы. Скрутите один конец полоски, затем скрутите второй в противоположном направлении.

С-образные элементы. Скручивайте оба конца спирали в одном направлении.

Ветки. Сложите полоску бумаги так, чтобы получилась буква V с ветвями разной длины. Шилом скрутите один конец сложенной бумажной полоски. Скрутите другой конец бумажной полоски в том же направлении.

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину. Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг.

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Самостоятельная работа педагогов.

Рекомендации педагогам

  • Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
  • Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

 

Значение квиллинга для развития ребенка

  • Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.
  • Разовьет конструкторское мышление.
  • Разовьет тактильные ощущения и моторику.
  • Поможет в изучении цветов и форм.
  • Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию, творчество.

Рефлексия. 

- А для определения результативности сегодняшней встречи я предлагаю вам дать характеристику слову «квиллинг».

(К каждой букве подбираются слова, характеризующие суть понятия.)

Практикум.

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов. Сделаете интересным досуг своих детей, научите их мыслить, говорить и работать руками.

А сейчас мы с Вами попробуем сделать простой цветок, используя некоторые формы квиллинга, с которыми Вы познакомились:

1.Возьмите полоску двумя пальцами.

2.Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на инструмент (шило или зубочистку).

3.Плотно накрутите несколько витков бумаги на инструмент.

4.Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с инструмента и дальше крутить вручную.

5.Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

6.Свернуть всю полоску бумаги.

7.Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься. Что бы получился красивый и “правильный” цветок надо сделать одинаковые лепестки. Для этого, конечно же, лучше использовать линейку с кружками

8.Конец полоски приклеить клеем ПВА.

9.Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «глаз».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

10.Делаем серединку цветка. Сердцевина цветка может быть махровой. Для создания такой сердцевины используется полоса бумаги, мелко надрезанная с одной стороны. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов.

11.Собираем цветок. У красивого цветка все лепестки равноудалены друг от друга. Для того, чтобы правильно расположить лепестки используем шаблон. Мы будем использовать шаблон для шести лепестков.

Примеры заготовок

Изначальный ролл

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_8.jpeg

Базовая форма модуля

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_9.jpeg

Капелька

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_10.jpeg

Листочек

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_11.jpeg

Глаз

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_12.jpeg

Изогнутый глаз

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_13.jpeg

Заячье ухо

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_14.jpeg

Кручёное сердце

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/15/s_5a0bd63b9715b/743274_15.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...