Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним
рабочая программа (старшая группа)

Иванова Татьяна Владимировна

в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №164 "Ромашка" общеразвивающего вида с приоритетным

 осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

                                                           города Чебоксары Чувашской Республики

ПРОГРАММА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним. »

                                                                                                             Автор составитель:

                                                                                                             Иванова Т.В.- воспитатель

Чебоксары 2021г.

Название программы: "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним."

Для детей старшего дошкольного возраста.

Направленность программы: национально-региональный компонент

Название организации: МБДОУ Детский сад №164  г. Чебоксары

Сроки реализации программы: один год

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осознавать себя и свое место в нем.

Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Чувашия; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследию  своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-расширение представления об окружающем мире;

-способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

-повышать этнографическую грамотность детей;

- обогащение активного словаря

Развивающие:

- развивать интерес к национальной культуре чуваш;

- развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

- развивать мышление, воображение ребенка

Воспитательные:

-воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.

Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.

Предполагаемые результаты:

- расширение представлений о Чувашской Республике в целом.

-обогащение активного словаря

Учебно- тематический план

№ занятия

Месяц,неделя

Тема

Содержание

Цель

Материал

1-2

Сентябрь3-я,4-я недели

«Я познаю»

Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями чувашского народа.

Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о республике Чувашия.              

Наглядный материал: герб, флаг, игрушки, посуда и т.д.

3-4

Октябрь 1-я, 2-я неделя

«Моя -Чувашия»

Просмотр видеозаписей о Чувашии

Расширять представления детей о родной стране, о Республике, столица - город Чебоксары, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Чувашию.

Видеозаписи о Чувашии

5

Октябрь 3-я неделя

Чувашская народная сказка «Ленивый сын»

Рассказывание чувашской народной сказки «Юман батыр»

Познакомить детей с чувашской народной сказкой «Юман батыр». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам чувашского народа

Чувашская литература

6

Октябрь 4-я неделя

"Мы играем"

Дидактическая игра: «Собери чувашский ковер»

Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.знакомить детей с чувашской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление.

18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое.

7-8

Ноябрь 1-я,2-я неделя

Чувашские узоры «Украсим фартук Нарспи»

Использование чувашской народной культуры в аппликации

Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту

Готовая форма из картона. Ножницы, цветные                самоклеющиеся  обои, трафареты

9

Ноябрь3-я неделя

«Шарттан»

Беседа о национальном блюде чуваш «Шарттан»

Познакомить детей с национальным блюдом чуваш.  Воспитывать интерес к чувашской народной кухне.

Иллюстрации

10

Ноябрь 4-я неделя

Чувашская сказка «Бедный Илюш»

Рассказывание  сказки «Бедный Илюш»

Познакомить детей с чувашской сказкой «Бедный Илюш». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам чувашского народа

Чувашская литература

11

Декабрь 1-я неделя

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова»

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий

 Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

12

Декабрь 2-я неделя

«Путешествие в Чувашию»

Рисование монумента

"Мать-покровительница"

Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Чувашии. Воспитывать гордость за свой город

Альбомные листы, краски, цв. карандаши

13-14

Декабрь 3-я,4-я неделя

"Хуран кукли, хуплу"

Приготовление чувашских  национальных блюд из теста "Хуран кукли, хуплу"

Познакомить детей с национальной кухней . Учить готовить из теста блюда. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам.

Ингридиенты, разделочная доска.

15-16

Январь 3-я,4-я неделя

«Жизнь замечательной пчелы»

Беседа о пчеле, строение тела, чем питается, жилище домашних пчел,

Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).

Картинки с пчелами, пасекой, улей

17-18

Февраль 1-я,2-я неделя

«Мед чудесный дар природы»

Беседа о меде, о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда»

Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный и др.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет»

Картинки с изображением последовательности изготовления меда

19-20

Февраль 3-я,4-я неделя

"Чувашские  народные музыкальные инструменты"

Знакомство с чувашскими народными инструментами: шăпăр, параппан

Знакомить детей с чувашскими музыкальными  инструментами. 

Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания музыкальных инструментов. Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный,  ритмический, тембровый, динамический слух ;эмоциональную отзывчивость и творческую активность,  продолжать развивать навыки исполнения хороводов, пение с выразительным показом движений.

Чувашская народная музыка., иллюстрации с изображением  чувашских музыкальных инструментов

21-22

Март 1-я ,2-я неделя

Праздник: «День матери»

Беседа с детьми об истории происхождения праздника.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений о профессиях и частушек о маме, изготовление портретов мам.
Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её.
Расширение представления детей о празднике «День Матери».  Воспитание смелости, открытости, коллективизма.
Побуждение детей и родителей к активному участию.

Стихотворения, портреты мам

23

Март 3-я неделя

«Мы играем»

Знакомство с чувашскими  народными  играми

Познакомить детей с чувашскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры.

платочки с чувашским орнаментом, стулья, мяч

24

Март 4-я неделя

Мир малого фольклора

Знакомство с чувашскими пословицами

Познакомить с малым фольклором чуваш, рассказать мудрость пословиц

Пословицы чувашского народа

25

Апрель 1- неделя

«Мой край родной»

Рисование на тему: «Мой край родной»

Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера

Краски, кисти, карандаши, листы формата А4

26-27

Апрель 2-я,3-я неделя

«Мир национальных узоров»

Организация выставки детских рисунков

Развивать у детей умение передавать чувашские узоры  в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры

28

Апрель 4-я неделя

«Здороваемся на разных языках»

Овладение приветствиями на языках народов Поволжья.

Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

_

29-30

Май 2-я,3-я неделя

«Угадай мелодию»

Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья

Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов.

Диск «Мелодии народов Поволжья»

30-31

Май 4-я неделя

«Акатуй»

(итоговое занятие)

Подготовка и проведение праздника

Закрепить у детей знания о чувашском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес, воспитывать уважение к национальной культуре.

Атрибуты для развлечения, национальная одежда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект "Культурное наследии Чувашии заботливо и бережно храним"

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для мале...

Образовательный проект «Культурное наследие Покровска заботливо и бережно храним»

Образовательный проект «Культурное наследие Покровска заботливо и бережно храним»...

План реализации муниципального проекта Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним

Форма организации работыс детьмис педагогамис родителямис социумомСентябрь Познавательные занятия,беседа «Чебоксары- любимый город»,чтение художественнойлитературы В. Чаплиной,...

Культурное наследие Чувашии

Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми раннего возраста.Методическая разработка содержит конспекты мероприятий с детьми, рекомендации по работе с ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧУВАШИИ ЗАБОТЛИВО И БЕРЕЖНО ХРАНИМ»

Культура чувашского народа богата и разнообразна.  Приобщение дошкольников к культуре своего народа важная часть нравственного воспитания. Изучая культурное наследие, формируется уважение и ...

Муниципальный проект "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним!"

Отчет по муниципальному проекту "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним!"...