Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_do_shkoly._seminar.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №27

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы

«Год до школы»

Провели и подготовили:

Демина Юлия Ивановна, педагог- психолог

Плотнова Дарья Юрьевна, учитель-логопед

г.Озерск

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Год до школы»

Участники: Родители детей подготовительной группы.

Цель семинара: Расширение представления родителей о готовности детей к школе.

Задачи:

  1. показать родителям значимость подготовки ребенка к обучению в школе;
  2. познакомить с компонентами психологической готовности к школе;
  3. ознакомить родителей с целями и задачами годового курса по обучению грамоте;
  4. создать условия для совершенствования системы совместной деятельности семьи и учителя - логопеда, направленной на подготовку детей к обучению грамоте;
  5. организовать сотрудничество в детско-родительских отношениях;
  6. развивать у родителей навыки рефлексии;
  7. помочь родителям осознать собственные переживания и установки, как они влияют на психическое состояние детей в предшкольный период.

Оборудование: Бейджи для родителей, макет школы, мягкие или мелкие игрушки, полоски черного, синего и красного цветов, карточки для обозначения звуков красного, синего и зеленого цветов, карандаши и фломастеры, карточки «Проблемные коммуникации» с фразами родителей, ноутбук, колонки, проектор.

Ход собрания.

Пока родители собираются, звучит «Песенка первоклассника» (исп. А.Пугачева)

Приветствие и знакомство

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Дарьей Юрьевной рады вас видеть и благодарим за то, что нашли возможность прийти на собрание. Напомню, я педагог-психолог, Демина Ю.И., и Плотнова Д.Ю. – наш учитель-логопед.

Сегодня мы обсудим подготовку к первому классу. Вы наверняка заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому цель нашего разговора – понять, что нужно для этого сделать. Как помочь ребенку пойти в школу подготовленным, учиться хорошо и получать положительные эмоции от занятий.

Вначале предлагаю назвать себя, как к вам можно обращаться в ходе собрания и сказать, что для вас значит слово «школа». Прошу вас.

Родители отвечают. (Подвожу итог, что значит для нас школа, что это такое).

Упражнение-воспоминание «Как мамы и папы ходили в школу»

Педагог-психолог:  

А сейчас мы с вами немного вернемся в прошлое и вспомним, как мы когда-то давно пошли в школу.

Сядьте удобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Обопритесь спиной на спинку стула. Вы можете посмотреть на экран, где вы видите видеоряд о школе, а можете просто закрыть глаза, прислушаться к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.

Представьте себя в детстве – в том времени, когда вы были ребенком. Представьте теплое осеннее утро. На деревьях уже появились первые желтые листья, на заборе блестит паутинка. Вам семь лет. Вы идете по улице с близким человеком – мамой, папой, может быть с дедушкой или бабушкой, а может, с братом или сестрой. Сегодня первое сентября. Первый раз в жизни вы идете в школу. (Пауза). У вас в руках цветы, за спиной – школьный ранец. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Какое у вас сейчас настроение? О чем вы говорите с родными? (Пауза). Теперь вы снова стали взрослыми – мамами и папами. Откройте глаза, пошевелитесь немного, ощутите свое тело, потопайте ногами.

Получилось ли у вас представить себя первоклассником? Расскажите, что вы чувствуете?

Родители отвечают на вопросы. (Приподнятое, радостное настроение, ожидания, беспокойство, праздничное)

Упражнение «Дорожка к школе»

Педагог-психолог:

Давайте мы с вами сейчас подумаем, что может помочь учиться в школе, какие качества? Помогут нам в этом разобраться игрушки. Дети любят играть с игрушками. Вы тоже выберите себе по одной, которая вам нравится. Посмотрите на нее и наделите чертами, которые, на ваш взгляд, помогают учиться в школе.

(Д.Ю. – записывает эти качества на листе)

Похож ли этот образ на вашего ребенка? Чем?

Родители отвечают.

Педагог-психолог:

Мы с вами выяснили, какие качества нужны ребенку для успешной учебы. Давайте посмотрим на нашу школу. (Замок и 3 полоски-дороги).

(Педагог-психолог показывает макет школы).

Педагог-психолог:

К школе ведут три дорожки. Черная дорожка означает сильное беспокойство, синяя дорожка – умеренное беспокойство. На красной дорожке особенного беспокойства нет. А теперь поставьте свою игрушку на одну из трех цветных дорожек, которые ведут к школе. Цвет дорожки будет означать, в какой мере вы испытываете беспокойство из-за школьной жизни ребенка, которая наступит совсем скоро.

На что может быть похожа жизнь в вашей семье в последние дни перед школой? Прислушайтесь к своим ощущениям. С чем вы можете их сравнить?

Родители отвечают. (если будут только положительные ответы – уточню, какие еще чувства испытывают, есть ли ожидание, что придется сидеть с детьми и делать уроки, что это может быть нудно, неохота, «О, школа(((!») 

Информирование «Понятие готовности к школе»

Педагог-психолог:

Так что же такое «Готовность к школе»? Когда ребенок переходит из детского сада в школу, меняется жизнь всей семьи, но его жизнь – особенно сильно. С первого дня в классе он сталкивается с непривычными задачами. Ребенок привыкает к новому режиму, ему трудно сидеть на одном месте, не отвлекаться, долго слушать учителя. У него появляется множество новых впечатлений и эмоций, которые он вынужден сдерживать на уроке, чтобы подчиняться новым правилам.

Первоклассники испытывают целый комплекс нагрузок – физических, психологических и интеллектуальных. В первые месяцы они находятся в состоянии постоянного стресса, который иногда называют «школьным шоком». Родители не всегда могут заметить и понять это состояние. Поэтому возникают вопросы: «А как подготовить ребенка к школе, чтобы минимизировать этот стресс?», «В чем заключается эта готовность?».

Как вы считаете, в чем заключается готовность к школе? Как ее можно определить?

Родители отвечают. (Д.Ю. записывает на лист)

Педагог-психолог:

Готовность к школе – это целый комплекс показателей физического и психического развития. Если она не сформирована, ребенок не способен справляться с требованиями школы, испытывает трудности в обучении и может иметь психологические проблемы. Важная составляющая готовности к школе – психологическая готовность, то есть мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуальная.

Психологическая готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформированы психологические черты, которые свойственны школьнику. Он хочет ходить в школу, быть первоклассником, стать взрослее, учиться. Мотивацию ребенка могут снизить родители, когда они высказываются о школе в негативном ключе.

С другой стороны, рассказывать о школе в радужных тонах тоже не стоит. Контраст между словами и реальностью может привести к тому, что ребенок возненавидит учебу. Поэтому важно говорить правду, не расхваливать школу, но и не пугать ребенка.

Эмоционально-волевая готовность проявляется, когда ребенок умеет управлять своим поведением и поддерживать порядок, стремится достигать результата и доводить дело до конца. Интеллектуальная готовность – когда у ребенка есть определенные знания об окружающем мире, он достиг определенного уровня речевого и умственного развития, у него развиты память, внимание, мышление, воображение.

На данный момент по результатам диагностики в целом по группе следует обратить внимание на достаточно высокую мотивацию к учебе у детей, многие ребята хотят идти в школу за знаниями, высокими оценками и для того, чтобы достичь в жизни желаемого. Однако, при этом сохраняется позиция дошкольника. В группе в целом, достаточный уровень по следующим областям: развитие речи, кратковременная слуховая память, выявление причинно-следственных связей, образное мышление и целостность восприятия. Ребята хорошо умеют составлять рассказы, используя распространенные предложения, у них богатый словарный запас, могут определить последовательность картинок, в частях могут увидеть целое.

Обратить внимание стоит на элементарный запас знаний (ФИО полностью себя и родителей, профессии, домашний адрес и т.д., более полный список вы можете посмотреть в раздаточном материале), также обратите внимание на умение ваших детей ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-вниз), умение слушать и точно выполнять заданное, самостоятельно действовать по указанию взрослого, развивать логическое мышление. Об этом также вы можете прочитать в раздаточном материале и использовать рекомендованные игры дома.

Метафора «Здание школы»

Педагог-психолог:

Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надежное здание. Кирпичики ее фундамента – это психические процессы, которые необходимы, чтобы учиться. То есть фундамент – это память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, развитие мелкой моторики, воля и мотивация. Стены – это учебные навыки, то есть умение считать, писать и читать, уровень саморегуляции, уровень психического развития ребенка. А крыша – это успеваемость в школе.

Чтобы подготовить ребенка к первому классу, сначала нужно заложить прочный фундамент психических функций и возвести крепкие стены навыков и умений. Это и есть задача педагогов детского сада и родителей дошкольников.

Мы с ребятами будем работать с психологической подготовкой к школе, разбирать правила, разговаривать о разных чувствах, эмоциях, которые можем испытывать в школе, будем разговаривать об их беспокойстве, опасениях и страхах в связи со школой, затронем и интеллектуальную часть.  Интеллектуальной частью в детском саду будут, в основном, заниматься с детьми воспитатели, обучением грамоты будет заниматься Дарья Юрьевна, она сейчас вам расскажет об этом.

         Учитель-логопед

Игра "Да – нет"

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "Нет", если не согласны.

Скажите громко и хором, уважаемые родители

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Ход:

Ознакомление родителей с задачами курса «Обучение грамоте».

Мы с вашими детьми начали курс «Обучение грамоте». На нашем курсе мы знакомимся с понятиями: предложение, слова, слоги, звуки. Будем делить слова на слоги. Проводить звуковой анализ слов. Все эти понятия даются детьми очень сложно, поэтому нам будет необходима ваша помощь.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов. Слова это черточки. Количество черточек, обозначают количество слов. Большую букву мы обозначаем вертикальной палочкой. Далее рисуем количество слов. Предложения у нас заканчиваются точкой, восклицательным знаком или вопросительным. Составление схемы предложения.

Слова состоят из слогов. Делим мы на слоги при помощи хлопков. Сколько гласных, столько и хлопков.  Давайте разделим слово «колобок» на слоги.

Предложить разделить слово школа на слоги

Слоги состоят из звуков.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Звуки эти разные: гласные, согласные.

 Какие звуки мы называем гласными?

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых звук выходит свободно, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом. Гласные у бывают ударные и безударные.

Чтобы правильно поставить ударение, нужно подставить в начале слово «Это» и получится вопрос. (Это мама? Это школа? Это октябрь?)

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых звук встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Петь их нельзя

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Мягкий согласный мы обозначаем зеленым квадратиком, а твердый согласный синим квадратиком.

Согласные могут ещё звонкими и глухими. Как проверить звук звонкий или глухой? Надо положить руку на горлышко, если горло дребезжит, то звук звонкий. Давайте попробуем, положили ладошку на горлышко. Говорим «жжжж». Горло дребезжит? (Да), а сейчас говорим «сссс». Горло дребезжит? (нет)

Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Игра с родителями «Что за звук» (Педагог называет звук, родители поднимают соответствующий символ красного, синего или зеленого цвета).

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!

Игры с родителями:

Составить звуковые схемы слов  книга и школа

      Игра с родителями:

Где слышится звук?  

Ход: У каждого участника игры находится карточка с изображением паровозика (разделенного на части: начало, середина и конец слова) и 2 фишки. Педагог называет слова с определенным звуком. Участники игры камушками показывают место заданного звука в слове.)

 Для работы с вами мне понадобится тетрадь 12 листов. Мы с детьми так же будем делать звуко – буквенный анализ, делить слова на слоги. Вся работа будет происходить поэтапно. В тетрадях я сделаю вам маленькие шпаргалки.

Давайте с вами подведем итоги.

  1. Каким цветом обозначается гласный звук?
  2. Как определить ударный гласный?
  3. Каким цветом обозначается твердый согласный?
  4. Каким цветом обозначается мягкий согласный?

Учитель-логопед:

Спасибо за ваши правильные ответы. Усвоили вы материал на отлично. По обучению грамоте дети в надежных руках.

Решение и обсуждение проблемных коммуникаций

Педагог-психолог:

Уважаемые родители, многие из вас уже побывали на родительских собраниях в Школах Будущих Первоклассников, уже погрузились в атмосферу школы, вам уже озвучили требования школы, а у кого-то уже есть ученики. Все наши эмоции и высказывания в адрес школы, школьной жизни еще задолго до начала учебы формируют у ребенка отношение к школе. Вспомните, что вы рассказываете своему ребенку о школе. Какие напутственные фразы и слова говорите? (Пауза). Как вы считаете, эти фразы влияют на будущего школьника, какие чувства и переживания они вызывают у него?

Я приготовила для вас несколько обычных фраз, которые довольно часто употребляют в семьях. Подумайте, что ребенок будет думать о школе, когда услышит следующие наставления и фразы.

Педагог-психолог раздает карточки с фразами («Вот пойдешь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником?», «Знаешь, как мы будем любить тебя, если ты станешь отличником», «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не пришлось!», «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?», «Попробуй мне только еще сделать ошибки в задании!»

  Родители обсуждают, какие эмоции могут вызвать эти фразы у ребенка. Если у них возникают затруднения, педагог-психолог может направить их с помощью возможных ответов.

Правило зеленой ручки.

Педагог-психолог:

Сейчас я расскажу вам историю об одной маме и девочке. Когда девочка писала в прописях, мама не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка, как это делали в начальной школе. Она выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо. Девочке это очень нравилось, и всегда после каждой строчки она просила: «Мам, какая получилась лучше всех?» И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»

В случае подчеркивания ошибок красной пастой, мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно. Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно!

Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным!

Это совсем другая внутренняя мотивация - не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо! И тем самым мы поддерживаем своих детей.

Давайте сейчас представим, что ребенок написал строчку букв, несколько из них получились красивые, остальные – не очень. Разбейтесь, пожалуйста, на пары (один из вас ребенок, второй – родитель) и похвалите ребенка. Потом поменяйтесь ролями.

Обсуждение с родителями, что они чувствовали, легко ли было хвалить?

Домашние задания.

Педагог-психолог:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, МЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ШКОЛА ЗНАЧИТ ДЛЯ НАС, ГОВОРИЛИ О ТОМ, КАК МЫ ОЖИДАЕМ ЭТО СОБЫТИЕ. ХОТЕЛОСЬ БЫ ЕЩЕ СКАЗАТЬ О ПОДВИЖНОСТИ, ЖИВОСТИ НАШИХ ДЕТЕЙ И ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

Внимание на экран. (Демонстрируется видео, как подвижный мальчик учит уроки)

Узнаете в нем своих детей? Что вы думаете по этому поводу? (Родители отвечают)

 В школе заставляют сидеть. Детям это очень трудно дается, они постепенно учатся себя контролировать. Поэтому, дома делать устные уроки можно так, как им удобно (на полу, стоя на голове, двигаясь по комнате). Самое главное в школе, на мой взгляд, сохранить желание учиться.

У многих будет первый порыв - не хочу, неинтересно. Но это первый порыв. Всего лишь. Дальше, если не позволить этому порыву развиться, ребенок втягивается в задание. И постепенно начинает делать сам.

Для этого надо:

1)  Принять, что многое в школьной программе неинтересно для детей и непонятно. И заставить любить и получать удовольствие от этих заданий не получится. Это вызовет у детей сопротивление, потому что будет расценено, как посягательство на личную жизнь и придаст уверенности в правильности своего сопротивления.

2) Чтобы не вызвать у ребенка отторжение к заданиям, надо вместе с ним преодолевать школу. Мягко подталкивая, мягко не давая сбегать, вместе страдая от заданий и постоянно повторяя фразу: «Надо, ребенок, надо! Я в тебя верю!»

Уже через год наступит этот волнующий день – 1 сентября. Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, это естественно, но ваша родительская тревога не должна перерасти в школьную тревожность ребенка. Пусть ваши дети идут в школу с уверенностью: они многое умеют, а всему остальному обязательно научатся, и мама с папой помогут.

Будьте готовы к тому, что у ребенка не все будет получаться сразу. Да, это может огорчать. Но на самом деле это только повод, чтобы еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Рефлексия

Педагог-психолог:

Наша встреча подходит к концу. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и планшеты и закончите предложение «Школа – это…».

Мне кажется, что дети в надежных руках, что вы сможете им подготовиться к школе и поддерживать дальше.  Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы "На пороге школы"

Целью данного мероприятия является повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовки к школе....

Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»

Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...

Методическая разработка "Семейный клуб для детей и родителей старших групп «Родители – лучшие друзья» и подготовительных к школе групп «Готовимся к школе»"

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром. В современном сложном и динамичном  обществе возросла напряженность взаимодейс...