музыкальный фольклор. Знакомство детей со старинными музыкальными инструментами
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Секинаева Майя Владимировна

 Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками.

 

Основа всякого умственное развитие ребенка зависит от знания родного языка, через родное слово приобретает   знания... Речь не дается человеку от рождения.  Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Последнее время уровень речевого развития заметно снизился. Дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-видеосистема заменяет им живых  собеседников. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки на дигорском языке из уст мамы с папой, дедушек-бабушек.

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.

Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.

Мы думаем, что народная культура должна стать первым шагом в

освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, мы выяснили, что они не знают родных традиций. И мы встревожились, поняли, что это проблема, которая заставила нас

задуматься, что мы сможем сделать, чтобы дети не утратили народные традиции?

Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” у нас есть повод рассказать о том, что первые музыкальные инструменты появились давно, все они сделаны из природного материала, дерева, конского волоса. У каждого инструмента свой неповторимый вид, тембр, свои умельцы – исполнители, имена которых дошли до нас. О некоторых из них народ сложил сказки. Так, например, рассказывая детям , о Нартском эпосе, знакомим их с  народным инструментом – «Дууадастанон фандр», на котором играл  Сирдон , и тут можно провести параллель знакомства с русским национальным инструментом «Гусли», на нем играл Садко. Об истории его возникновения  «Уадындз» (Хатал на дигорском )поможно узнать из нартских сказаний . Ацамаз, который играл на свирели. В результате такой параллели значимость подвигов русских  и осетинских  богатырей  на благо своего народа сыграет несомненную роль в формировании правильной оценки своего поведения, своих поступков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyati.docx279.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Путешествие в страну осетинских музыкальных инструментов»

Возрастная группа: Старшая  группа

Форма НОД:  Музыкальная  деятельность.

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» , Веракса Н.Е.

Составила: Секинаева Майя  Владимировна.

Средства:

наглядные:  Оркестр Булата Газданова,  осетинские  музыкальные инструменты (гуымсаг, дала фандыр, уадындз, ирон фандыр, къарцгананта).

Мультимедийные: Экран, проектор, музыкальный центр, ноутбук, фонограммы.          

литературные: Музыкальные загадки.

музыкальные: «Ритмические хлопки»,  музыкально – дидактическая игра «Какой инструмент звучит?»,  осетинский танец « Симд», «Девичий танец», «Джигитовка», «Музыкальный оркестр» - игра.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Программные задачи:

     Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.

Познакомить детей с новыми осетинскими  музыкальными  инструментами — осетинская гармошка, дала фандыр, къарцгананта, лалым уадындз, доул.

Учить слушать звучание музыкальных инструментов, различать их по видам .

Воспитывать любовь к музыке, к  национальной музыке, фольклору, чувство коллективизма.

        

Образовательная:

  • Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
  • Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
  • Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию;

Развивающая:

  • Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

  • Физическая культура.
  • Социализация.
  • Коммуникация.
  • Художественно-эстетическое.

- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру через слушание осетинской национальной музыки.

- Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.

- Продолжать обогащать словарный запас музыкальными терминами. (Оркестр, дала фандыр, къарцгананта, лалым уадындз, доул.)

- Развивать свободное общение взрослых и  детей  в ходе беседы о характере и настроении музыкального произведения.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе песенного и танцевально-игрового творчества.

- Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы поведения, формировать основы безопасного поведения в совместной музыкальной деятельности.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивационно-побудительный

 Дети входят в зал под осетинскую народную музыку «Симд Нартов » .

М.Р. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

М.Р. Дети, солнышко светит, небо голубое! Какое у вас настроение

?

  Давайте поприветствуем наших гостей

и поделимся с ними хорошим настроением!

Хотите, мы поприветствуем друг - друга песенкой! Мы сейчас внимательно  послушаем новую песенку  и споем ее, а наших дорогих гостей попросим послушать ее и с нами пропеть одну строчку.

Агас цаут уазджыта!                                    (дети)

Уа бонта хорз сабита!                                  (гости)

Агас нам цу барзонд арв!                    ( дети делают движения, потянулись ручками  наверх ,показывают на небо)

Хур на да тынтай тав!                ( Берутся за руки и делают большой круг)

( под музыку дети делают еще один круг)

(дети садятся на стулья)

М.Р.  А скажите, вам понравилась песенка ? А чем любите заниматься на музыкальных занятиях?

М.Р.  Дети, а давайте закройте глазки, и отгадайте , какой инструмент зазвучал!   дети отгадывают : трещотки (къарццгананта)- ударный,

дала фандыр - струнный,

 дудочка (Уадындз)  - духовой,

 двусторонний барабан –Гуымсаг.

М.Р.А Дети, а теперь подойдите сюда и

 теперь давайте на них посмотрим ! (перечисляют их, это струнный, это духовой, это ударный).

 А теперь загадку отгадайте, я убираю один инструмент, а вы отгадываете, какого инструмента нет.

М.Р .А, отгадали! А теперь посмотрели глазками и запомнили, какой это инструмент?

(повторяет два три раза)

Задает вопросы.

Включает аудиозапись.

Дать детям  послушать музыку, познакомить   со словами песни.

Задает вопросы

Задает вопросы

Дидактическая игра «Чего нет?»

Дети отвечают на вопросы.

Поем, танцуем, играем.

Дети закрывают глазки, открывают их и отвечают.

Дети отгадывают загадку.

Воспитание культуры.

Организационно-поисковый

М.р.  Теперь я вам хочу рассказать вам об этих инструментах, вы услышите,  как они звучат, и как на них играют. Это осетинские, старинные, национальные инструменты!

На них еще играли наши предки, а на некоторых играют до сих пор.

Есть у нас в Осетии талантливая  молодежь, которые создали музыкальную группу и назвали ее «Къона» (Дом).

( Звучит музыка в исполнение группы «Къона».)

 Слайд1.  Это ударный инструмент «Гуымсаг». Кожа с двух сторон  натягивалась на деревянный обруч.. Дети, скажите, какой это музыкальный инструмент «Гуымсаг»? ( двусторонний барабан)( правильно, к ударный )

Слайд 2. Еще одним традиционным музыкальным инструментом осетин, связанным с грозовым мифом, является «Уадындз» (свирель). Название этот инструмент получил от производного слово уад, которое переводится как ‘дыхание’. Воздух приводит ее в движение.  В старину на этом  инструменте  играл герой из нартских сказаний «Ацамаз», и услышав звуки уадындза, все звери из леса выходили к нему. В настоящее время «Уадындз» используется лишь в фольклорных инструментальных ансамблях.

А этот инструмент куда можем определить? ( к духовым)

Слайд 3. Одним из самых древних инструментов осетин является «Дыууадæстæнон фæндыр» (двенадцатиструнная арфа), традиционно сопровождавшая исполнение Нартовских сказаний. На картине «Пир Нартов» осетинский художник  Махарбек Туганов показал, как на нем играет Сырдон.

Куда определим этот инструмент?

( К струнным)

Слайд 4.

 Дáла фæндыр —  трехструнный инструмент.  На нем исполняли сольные танцевальные и песенные мелодии.

( К струнным)

М.Р. Дети, вам понравилось звучание старинных осетинских инструментов?

А давайте поиграем, я сыграю, а вы его определите, какой это инструмента!

А давайте послушаем, как они звучат в наших руках? ( Ритмический стук проиграть вместе).

М.Р.Дети, скажите что нового узнали сегодня?  

 ( есть такие  осетинские инструменты, название..)

Когда все музыканты собираются вместе, как их можно назвать? (Оркестр)

Есть и у нас в Осетии оркестр осетинской музыки Булата Газданова.

Слайд 5. Оркестр Булата Газданова.

Дети, вот мы сыграли на музыкальных инструментах, но вот чего - то не хватает! А вы знаете, помимо этих осетинских инструментов, позже появился еще один осетинский инструмент . Время идет, инструменты развиваются и в  осетинском оркестре появился новый инструмент , уже не уадындз, не гуымсаг, не дала фандыр - а гармошка.

- Скажите, дети, а где  вы видели гармошку?

М.Р. В Осетии славится своим звучанием, является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Вот теперь наш оркестр стал полным,  а давайте мы с вами сыграем вместе!

 

Включает аудиозапись.

видеофрагмент.

Включает слайд.

Задает вопрос детям.

Показать слад

Картина художника Давида Найфонова « Свирель Ацамаза»

Включает аудиозапись.

Включает слайд.

Задает вопрос детям.

Включает слайд.

Картина  «Пир Нартов» художник М.Туганов.

Задает вопрос детям.

Включает слайд.

Задает вопрос детям.

Включает слайд.

«Оркестр музыкальных инструментов Б.Газданова»

Задает вопрос детям.

Задает вопрос детям.

Включает музыкально – дидактическую игру: «Играем вместе в оркестре».

 

 ритмично хлопают в ладоши под музыку.

Дети отвечают из какой он сказки.

Выполняют ритмический стук

Дети перечисляют название осетинских музыкальных инструментов

Дети повторяют волшебные слова.

Дети отвечают на вопрос.

Дети отвечают на вопрос

.

Проявляют активность в решении поисковой ситуации.

Созданы условия для зрительного восприятия.

Созданы условия для зрительного восприятия

Самостоятельно анализируют

Созданы условия для зрительного восприятия.

Самостоятельно отвечают на вопросы.

 

Рефлексивно-корригирующий

М.Р. А сейчас я хочу вам загадать музыкальную загадку.!

- Вы все знаете, образ нашей девушки в осетинском костюме, и вы знаете наших отважных, воинственных  подвижных мужчин.  Музыка для мужчин и женщин  разная, а есть, когда они танцуют вместе, а скажите, что за танец, когда вместе танцуют? ( Симд) .  

Вот у меня такая загадка для вас! Я сыграю мелодию, и чья это музыка, девочек или мальчиков, те и выходят танцевать!

(звучит «Девичий танец», выходят девочки.  Под музыкальную композицию  «Джигитовки», выходят мальчики.

 М.Р. Дети , а это что за музыка?

 ( Исполняю музыку «Симд», дети встают парами, остальные дети играют в оркестре с муз.руководителем)

Ребята, вы очень хорошо танцуете, поете и играете на музыкальных инструментах.

 Вы мне так понравились, вы все такие хорошие , умные,  подняли настроение мне!

А вам понравилось наше путешествие в мир осетинских национальных  инструментов?

Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось ?  (ответы детей.)

Какие вы молодцы! Я очень довольна нашим занятием! До свидания!

Задает вопрос детям.

Загадывает загадку

Задает вопрос детям

Задает вопрос детям

 Дети отвечают на вопрос.

Танец «Симд»

Встают парами и танцуют .

Дети отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Прощаются с гостями и уходят под  осетинскую народную мелодию «Симд Нартов»

Самостоятельно отгадывают загадки..

Делают вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Отчет по самообразованию "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" (текстовый материал к презентации) 2019 год.

Отчет по самообразованию "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ подготовительной к школе группе" (текстовый материал презентации) 2019 год....

Отчет по самообразованию: "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" 2019 год.

Отчет по самообразованию: "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" (презентация) 2019 год....

Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами

Сценарий развлечения "Знакомство с детскими музыкальными игрушками". Интеграция областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическоеразвитие. познавательное р...

Система методов и приемов в развитии музыкальных творческих способностей детей средствами русского музыкального фольклора из опыта работы

Разработанная мною система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении анализировать музыкальные примеры, самостоятельно сочинять короткие мелодии, развивает м...