Программа по песочной терапии
рабочая программа

Милохова Елена Петровна

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка посредством игровых упражнений с песком. Манипуляции с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Многие считают, что песок «заземляет» негативную энергию. Также песочные игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pesochnoy_terapii.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка посредством игровых упражнений с песком. Манипуляции с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Многие считают, что песок «заземляет» негативную энергию. Также песочные игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Цель – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности, навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком, развитие эмоциональной сферы, осознание нравственных понятий детей посредством игр с песком.

Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
  • научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.
  • развивать умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света;
  • обучить созданию песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
  • формировать художественно-эстетический вкус;
  • развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;
  • развивать само регуляцию эмоциональных реакций;
  • развивать у воспитанников творческие способности;
  • развивать оба полушария мозга, мышление, воображение;
  • способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
  •  повышать самооценку детей;
  •  формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.

       Ожидаемые результаты:

  • освоение приёмов создания фона ( наброс и насыпание);
  • умение различать и владеть приёмами рисования (расчищение , линейные , щепотка);
  •  умение создавать композиции и сюжеты на песке, рассказывать об их сюжете;
  • устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазия;
  • улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.
  • доводить дело до конечного результата, не останавливаясь перед трудностями выполнения.

Описание

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование основ безопасного поведения при работе с песком.

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочной анимации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.)

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.

«Художественно-эстетическое развитие» – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

В ходе реализации данной Программы используются разнообразные методы обучения: 

  • словесный (беседы, блиц-опрос, устное изложение педагога);
  •  наглядный;
  • объяснительно-иллюстративный.

Основная форма работы – практические занятия.

Любое практическое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

Виды техник рисования песком: Техника описание используется для объяснения материала.

Техника закидывания используется для создания темного фона на большей  части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями.  Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла     к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в

нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально,

чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение,  зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества  позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. 

Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Обращаясь к созидательному началу ребенка, создается ситуация успеха, что укрепляет его веру в себя и свои способности, ощущение «Я могу». Ведь песок столь пластичен, что здесь не страшно ошибиться и любую игровую ситуацию можно изменить одним движением руки.

План

«Знакомство со свойствами песка

«Песочная лаборатория»

 «Путешествие в Волшебную страну»

«Что спряталось в песке?»

«Чудеса на песке»

«Берег больших черепах»

«Вслед за радугой»

«Встреча с Мышиным королем»

«Необыкновенное путешествие»

«Прогулка в царство Матушки Природы»

«Путешествие в сказку»

«Затерянный город»

«Проделки Песчаной бури»

Инсценирование сказки «Теремок»

 «Выдуй цифры из песка»

 «Рисуем песком»

 «Отгадай загадку»

 «Город в котором мы живем»

 «Я пеку, пеку, пеку…»

«Найди клад»

«Домашние животные»

 «Водный мир»

«Сделай цифру из песка»

«Математический диктант»

«В гостях на морском дне»

 «Секретики в песке»

 «Планета Динозавров»

 «Пустыня»

«Узнай букву и назови звук»

 «Найди клад»

«Волшебные ладошки»

 «Поварята»

«Выложи из палочек и загадай загадку»

  «Игра в хороших и плохих»

Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»

 «Теплые лучики солнца»  

Путешествие в сказку «Домики для трех поросят»

 «Бабушкин дворик»

 «Выдуй цифры из песка»

 «Найди клад»

Создание картины «Лес»

Необычайная история»

 «Математический диктант»

 «Я волшебник»

 «Рисуем песком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Программа по песочной терапии

Развивающие занятия с детьми....

Рабочая программа по песочной терапии

Дополнительная образовательная программа «Песочная страна»...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....

Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...

Рабочая программа по песочной терапии «Песочная фантазия»

Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.Игры на песке...