Программа по песочной терапии
рабочая программа (средняя группа) на тему

Пастухова Светлана Сергеевна

Развивающие занятия с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

               на заседании Педагогического совета                                                                     Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственного бюджетного   образовательного учреждения                                                          «Школа № 199» города Москвы                          

               «Школа № 199»  города Москвы                                                                                Приказ №______ от ______ сентября 2016 г.                                                                                                                                                                                                                          

       Протокол №____ от______ сентября 2016 г.

           Секретарь_____________     (                       )                                                                       Секретарь ______________(                   )

Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по песочной терапии

«Песочная фантазия»

младший дошкольный возраст

один год обучения

Автор-составитель: Пастухова С.С.

2016 – 2017учебный год

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение.
  6. Список литературы.

3

Пояснительная записка

Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Что-то созданное самим ребенком однажды разрушается либо сами создателем, либо кто-то неосторожно раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. На прежнем месте, с еще большим энтузиазмом закипает работа. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Игры на песке -  одна из форм естественной  деятельности ребенка.  Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, мы  в наиболее ограниченной для ребенка форме передаем ему  наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Давайте обратимся к ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Игры с песком – это отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестечтической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии(самоанализа),  учится понимать себя и других. Так закладывается база для  дальнейшего формирования позитивной  коммуникации.

Аннотация

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека  своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

   Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начитают просеивать песок, строить тоннели, горы и

4

т.д. А если к этому добавит миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

   Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние.

   Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок оказывает положительное влияние на психическое состояние детей, стабилизирует эмоциональное состояние.

   Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои  самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается  в психологическую травму.

Актуальность программы

   Песочная терапия – научно обоснованный  метод  креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты.  Анализ песочного творчества приводит к раскрытию  внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы, оценить уровень агрессии и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

      Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности,  нормализацию социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановки внешней безопасности, внутренней защищенности, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребенка – различные игры с песком. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми.

5

Цель программы

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (цвета, формы, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
  3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в слогах, словах.
  4. Дифференциация, автоматизация звуков.
  5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словестно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
  7. Снижение психофизического напряжения.
  8. Актуализация эмоций.

Задачи программы

Образовательные

  1. Учить детей последовательно и  точно передавать увиденное с учетом развития сюжета
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
  3. Обучит специальным движениям и их выполнение детьми
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
  5. Закрепить представления об окружающем мире

Воспитательные

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
  2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
  3. Воспитывать слуховое внимание и память
  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
  6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Развивающие

  1. Развивать психические процессы (внимание,  память)
  2. Развивать логическое мышление
  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
  4. Развивать умение действовать по инструкции
  5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Обучение проводится в двух направлениях

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков

В рамках данной программы  реализуются следующие педагогические идеи:

  • формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как  гармония культуры знания, чувств и  творческого действия;
  • опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;
  • учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а так же особенностей местной религиозной культуры.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. Создание  естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

   Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

  1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное,  и наоборот.

7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Способы определения ожидаемых результатов

Эффективность работы отслеживается  по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатом анкетирования педагогов (экспертная оценка), в ходе наблюдения за воспитанниками на каждом занятии.

Виды контроля

  • групповой
  • индивидуальный

8

Формы и методы обучения и воспитания

Формы деятельности

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю с малой группой детей (4 – 5 человек, в зависимости от имеющихся нарушений). Длительность занятия  20 минут.

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг – демонстрация песочницы

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Методы организации процесса обучения

  • беседы
  • игры – коммуникации
  • экологические игры
  • проективные игры
  • познавательные игры
  • рисование цветным песком
  • элементы сказкотерапии
  • музыкальное сопровождение

9

Условия реализации программы

Психологические условия реализации программы

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной  самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие друг с другом в разных видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • поддержка самостоятельности детей  в  специфических  для них

 видах деятельности;

  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

10

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Занятие № 1

«Здравствуй, песок!»

1

Занятие № 2

«Чувствительные ладошки»

1

Занятие № 3

«Дождик»

1

Занятие № 4

«Осень в песочной стране»

1

Занятие № 5

«Следы на песке»

1

Занятие № 6

«Песочные прятки»

1

Занятие № 7

«Волшебные отпечатки»

1

Занятие № 8

«Песочный праздник»

1

Занятие № 9

«Норки для мышки»

1

Занятие № 10

«Я пеку, пеку, пеку»

1

Занятие № 11

«Чудесные хвостики»

1

Занятие № 12

«Игра на пианино»

1

Занятие № 13

«Собери грибы»

1

Занятие № 14

«Бусы для мамы»

1

Занятие № 15

«Солнечная сказка»

1

Занятие № 16

«Веселый огород»

1

Занятие № 17

«В гостях у песочной феи»

1

Занятие № 18

«Путешествие золотой рыбки»

1

Занятие № 19

«Колобок»

1

Занятие № 20

«Угадай-ка»

1

Занятие № 21

«Приключения лягушонка»

1

Занятие № 22

«Путешествие к гномам в горы»

1

Занятие № 23

«Мой город»

1

Занятие № 24

«Веселые фигуры»

1

Занятие № 25

«Прекрасный цветок»

1

Занятие № 26

«Моя семья»

1

Занятие № 27

«Мои друзья»

1

Занятие № 28

«Веселая история»

1

Всего

28

11

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цель

1.

Вводное

Здравствуй, песок!

Знакомить детей с правилами поведения в песочнице. Развивать сплоченность детей. Знакомить детей с песком и его свойствами

2.

Чувствительные ладошки

Развивать доброжелательность детей. Учить управлять вдохом и выдохом. Учить снимать напряженность, общаться друг с другом.

3.

Дождик

Регуляция мышечного напряжения, расслабления. Развивать навыки общения.

4.

Осень в песочной стране

Учить детей устанавливать  тактильный контакт. Развитие тактильной чувствительности, воображения. Снятие внутреннего напряжения.

5.

Следы на песке

Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие сплоченности детей.

6.

Песочные прятки

Учить создавать  позитивное настроение, справляться с грустью.

7.

Волшебные отпечатки

Развивать воображение, тактильную стимуляцию. Формировать позитивные и моральные представления об отношениях

8.

Песочный праздник

Развивать сплоченность детей, пространственные представления, продолжать учить пространственной ориентировке.

9.

Норки для мышки

Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию. Формировать позитивные и моральные представления об отношениях.

10.

Я пеку, пеку, пеку

Учить детей корректировать свою агрессию, развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композицию на песке. Учить снимать эмоциональное напряжение.

11.

Чудесные хвостики

Развивать тактильные ощущения, умение действовать по инструкции.

12.

Игра на пианино

Развивать доброжелательность детей, учить снимать эмоциональное напряжение.

13.

Собери грибы

Развивать сплоченность детей, учить детей говорить друг другу приятные слова, снимать негативные проявления.

14.

Бусы для мамы

Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать воображение, мелкую моторику рук.

15.

Солнечная сказка

Стимулировать внимание, развивать мелкую моторику рук, речь.

16.

Веселый огород

Развивать доброжелательность детей. Учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях.

17.

В гостях у песочной феи

Учить детей эффективным способам общения.

Развивать воображение, логическое мышление. Учить выделять разнообразные мышечные ощущения.

18.

Путешествие золотой рыбки

Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, устанавливать позитивный тактильный контакт. Учить создавать позитивное настроение

19.

Колобок

Развивать представления об изменчивости формы песка, внимание, воображение, мелкую моторику.

20.

Угадай-ка

Учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки

21.

Приключения лягушонка

Учить детей эффективным способам общения, развивать наблюдательность, память.

22.

Путешествие к гномам в горы

Учить детей быть внимательными по отношению друг к другу, развивать воображение, речь, тактильную чувствительность.

23.

Мой город

Учить детей устанавливать закономерности, развивать доброжелательность, учить регулировать мышечное напряжение.

24.

Веселые фигуры

Развивать наблюдательность, тактильную чувствительность, воображение.

25.

Прекрасный цветок

Развивать выдержку, коммуникативные навыки, наблюдательность, память.

26.

Моя семья

Учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, коммуникативные навыки.

27.

Мои друзья

Развивать коммуникативные навыки, доброжелательность, эмпатию. Учить замечать положительные качества в людях.

28.

Веселая история

Регуляция мышечного напряжения, расслабления. Развитие памяти, воображения.  

13

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

реализации образовательной программы

Необходимое оборудование

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик - юнгианская песочница, размеры 50/70/8, дно и борта окрашены голубым цветом.
  2. Световой стол для песочной анимации.
  3. Песок (кварцевый, кинетический, цветной) в зависимости от запланированного занятия
  4. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой не более 8 см)

В набор игрушек могут войти

  • человеческие персонажи
  • животные
  • транспорт
  • растения
  • естественные предметы
  • сказочные герои
  • бросовый материал
  • геометрические фигуры
  • формочки

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005г.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролова Д. «Волшебная страна внутри нас», Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000 год.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии.СПб.: Речь, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Рабочая программа по песочной терапии

Дополнительная образовательная программа «Песочная страна»...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....

Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...

Рабочая программа по песочной терапии «Песочная фантазия»

Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.Игры на песке...

Программа по песочной терапии

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка посредством игровых упражнений с песком. Манипуляции с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, дет...