Сборник подвижных игр с использованием степ - платформы для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Горбунова Татьяна Мансуровна

Особое значение в развитие ребенка занимают подвижные игры. Подвижная игра — является одним из средств воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП - ПЛАТФОРМЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель:

Горбунова Т. М.

инструктор по физической культуре.


                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.

      В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Все это заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому способствуют занятия со степ доской, т.к. упражнения на ней формируют у дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно – сосудистую, дыхательную и костно – мышечную системы, способствуют развитию координационных способностей.

       Особое значение в развитие ребенка занимают подвижные игры. Подвижная игра — является одним из средств воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.    

       Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх на степ - платформах создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

      Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение игроков и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

        В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

        Игры на степах помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

«Разноцветный мячик»

 По залу расставлены степы. Выбирается водящий.  Дети передают мяч по кругу, произнося слова игры:  

Разноцветный мячик по дорожке скачет.  

По дорожке, по тропинке,  

По тропинке, до осинки,  

От осинки поворот,  

Прямо к … (имя ребёнка, у кого в руках оказался мяч) в огород.  

После  слов  «Раз,  два,  три  –  лови!»  игроки  перебегают  с  пенька  на  пенек,  а  водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока, находившегося  на полу, то тот становится водящим.

Правила.  Долго стоять на степе нельзя.    

«Паук»

В  одном  из  углов  зала  обозначается  обручем  место,  где  живет  «паук»  (водящий).  В  другой  стороне  зала  расположены  степы.  Остальные  дети  изображают мошек, степы – домики мошек.  Мошки стоят напротив паука и читают стихотворение:  

Раз, два, три, четыре,  

Жили мошки на квартире,  

К ним повадился сам друг,  

Крестовик - большой паук,  

Пять, шесть, семь, восемь,  

Паука мы все попросим,  

Ты, паук, к нам не ходи,  

Лучше всех нас догони.  

Правила.  По сигналу мошки бегут к степам, стараясь занять домик, паук догоняет.  

 «Баба-Яга»

В  зале  расположено  5-6  степов  (меньше  чем  детей).  На  одной  стороне  зала располагается Баба-Яга. Дети направляются к Бабе-Яге со словами:  

Баба-Яга костяная нога  

Печку топила, кашу варила,  

Села на ведро  

И поехала в кино.

А в кино-то не пускают  

Только за уши таскают!  

Правила.  После слов, Баба-Яга начинает догонять детей на одной ноге (взяв вторую ногу в  руку).  Дети  так  же  скачут  на  одной  ноге.  Можно  отдохнуть  недолго  на  степе (поменять ногу), т.к. на степе пятнать нельзя.    

 

«Пингвины на льдине»  

Дети по сигналу «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. По сигналу «Ледокол»,  «пингвины» должны забраться на льдину, ловить его не разрешается. А « пингвин» оставшийся без льдины, становиться «охотником». Игра продолжается.  

 «Уголки»  

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на стенах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка,  продай мне свой уголок» Ребенок отказывается, водящий идет к другой «мышке». В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами.

Правила.  Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

 

«Физкульт - ура!»  

Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги  по разные стороны площадки. На одной стороне на один - два степа меньше. Сами становятся  туда,  где  степов  больше.  Это  линия  старта.  На  противоположной стороне – финиш. Дети говорят:  

Спорт, ребята, очень нужен.  

Мы со спортом крепко дружим,  

Спорт – помощник!  

Спорт – здоровье!  

Спорт – игра!  

Физкульт – ура!  

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ.    

«Быстро в домик»

По  сигналу  «в  домик»  участники  игры  садятся  на  любой  степ. Проиграл  тот, кому не хватило места.    

«Маланья»

Дети  стоят  по  кругу  на  степ  -  платформе.  В  центре  круга  водящий  тоже  на степе. Дети поют слова игры, выполняя движения в соответствии с текстом.  

У Маланьи, у старушки (разводят руки в стороны) 

Жили в маленькой избушке (изображают руками крышу над головой)  

Семь сыновей, все без бровей, (проводят пальцами по бровям) 

Вот с такими ушами, (рисуют большие уши)  

Вот с такими глазами, (рисуют большие глаза) 

Вот с такой бородой, (показывают длинную бороду, наклоняясь до земли) 

Ой-ой-ой, ой-ой-ой (качают головой) 

Они не пили, не ели.  

На Маланью всё смотрели, (показывают на водящего) 

И все делали вот так.

Как?  

Водящий показывает движение на степе, все повторяют.    

  «Бездомный заяц»  

Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу.  По команде «Все в дом!» -  дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем»    является тот ребенок,  который не занял степ. Он выбывает из игры.  В каждой последующей  игре  количество  степов  сокращается на один.  

«Космонавты»

 Степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:  

Ждут нас быстрые ракеты  

Для полётов на планеты,  

На какую захотим,  

На такую полетим.  

Но в игре один секрет:  

Опоздавшим места нет.  

После  эти  слов  дети  разбегаются  и  занимают  «ракеты».  Ребенок,  оставшийся без степа, пропускает игру.                                                              

«Пчелка»  

По считалке выбирается водящий «пчелка».  Количество степов – домиков на один меньше. Степы ставят по кругу. Играющие идут по внешнему кругу, проговаривая:

Только солнышко проснется –

Пчелка кружит, пчелка вьется.

Над цветами, над рекой.

Над травою луговой.

Собирает свежий мед.

И домой его несет. 

Во время произнесения текста дети имитируют движение пчелки по своему представлению. С последним словом играющие стараются занять любой домик, в котором принимают заранее оговоренную позу. Пчелка, оставшаяся без домика, обходит круг, осматривая игроков. Заметив игрока, принявшего неправильную позу, пчелка обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок».

После этих слов хозяин сходит со степа и бежит по внешнему кругу в одну сторону,  а пчелка - в противоположную. Тот, кто первым обежит круг занимает домик и остается в нем.  

«Я люблю степ»  

Дети делятся в две шеренги и распределяются друг против друга.    

Придумал друг мой озорной веселую игру (шаг на степ и со степа правой ногой)  Теперь игра его со мной и в холод и в жару! (шаг на степ и со степа левой ногой) Себя он стукнул по лбу: «Хей! » (стоя на степе, имитируя удар по лбу произнести «Хей»- притоп правой ногой на степ, руки поднять вверх);  

Пора позвать сюда друзей (дети подходят друг к другу и выполняют дружелюбное объятие)  

Когда пришли к нему друзья (встают на степ)  

Он крикнул им: «Привет! » (стоя на степе - дети произносят слово «привет»)    

Эх,  как  безумно  рад  вам  я,  не  виделись  сто  лет  (дети  хлопают  друг  друга  по плечам)  

Спасибо вам, спасибо вам!  Спасибо вам, друзья! (дети пожимают руки друг другу)    

За то, что любите вы степ, без памяти как я!    

 «Цирковые лошадки»  

Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на  бег  с  высоким  подниманием  колен,  затем  на  ходьбу  и  по  остановке  музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей).

«Дед Мазай»

 Степы  расположены  на одной  стороне  зала,  за  степами  находится  водящий  – «Дед  Мазай».  Остальные  дети  –  «зайцы».  Зайцы  договариваются,  какое упражнение они будут показывать на степе и идут к водящему со словами:- Здравствуй, Дедушка Мазай!

Ты из лодки вылезай!

 - Зайцы, зайцы, заходите, обо всём мне расскажите!  

- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.  

Дед  Мазай  должен  сказать  название  упражнения,  которое  выполняют  зайцы (например,  «галочка»,  «петушок»,  «шаг  принцессы»  и  т.д.).  Если  он  угадал,  по сигналу начинает ловить зайцев. Пойманные зайцы встают на степ.  

«Лиса и тушканчик»  

Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого - переловить всех детей «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов  ( выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса» может съесть любого, кто пошевелился.  

       

«Перемени предмет»

За линией 5-6 детей, в руках у каждого предмет (мяч). На другом конце зала на степах лежат по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к степам кладут мяч, берут кубик и быстро возвращаются на свое место.  

«Палочка – стукалочка»

   Дети стоят на степах и выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами:

-Раз, два, три, четыре, пять,

-  Будет палочка стучать.

А как скажет:

-Скок, скок,

Отгадай, чей голосок? 

Кружится  в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавливая, и тот, на кого указывает палочка, берется за другой  ее конец и произносит имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал. Правильно отгаданный становится водящим.    

«Салки-выручалки»

 «Сегодня мы будем играть в салки-выручалки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из товарищей его не выручит. Чтобы выручить пойманного игрока, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он снова может бегать. Если вы видите, что салка близко, можно встать на степ - платформу. Того, кто встал, салка поймать не может». Начинать игру нужно со слов, которые произносят дети:

Салка нас не догонит,

Салке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

 С последним словом дети разбегаются в разных направлениях, а вы, дав им немного побегать, начинаете их ловить. Осалив какого-нибудь малыша, вы должны напомнить ему, что он может громко сказать: «Выручайте!». После этого вам нужно отвернуться, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит пойманного малыша, следует обязательно похвалить. Правила:

– убегать от салки можно только с последним словом стиха;

– тот, кого осалили, должен остановиться и громко сказать: «Выручайте!», пока этого малыша не выручат, ему бегать не разрешается;

– чтобы выручить осаленного малыша нужно слегка дотронуться до его плеча;

– чтобы спастись от салки, можно вовремя встать на степ - платформу, но долго стоять  нельзя.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по физическому развитию с использованием степ-платформы в группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет

ООД по физическому развитиюс использованием степ-платформыв группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет...

Сборник подвижных игр с использованием степ - платформы для детей старшего дошкольного возраста

В данном сборнике представлены  подвижныхе игры на степ - платформах. В подвижных играх на степ - платформах создаются наиболее благоприятные условия для развития физических к...

Комплекс утренней гимнастики на степ - платформах для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы утро было добрым, встанем мы на Степ-платформы, - Вы готовы все проснуться? Чтобы миру улыбнуться, нужно друг за другом встать, к степ – платформам побежать!...

«Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста с О.Н.Р.»

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социаль...

Сборник подвижных игр с использованием степ – платформы для детей старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДетский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном ...

ООД по физическому развитию с использованием степ-платформы в группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет Образовательная область: физическое развитие. Возрастная группа: 6 -7лет

ООД по физическому развитию с использованием степ-платформы в группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет Образовательная область: физическое развитие. Возрастная группа: 6 -7лет Цель: формирова...