РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В ДОУ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по информатике

Ландина Светлана Александровна

В статье раскрыты возможности реализации педагогического потенциала при реализации процесса формирования основ информационной безопасности у детей дошкольного возраста в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация потенциала педагога в ДОУ как основа для формирования компетенции информационной безопасности дошкольников

Автор: Ландина С.А.,

педагог-воспитатель МБДОУ д/с №2

г.Ставрополь

Аннотация: В статье раскрыты возможности реализации педагогического потенциала при реализации процесса формирования основ информационной безопасности у детей дошкольного возраста в целом.

Ключевые слова: педагогический потенциал, социально-культурная деятельность, информационная безопасность, рекомендации родителям, деятельность педагога.

Под педагогическим потенциалом принято понимать все необходимые педагогу ресурсы, которые призваны обеспечить эффективность профессиональной педагогической деятельности.

Организация социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях требует затраты ресурсов педагогического потенциала. Здесь педагогический потенциал помогает соединить в единое целое образовательные, воспитательные и, конечно же, развивающие задачи, но здесь ещё нужно учитывать индивидуальные, физиологические и психологические особенности ребёнка дошкольного возраста. Педагогический потенциал социально-культурной направленности в ДОУ требует сосредоточенного подхода при выборе форм, методов и средств социально-культурной деятельности.

Основными направлениями социально-культурной деятельности дошкольного учреждения являются спортивное, музыкальное, изобразительное, хореографическое и театральное. Тем не менее, в настоящее время становится актуальным и направление формирования основ информационной безопасности дошкольников.

Для начала стоит разобраться: почему встаёт вопрос безопасности современного дошкольника в информационном пространстве. Помимо положительной информации в информационном мире может встречаться и негативная, которая оказывает непосредственное воздействие на детей и может склонять к совершению ряда действий, что несут в себе угрозу жизни и здоровью дошкольника; информационное пространство может содержать и информацию порнографического характера; информацию, где даётся оправдание жесткости и насилию в отношении людей или животных; информацию, что содержит в себе нецензурную лексику.

Педагог в дошкольном образовательном учреждении может дать рекомендации родителям по использованию компьютерных технологий, где можно столкнуть с вышеперечисленными опасностями. Рекомендации можно сформулировать в виде простых правил и повесить на информационном стенде, а также с ними можно ознакомить родителей на собрании.

Можно выделить следующие правила при использовании компьютера и сети Интернет:

1. Родителям стоит установить контроль за тем, какие сайты посещает их ребёнок.

2. Необходимо чётко установить временные рамки и сайты, которыми может пользоваться ребёнок.

3. Не разрешайте детям распространять в интернете личную информацию (номер мобильного телефона, адрес), а также размещать фотографии.

4. Родителям стоит говорить на тему опасностей, с которыми ребёнок может столкнуться в сети Интернет. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные ссылка или файлы, несмотря на их привлекательный вид.

5. Необходимо объяснить ребёнку, что нельзя открывать файлы, полученные от незнакомых людей, так как они могут содержать негативную информацию либо вирусы.

6. Стоит установить на компьютер (планшет) антивирусную программу, средства фильтрации входящего контента. При необходимости можно подключить и «родительский контроль».

7. Просматривайте историю посещений интернет-ресурсов на смартфоне, планшете, компьютере, чтобы знать какие сайты посещал ребенок.

Тем не менее, информационная безопасность ребёнка дошкольного возраста зависит не только от его родителей и выполнения ими рекомендаций, но и от педагога-воспитателя. В ДОУ могут использоваться различные видео-ролики (например, экологические сказки), которые стоит обсуждать с детьми после совместного просмотра в группе. Воспитатель в своей педагогической деятельности может подготовить подборку развивающих мультфильмов различной направленности для дальнейшего обсуждения: экология, уважительное отношение к труду, умение общаться и многие другие. Здесь воспитатель может задать ряд вопросов. Например: «Как бы вы поступили в этой ситуации?». Стоит отметить, что мультфильмы должны быть небольшими по длительности. Ребенок не должен находиться у экрана более получаса подряд.

Таким образом, мы можем говорить о том, что педагогический потенциал социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в процессе формирования основ информационной безопасности дошкольников может быть реализован как через работу с родителями, так и через педагогическую деятельность, направленную на развитие дошкольников.

Список литературы

  1. Алехин, И.А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся / И.А. Алехин, Н.А. Чесноков // Мир образования - образование в мире. 2014. № 3. С. 161-162.
  2. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт / Л.Л. Ефимова, А С. А, Кочерга. - М.: Юнити-Дана, 2013. С 42-44.
  3. Пятахина, Г. Как обеспечить информационную безопасность воспитанников / Г. Пятахина, Е. Кисина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 7. С. 71-74. 6. Фазлетдинова, А. Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста / А. Фазлетдинова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 7. С. 58-59.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТСО и ИКТ в формировании компетенций у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности

В наши дни телевизор, компьютер, стерео- и виде- техникапрочно вошли в жизнь как взрослых, так и детей. Раннее и дошкольноедетство - период зарождения наиболее общих, фундаментальных становлений челов...

Проект по формированию компетенции у старших дошкольников безопасного поведения на дорогах, во дворе, транспорте: «Жители страны «Дорожная»

Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. -Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече ...

Методическая разработка "Формирование информационной безопасности дошкольников"

Формирование информационной безопасности дошкольников...

Формирование информационной безопасности дошкольников

Мастер - класс для педагогов "Формирование информационной безопасности дошкольников"...

Формирование основ информационной безопасности у дошкольников

Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздей...

Консультация для педагогов « Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

      Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает инте...

План-сценарий образовательного мероприятия по формированию культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста

повышение уровня осведомленности о безопасном использовании интернета, формирование информационной культуры воспитанников, обогащение словарного запаса по данной теме...