Содержание образовательной области "Труд" в практике ДОУ
материал по конструированию, ручному труду по теме

Выступление по теме самообразования на Педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_trudu_44_ds.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Белгорода

«Содержание образовательной области «Труд»

в практике работы ДОУ

Подготовила:

 воспитатель

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

г. Белгорода

г. Белгород

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, а воспитываются с самого раннего детства. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

        Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

        Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

        

1. Виды труда дошкольников.

        Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

        Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

        Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

        Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

        Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

        В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

        Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

2. Формы организации труда.

        Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

        Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

        Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

        Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

        В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации.

Формы организации

трудовой деятельности

Содержание и объем трудовых навыков

Методические приемы


в помещении

на участке


Поручения

 Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование.  

  Поддерживать внешний вид кукол: подбирать по цвету одежду, переодевать, расчесывать, завязывать бант. Протирать легкомоющиеся игрушки. Отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки. Расставлять стулья в определенном порядке, держа правой рукой за спинку, левой - за сиденье.

Снимать грязные и развешивать чистые полотенца. Раскладывать мыло в мыльницы. Относить и приносить предметы по просьбе взрослого

Отбирать игрушки для игр на участке. Очищать игрушки от песка, мыть. Убирать игрушки после прогулки на место. Протирать скамейки, постройки.

Поливать песок из лейки. Делать из песка горку. Подметать дорожки на веранде, в домиках. Собирать и уносить мусор. Нагружать снег в ящики, возить его к месту сооружения построек, сгружать. Расчищать дорожки от снега.

Сметать снег со скамеек, построек.

Убирать высохшие листья растений с клумбы. Посыпать дорожки песком

Показ приемов работы, объяснение, напоминание, указания. Беседы: «Почему нужно опрыскивать растения», «Зачем посыпать дорожки песком». Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Завяжем кукле красивый бант», «Какие птички прилетели», «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убирать строительный материал и т.д.».

Занятия: «Посадка лука», «Посев фасоли»

Наполнять водой вазочки для цветов. Поливать растения. Опрыскивать листья. Сеять семена для зеленого корма. Высаживать лук в ящики

Собирать семена дикорастущих трав, ягоды рябины для корма птиц. Собирать природный материал.

Сгребать снег и отвозить к деревьям и кустам. Сеять крупные семена растений, сажать лук, многолетние луковичные растения. Поливать растения на клумбе, грядке. Собирать скошенную траву

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Формы организации

трудовой деятельности

Содержание и объем трудовых навыков

Методические приемы

Дежурство

Сентябрь

Закреплять умение дежурить по столовой: мыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы.

Показ, объяснение, напоминание.

Беседа о дежурстве. Дидактическая игра «Мы теперь дежурим»

Октябрь

Упражнять в навыках дежурства по столовой, учить правильно раскладывать столовые ложки, вилки с правой стороны от тарелки ковшиком вверх, расставлять блюдца, убирать после еды салфетницы, хлебницы, чайные ложки

Напоминание, указания, пояснения.

Дидактическая игра «Расскажем Винни-Пуху, как правильно накрывать на стол». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ноябрь

Закреплять умение готовиться к дежурству по столовой, правильно накрывать на стол и убирать со стола. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол.

Показ приемов работы, объяснение, пояснения, напоминание. Дидактическая игра «Как мы носим чашки». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Наши красивые чашки»

Декабрь

Закреплять умение правильно раскладывать столовые приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки ковшиком вверх, ставить чашку на блюдце ручкой вправо.

Показ приемов работы, объяснение, пояснения, напоминание. Дидактические игры: «Угости кукол чаем», «Пригласим гостей».

«Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят».

Январь

Учить дежурить по столовой, аккуратно и быстро готовить столы к обеду и убирать посуду с двух столов, помогать друг другу. Учить готовить материал к занятиям по лепке: раскладывать доски, стеки, пластилин.

Показ приемов подготовки материала к занятиям по лепке. Объяснение, напоминание. Беседа об изменениях в организации работы дежурных по столовой.

Февраль

Закреплять навыки дежурства по столовой. Закреплять навыки подготовки материала к занятиям по лепке, учить готовить материал для занятий по рисованию: раскладывать коробки с красками и карандашами, кисточки, подставки и т.д.

Показ приемов работы по подготовке к занятиям по рисованию, объяснение указания.

Дидактическая игра «Мы готовим материал для занятий».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».

Март

Учить готовить воду для занятий по рисованию, работать аккуратно, помогать при подготовке к занятиям по аппликации: раскладывать кисточки для клея, подносы для бумаги.

Показ, объяснение, напоминание.

Дидактическая игра «Расскажем Незнайке, как нужно аккуратно готовить водичку для занятия». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Апрель

Закреплять навыки дежурства по столовой и подготовки к занятиям лепкой, рисованием, аппликацией.

Указания, напоминание. Беседа «Мы умеем хорошо дежурить».

Май

Закреплять умение дежурить при подготовке к занятиям изобразительной деятельностью и по столовой

Указания, напоминание. Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья». Продуктивная деятельность «Красивые фартучки для дежурных».

Июнь - август

Закреплять умение дежурить по столовой быстро, аккуратно, помогая друг другу

Указания, напоминание. Беседа «Дружные дежурные помогают друг другу». Дидактическая игра «Что делает дежурный». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

        В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

        Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. В средней группе коллективный труд представлен как совместная трудовая деятельность со взрослым

Формы организации трудовой деятельности

Содержание и объем трудовых навыков

Методические приемы

В помещении

На участке

Совместный труд

со взрослым

Уносить со стола посуду, ставить в определенное место.

Протирать пыль с подоконника, со шкафа. Мыть игрушки. Стирать кукольное белье, отжимать, развешивать. Подготавливать рабочее место для совместного труда с воспитателем по ремонту книг, коробок. Ремонтировать книги, мастерить пособия, изготовлять элементы костюмов

Отводить весеннюю воду под деревья и кусты

Показ приемов работы. Объяснение, пояснение, напоминание, указания. Беседа о необходимости трудовой деятельности для общей пользы

3. Реализация программных задач.

        В программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы   образовательная область «Труд» выделена как самостоятельный раздел, она раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.

        В средней группе содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели: «Формирование положительного отношения к труду». И достигается через решение следующих задач:

  1. развитие трудовой деятельности;
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Развитие трудовой деятельности

Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

        Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

        Формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол).

        

        Хозяйственно бытовой труд. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

        В весенний осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег.

        Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (вилки, ложки, ножи).

        

        Труд в природе. Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

        Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц.

        Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

        Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

        Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

        Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

        Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

        Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

        Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжать знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач),

        Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда.

4. Интеграция образовательных областей.

Содержание образовательной области  «Труд» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

1. «Физическая культура»

Развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда.

2. «Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о  труде взрослых и детей.

3. «Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

4. «Коммуникация»

Развитие свободного общения  со взрослыми и детьми  в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

5. «Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда  и представлений о труде взрослых.

6. «Художественное творчество»

Использование продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».

7. «Музыка»

Использование музыкальных произведений детей для обогащения содержания области «Труд»

8. «Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей

9. «Здоровье»

Обеспечение пребывания детей на воздухе в течении дня, в том числе и во время трудовой деятельности

6. Интегративные качества.

В соответствии с ФГТ каждый  ребенок  к  шести годам   при  успешном  освоении  программы  достигает  развития  интегративных  качеств, одно  из  которых  «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

   К концу года ребёнок должен  самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок.

        Самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой.

        Самостоятельно готовить к занятиям своё рабочее место, убирать материалы по окончании работы.

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты без решения задач трудового воспитания. Детский труд не является деятельностью, производящей какой-то продукт, как  труд взрослых, но он делает ребёнка социально значимым,  формирует личность дошкольника. При выполнении трудовых поручений ребёнок прилагает трудовые усилия, проявляет  волю, настойчивость,  желание трудиться, чтобы сделать что-то полезное своими руками, порадовать близких, друзей, воспитателя… или ничего выше перечисленного проявлять не хочет. И требуется приложить усилия педагогам, родителям, чтобы мотивировать дошкольников на трудовую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖУРНАЛ УЧЕТА ХОДА И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (от4 до 5 лет)

Примерная форма журнала воспитателя по образовательным областям для заполнения в течение учебного года....

Разработка конспекта образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность»

Данная занятийная деятельность является составляющей содержания всей образовательной области « Безопасность». Дошкольники познают мир, порой открывая для себя новое в привычных явлениях. Дети многого ...

Конспект образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность».

Данное занятие связано с общей работой второй недели февраля по теме «Встреча с обитателями  леса: зайцем, лисой…Интеграция образовательных областей: безопасность, социализация, коммуникация, чте...

До-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ДОМЕ РЕБЁНКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ» - лето 2015 года

В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса в летний период года...

Статья "Содержание образовательного процесса в летней практике дома ребёнка на экологической тропинке" - лето 2015 г.

В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса летом...

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...