Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Конюхова Светлана Леонидовна

Задачи:

Художественное творчество:

·         Вызвать желание  изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;

·         Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.                                                                                      

Познание:

·         Познакомить детей с историей и способом изготовления  народной  игрушки – куклы-самоделки;

·         Развивать интерес к народной игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konyuhova_s.l._nod_na_yarmarku.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского  района Омской области

Конспект занятия кружковой работы

 по программе «Юные краеведы»

в старшей группе

Тема: «Народная игрушка

кукла-самоделка»

                                                                                             

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Конюхова С.Л.

Цель:  Развитие  умения   в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку

                     

Задачи:

 Художественное творчество:

  • Вызвать желание  изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;
  • Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.                                                                                       

Познание:

  • Познакомить детей с историей и способом изготовления  народной  игрушки – куклы-самоделки;
  • Развивать интерес к народной игрушке.

Оборудование: экспонаты музея «Русская изба», мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска), запись русской народной песни «Ах, вы сени мои сени», презентация «Старинная  кукла-самоделка»,  схема изготовления куклы.  

Материал: лоскуты  ткани, ножницы, клубки ниток, бусинки, бусы, подставка для демонстрации работ.

Предварительная работа: чтение  и заучивание потешек, колыбельных, словарная работа: знакомство со значением старинных слов «свертеть», «рядить»; рассматривание предметов народно-декоративного творчества, экскурсия в музей.

Работа с родителями: привлечение родителей к пополнению и изготовлению экспонатов для  мини-музея в группе (сундук, макет русской печи, куклы в национальных костюмах, самовар, ложки деревянные, символы народных праздников – кулич, жаворонки, чучело Масленицы;  куклы-самоделки).

ХОД  НОД:

1.Вступительная часть.

Дети  входят в группу, звучит русская народная мелодия

 «Ах, вы сени, мои сени!»

- Ребята, слышите песню?

Дети: Да!

- А про что она?

Дети: Про сени

-А что такое сени?

Дети: Ответы детей

- Где вы видели сени?

Дети: В нашем Полтавском музее.

-Что еще вы там видели?

Дети: Русскую избу.

Педагог и дети проходят в музей «Русская изба».

-В нашей группе тоже есть музей русской избы. Расскажите, что  есть в нашем музее.

Дети: Есть самовар, куклы в русских костюмах, сундук и печь и т.д.

-Правильно. Раньше ребята не было шкафов, кроватей и спали на лавочках, дети после уличных гуляний, сушились на печке, играли в разные игрушки.

Я вам сейчас расскажу об одной из самой любимой игрушке кукле-самоделке.

Дети рассаживаются  на скамейки, покрытые домоткаными ковриками.

Презентация «Кукла-самоделка»

  1. Слайд.

Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Ребята, «свертеть» это старинное русское слово, значит сделать, смастерить.

 

  1. Слайд.

Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла.

  1. Слайд

У нее появились ручки, ножки, но лица как и у кукол бревнышек по-прежнему не было. Так как по старинному поверью «если у куклы было лицо, она могла принести беду в дом, поэтому куклы были безликие». После этого ее можно было, и «рядить», это старинное русское слово означало наряжать.

  1. Слайд.

Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, ее и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели  «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники». Так играли девочки постарше.

  1. Слайд.

 Если  девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница,  не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

  1. Слайд.

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком, качали ее, пели колыбельную.

Давайте мы с вами тоже споем колыбельную.

«Ай, люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Ее  не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай».

Пение колыбельной под  русскую народную мелодию.

Ребята встают в круг и  по очереди передают (имитируя) куклу и качают ее.

-Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А вам хотелось бы подержать такую куклу?

Дети: Да

-А что мы можем?

Дети: Смастерить куклу

-Вы умеете  мастерить русскую куклу?

Дети: Нет

-Эта проблема решаема, я научу вас вертеть такую куклу.

        

2.Совместная  продуктивная  деятельность.

Я показываю основные этапы ее изготовления:

1слайд: Сначала на  большом квадрате ткани, находим серединку, положив в нее небольшой кусочек ваты, теперь голова  стала круглой формы.

2 слайд: Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

3слайд: Теперь свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы  и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

4 слайд: Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.

5 слайд: Чтобы наша кукла получилась нарядная, мы сделаем ей юбочку из  маленького лоскутка  ткани.

 -Я думаю, что у нас все получится. Для этого я вам приготовила небольшую подсказку. Давайте уточним,  запомнили ли вы как делать куклу.

Дети проговаривают этапы выполнения работы. Проходят за столы.

-Но чтобы наша кукла была еще наряднее, мы ее украсим бусами. На столах у нас есть все для работы, осталось приготовить наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

-Каждый возьмите по большой бусинке,  положите на ладошку. Катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе  со мной:

«А мы бусинки катали

И желания загадали

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести»

-Отложите большую бусинку и приступайте к работе.

Педагог  обращает  внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает  помощь детям, которые испытывают  трудности при выполнении работы.

3.Заключительная часть

Чтение стихотворения, дети стоят в кругу вокруг подставки с куклами.

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

Руки-словно лапки.

Бусами, украшена,

В юбочку, наряжена.

Хоть не магазинная,

Но зато красивая!

Параша ее любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Воспитатель:  

-Дети вам понравилось, то чем мы сегодня занимались?

Дети: Да

 -А чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мастерили куклу

-Теперь вы можете взять свою куклу домой и научить своих друзей мастерить такую куклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"

С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...

Конспект занятия кружковой работы по ИЗО деятельности для старших дошкольников «Разноцветные штрихи».

Штриховка - один из самых выразительных способов рисования, помогающий видеть изображаемые объекты на плоскости листа более объемными, а так же,  один из видов упражнений для детей, кот...

Конспект занятия кружковой деятельности «Русские шашки» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Диагонали»

В конспекте используются материалы  Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников» и стихотворение про правила игры с сайта:.https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/3176113...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Конспект занятия по ППД «Школа юного пешехода» в старшей группе

Программное содержание:Образовательные:Уточнить и закрепить знания детей о значении дорожных знаков и их назначении;Закрепить умения детей применять полученные знания на практике и в играх;Формировать...

Конспект занятия по ПДД "Азбука юного пешехода" для старшей группы детского сада.

Правила дорожного движения нужны!Правила дорожного движения важны!И повторять мы их всегда должны! Что мы и сделали....

Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия  с родным краем....