Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Семенюк Людмила Петровна

Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_iz_snega.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Материал из опыта работы:

«Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления».

Конструирование в дошкольном образовании определено, как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач.  

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

 Особый интерес  у меня вызвала нетрадиционная техника конструирования – игры со снегом.

Используя удивительный строительный материал – снег, можно сооружать снежные постройки, которые не только вносят разнообразие в детские игры в зимний период, но и развивают у детей трудовые навыки, инженерные способности.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию конструктивных способностей детей в играх со снегом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.

При сооружении построек руководствовалась следующими критериями:

- постройки должны способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей;

- быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;

- соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей.

Цель: формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со снегом.

Были определены следующие задачи:

  1. Расширять представления детей о свойствах снега  
  2. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению.
  3. Познакомить детей с различными техниками конструирования из снега, создать интерес к данному виду деятельности.
  4. Развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память.
  5. Совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность.
  6. Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктов своей конструктивной деятельности и постройкам других.
  7. Привить навык коллективной работы.

Для решения поставленных задач мною были выделены такие виды конструирования:

  1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, рисунок, план).

Детям были предложены образцы построек и показаны способы их воспроизведения. Таким образом, была обеспечена прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. В процессе использования образцов, дети узнали о свойствах  строительного материала (снега), овладели техникой возведения снежных построек (учились выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, используя различные техники).

  1.    Конструирование по условиям. Не давая детям образцов постройки, рисунков и способов её возведения, определяли лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

  1.   Конструирование по замыслу.  Здесь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Успешность конструирования зависит от уровня мышления и восприятия. Чтобы возвести снежную конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части – детали, оценить их размер, пространственное расположение, выбрать более подходящую технику.

При строительстве снежных композиций были использованы такие техники конструирования, как:

-  катание;

-  накладывание;

-  формование;

-  резьба;

-  преобразование;

-  налипание;

-  цветные пакеты;

-  снежное тесто;

-  каркас.

Техника: КАТАНИЕ

Этот способ чаще всего используют дети. Он простой и доступный. Отлично работает, когда снег максимально влажный – сделаешь маленький комок, прокатишь его несколько раз в разных направления и вот уже готово основание, к примеру, для снеговика.

        Основу технологии создания «Снеговика» либо «Крепости», составляет изготовление шаров разных размеров. Их укладывают друг на друга, а образующиеся пустоты или заполняются «снежным тестом», или излишками снега, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой. В результате постройка получается достаточно прочной. Недостаток технологии в том, что шары скатываются только в оттепель, когда снег липкий.

Вместо них можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур, но чтобы придать такой постройке эстетичный вид, потребуется много времени. На основе данной технологии можно создать длинные вытянутые фигуры, например змей, щупальца осьминога, различные лабиринты.

Техника: НАКЛАДЫВАНИЕ

Это тоже один из популярных способов создания фигур из снега. Если  погода морозная, снег в таком случае бывает рассыпчатый и лёгкий. Можно сгребать  снег  в  кучи.  В  кучах  от  воздействия  перепадов  температур он будет  утрамбовываться, слёживаться. А затем придать форму будущей фигуре отсекая все лишнее. Мы же немного ускорили процесс слёживания снега, периодически опрыскивая его слои водой. 

Техника: ФОРМОВАНИЕ

Используют формочки и формы разного и размера. Все так же, как и при лепке из песка. Необходимо лопаткой или руками сложить снег в форму, утрамбовать, затем перевернуть и постучать, чтобы  снег отстал от краев. Формование позволяет собирать из снега башни и замки.

Мы таким способом выложили печь к сказке «Колобок».

Техника: РЕЗЬБА

Этот метод лучше всего подходит для старого снега, который успел затвердеть в течение нескольких дней. Нужны инструменты: плоские, широкие и твердые лопатки. С их помощью можно вырезать фигуру. Если нет лопатки, в дело может пойти и обычная ложка.

Техника: НАЛИПАНИЕ

Налипание снега на дерево или плоскую поверхность является одним из техник лепки. Таким образом, можно создавать фигурки, которые словно ползут, забираются или спускаются. Выглядит забавно и занятно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦВЕТНЫХ  ПАКЕТОВ

Когда снег рыхлый и совсем не лепиться, а построить что-то очень хочется, в этом случае можно использовать яркие цветные пакеты. Мы использовали цветные пакеты для мусора.

Предварительно мы продумали, что мы будем конструировать, в каком месте. Из картона были вырезаны лица персонажей. А для украшения использовали ткань (шарфы) и др. За одну прогулку у нас на участке была создана целая сказка.

Техника: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных  конструкций, например металлических дуг. Используя эту технику, у детей развивается воображение, творческое мышление.

Техника: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРКАСА

В феврале 2022 года в рамках участия во Всероссийском конкурсе на лучший «Снежный городок Эколят», на нашем участке был построен данный городок.

Работа предстояла серьёзная. Дети предложили соорудить различные снежные постройки. Все конструкции из снега решили объединить единым сюжетом. Выбрали место для постройки, расчистили снег, учитывая пожелания детей, начертили схему будущего городка. Всё бы ничего, но тут возникла проблема: а снег то - не лепится. Проведя опыт с сухим снегом, выявили, как сделать его влажным. Для  того чтобы постройка была более прочной, было принято решение использовать каркас.

В возведённый каркас насыпали снег, трамбовали, проливали водой.

При строительстве городка мы использовали несколько техник. После того, как был снят каркас, приступили к доработке разных деталей. Были прорезаны в стенах отверстия-арки, сделаны окошки, на крыше одного из домиков появились снегири. Самое сложное было сделать человечков Эколят.

Техника: СНЕЖНОЕ ТЕСТО

Так как снег был «сухим», неподдающимся лепке, мы решили использовать «Снежное тесто». Лепили фигуры и детали фигур очень быстро, так как работать приходилось в мороз и тесто быстро схватывалось.

Рецепт снежного теста прост. В ёмкость со снегом я добавляла воду и размешивала до нужной консистенции в зависимости от того, какую деталь планировалось сделать.

В строительстве Снежного городка принимали участие дети, родители и сотрудники детского сада. После того, как городок был возведён, его предстояло украсить. Разведённые в воде краски наносились с пульверизатора или кисточками.

Лучше  использовать краски акварель, так как гуашевые краски окрашивают одежду детей, и весной оседает порошком на землю.

Кроме того, снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок, можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка.

Наш городок посещали дети всех возрастных групп, так как все постройки безопасны, интересны для детей дошкольного возраста. А вылепленные из снега друзья природы создали для детей настоящую исследовательскую лабораторию, в которой можно проводить разнообразную работу с дошкольниками в зависимости от их возрастных особенностей в процессе наблюдения за объектами неживой и живой природы.

Результативность.

Оценивая результаты проведенной работы, могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников:

− у детей сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

− развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем;

− дети овладели умением работать в конструировании из снега по условиям, темам, замыслу; а так же приемами индивидуального и совместного конструирования;

− дошкольники обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

− способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.

Подводя итоги, становится понятно, что использование данных техник  конструирования из снега способствует развитию исследовательской, творческой активности, умению наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий, экспериментировать – а, значит, способствует формированию и развитию предпосылок инженерного мышления детей.

                 Творческое конструирование из снега создает условия для ранней профориентации, формирования престижа профессии инженера,  приобщает детей к миру художественного изобретательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...

Актуальность развития конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Конструктивная деятельность в детском саду  способствует качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и сформирует интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего ...