Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительного к школе возраста с нарушением зрения по теме "Город Санкт Петербург"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Северова Елена Сергеевна

Конспект разработан для детей подготовительного возраста с учетом зрительных диагнозов (этапы - диплоптика и стереоптика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spb_konspekt_dlya_n.s.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного занятия

Предмет, группа

Подготовительная группа детского сада

Продолжительность

30 минут.

Краткая характеристика контингента

Дети с амблиопией, косоглазием, слабовидением

Педагог

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Северова Елена Сергеевна

Тема занятия

«Путешествие с котом Елисеем по улицам нашего города»

Тип занятия

Подгрупповое занятие

Аннотация

Данное занятие по развитию глубины пространства разработано для детей подготовительной к школе группы с применением мультимедийного оборудования, с целью развития нестереоскопических способов восприятия глубины пространства, и закрепления умения ориентироваться в большом и малом пространстве посредством игры-путешествия.

Цель занятия

Развитие нестереоскопических способов восприятия глубины пространства

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

•        Расширение представлений детей о достопримечательностях родного города через использование игровой, творческой деятельности;

•        Закрепление умения использовать в речи пространственную терминологию (предлоги и наречия);

•        Активизация пассивного и активного словаря детей.

  • Развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаз, активизация дивергенции и конвергенции;
  • Развитие восприятия глубины пространства;

• Закрепление умения работать в клеточном поле и ориентироваться на карте с использованием схемы;

  • Развитие пространственного мышления;
  • Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания;

•  Развитие зрительного и слухового восприятия;

  • Развитие целостности восприятия;
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

Актуальность использования специальных средств и приемов обучения

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у детей с нарушением зрения    имеются большие трудности в развитии глубины пространства, поскольку у них нарушено бинокулярное зрение.

Виды используемых на занятии специальных средств и приемов обучения

Словесные, наглядные, практические, игровые методы;

Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы;

Технологии

Педагогические технологии: игровая; моделирование; коммуникативная;

Технология обучения на основе опорных сигналов;

Здоровьесберегающая технология;

Компьютерная технология;

Актуальность использования средств ИКТ

Актуальность использования в коррекционной работе ИКТ предотвращает утомление, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска

Список использованных интернет-источников:

•        Блинова Наталья Анатольевна.

«Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет»;

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-komunikativnye-igry-dlja-detei-5-7-let.html

•        Дорохова Оксана Геннадьевна.

«Физкультминутки для снятия зрительного утомления»;

https://multiurok.ru/index.php/files/fizkultminutki-dlia-sniatiia-zritelnogo-utomleniia.html

•        Никонова Е.А «Первые прогулки по Петербургу». Учебное пособие.

- СПб.: «Паритет», 2016

Этапы (содержание)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Герой – помощник для создания игровой ситуации.

Введение в ситуацию

коммуникативная игра «Пожатие», «Передай улыбку».

Совершенствовать коммуникативные навыки детей. Достичь взаимопонимания и сплоченности детей.

Педагог предлагает поприветствовать друг друга. Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Дети встают в круг, держась за руки. Передают улыбку и рукопожатие друг другу.

Д/игра «Симметричный градиент»

Закреплять умение собирать целое из частей с помощью симметричного градиента. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы.

Ребята - гость, который пришел и ожидает встречи, подсказку спрятал в этом задании.  Как вы думаете, что здесь нужно сделать?

Дети собирают из частей целое, вырисовывается контур кота (симметричный градиент)

Звучит  музыка, привлекая внимание к экрану. На экране появляется картинка с изображением памятника коту Елисею. Превращается в говорящего кота.

Елисей: Мяу, приветствую вас дорогие ребята, я хранитель города. Много гулял по улицам и составил свои маршруты. Предлагаю пройтись по ним и узнать достопримечательности. Внимательно изучите схемы своих маршрутов, чтобы не сбиться с пути.

Д/игра «Пройди по схеме»

Закреплять умение читать и следовать карточке - схеме с символами «отрицания»

Педагог предлагает детям карточки-схемы.

Дети по очереди проходят каждый свой путь, проговаривая и следя указкой.

Дети возвращаются к экрану.

Елисей: В городе легко потеряться, чтобы этого не случилось надо уметь ориентироваться. Давайте попробуем. Встаньте рядом со стрелкой, по указанному направлению.

Д\игра

 «Определи, где находятся достопримечательности»

Развивать умение ориентироваться в пространстве по направлениям от себя.

Педагог предлагает встать на точки по указанному направлению.

Дети по очереди определяют нахождение достопримечательности относительно себя (впереди-справа, сзади, ...)

Дети возвращаются к экрану.

Елисей: Городу Санкт Петербургу 318 лет, дома старые и рушатся. Требуется реставрация. Определите, пожалуйста, сколько не хватает кирпичиков в стене?

Д/игра «Кирпичики»

Развивать зрительный глазомер, пространственное мышление.

Педагог предлагает детям посчитать, у кого, сколько кирпичиков отсутствует и запомнить.

Дети считают, затем проверяют себя, заполняя стену не хватающими кирпичами.

Зрительная гимнастика

Упражнение для тренировки аккомодации глаза. Снятие зрительного утомления. Метка на стекле.

Педагог предлагает детям найти на стекле котика и встать напротив него.

Дети смотрят, переводя взгляд на котика, затем в даль 5-6 раз.

Дети возвращаются к экрану.

Елисей: Сейчас я достану свои записи и сравним.

Д/игра «Недорисованные цифры»

Закреплять умение ориентироваться в рядах и клетках. Развивать зрительное восприятие и узнавание цифр (зрительный гнозис).

Педагог предлагает вспомнить, у кого, сколько не хватало кирпичиков. Найти и назвать ее местонахождение

Дети вспоминают, сколько не хватало кирпичиков, узнают и говорят ее местонахождение в клеточном поле (ряды, клетки).

Дети возвращаются к экрану.

Елисей: Тут недавно гулял я по Малой Конюшенной, такой прекрасный вид. Предлагаю смоделировать городской пейзаж.

Д\игра «Моделирование по сюжетной картине»

Развивать восприятие глубины пространства. Совершенствовать умение выкладывать по величине.

Педагог предлагает рассмотреть картину, определить, что и как расположено, какого размера картинки на переднем плане, на заднем.

Дети работают в парах. Один ребенок выкладывает правую сторону картины, другой левую. Выкладывают от ближнего плана к дальнему, по величине.

Дети возвращаются к экрану.

Елисей: Прекрасные получились картины. Мне пора возвращаться, хочу вам на память оставить свое изображение. Найдите меня и раскрасьте. Мяу!

Творческое задание: «Контур  кота на зашумленном фоне»

Развивать зрительное восприятие.

Педагог раздает листочки с изображением  кота на зашумленном фоне и карандаши.

Дети находят кота на зашумленном фоне и раскрашивают.

Рефлексия: Ребята, какое задание было для вас самым трудным? А какое задание было  интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк

Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

план - конспект занятия "Полезные бумажки" для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения

Занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста...

Занятие для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения: «Космическое путешествие»..

Занятие для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения: «Космическое путешествие»....