Тематический план фонетических занятий для детей 4-летнего возраста
методическая разработка (логопедия, средняя группа) по теме

Для более удобного использования тематического плана фонетических занятий  с применением  специальной символики для детей 4-летнего возраста разработанный Т.А. Ткаченко, я систематизировала его дополнив:

  • Жестовыми символами согласных звуков.
  • Объяснением артикуляции звуков в игровой форме;
  • Специальными символами; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tematicheskiy_plan..doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план фонетических занятий

для детей 4-летнего возраста

Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

Специальный символ

Жестовый символ

Артикуляция звука в игровой форме

1. Звук А

Знакомство с понятиями «Слово», «Звук», выделение первого гласного звука в словах

Большой круг красного цвета

Не применяется

Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить

2. Звук У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)

Маленький круг красного цвета

Не применяется

Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма  напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить

3. Звук И

Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА)

Горизонтальная полоска  красного цвета

Не применяется

Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает полоску. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

4. Звук О

Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, кинО, давнО)

Овал вытянутый по вертикали красного цвета

Не применяется

Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает огурчик (овал). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

5. Звук Ы

Выделение последнего гласного звука в словах

Нижняя половинка круга красного цвета

Не применяется

Сердитый звук. Шея напрягается, становится твердой. Горлышко гудит (проверяем ,прикладывая руку), Воздух проходит через рот, воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

6. Звуки

А, У, И, О

Выделение ударного гласного звука в словах

                Символы звуков А, У,      И,О                                                                                    

7. Звук Ы

Определение первого  (А, У, И, О) и последнего гласного  звука (А, У, И, О, Ы) в словах

8. Звук М

Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)

Корова с рогами

Корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога)

Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, Нос сердится, «гудит» и Губы «гудят». Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами

9. Звук М

Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного ( МУ, МЫ)

10. Звук В

Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ)

Наклоняющееся дерево

Ветер воет, деревья качает (махи руками над головой)

Нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они вместе закрыли путь Воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя губа сердится и «гудит»

11Звук Н

Синтез и анализ слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН)

Девочка плачет

Девочка плачет (Ладони прижать к рукам)

Рот закрыт, губы не пускают Воздух, и язык поднят вверх, он тоже не хочет пропускать Воздух. Но Воздух нашел путь: он идет через Нос. Нос сердится и «гудит»

12. Звук Б

Закрепление полученных навыков

Колокол звенит

Колокол звенит (движения правой руки из стороны в сторону, как при ударах колокола)

Губы не хотят пускать Воздух, а Воздух все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, «бурчат», шлепают друг о дружку

13. Звук Б

Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

14. Звук П

Подбор слов с заданным звуком

Паравозик пыхтит

Паравозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками)

Губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, тихо «пыхтят», шлепают друг о дружку

15. Звук П

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП)

16. Звук Д

Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука  (Д)

Барабан гремит

Барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане)

Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам (альвеолам) за верхними Зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прерывается сквозь преграду, а Язык сердится и звонко стучит по бугоркам

17. Звук Т

Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ)

Молоточек стучит

Молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки)

Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прерывается сквозь преграду, а Язык сердится и тихо стучит по бугоркам

18. Звук Т

Закрепление полученных навыков

19. Звук Г

Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)

Гусь гогочет

Гусь гогочет  (руки назад как гусиные крылья)

Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся в глубь рта, прижался к «потолочку» (небу). Воздух прорывается сквозь преграду, иЯзык сердится, звонко стучит по «потолочку» своим «хвостом»

20. Звук К

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК)

Каблучки стучат

Каблучки стучат (указательные пальцы опустить в низ, попеременные движения кистями рук вверх-вниз)

Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся в глубь рта, прижался к «потолочку» (небу). Вохдух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, стучит по «потолочку» своим «хвостом»

21. Звук К

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ,КОМ)

22. Звук К

Закрепление полученных навыков

23. Звук К

Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)

24. Звук Ф

Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)

Фонтан шумит

Фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй)

Нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они не хотят пускать Воздух. Но Воздух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости

25. Звук Х

Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА)

Замерзшие руки

Греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу)

Язык не хочет пускать Воздух. Язык выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, поставил Воздуху преграду. Воздух прорвал преграду и греет всех вокруг, даже хмыкает от  радости

26. Звук С

Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУП, СОК, СУК, САМ)

Насос

Качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз)

Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прервал преграду и фырчит от радости

27. Звук С

Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, НОС, СОН, СЫН)

28. Звуки

А, О, У, И

Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки»

29.Звуки

Д, Т, В, С, Б

Синтез двусложных слов (ХАТА, ВАТА, СОВЫ, ДУБЫ). Закрепление полученных навыков

30. Звуки

П, Т, К, С, М

Синтез двусложных слов (МУКА, КОСЫ, СУПЫ). Закрепление полученных навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года...

Тематический годовой план логопедических занятий с детьми 5-летнего возраста (1-й год обучения, старшая группа для детей с ОНР)

Тематический годовой план логопедических занятий с детьми 5-летнего возраста(1-й год обучения, старшая группа для детей с ОНР)...

Тематический план интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей с использованием программно- аппаратного комплекса "Волна".

Тематический план интегрированных занятий для детей 5-7 лет.  №Программно-аппаратный комплекс «Волна»Занятия по РПС для детей 5-6 летФорма проведенияПримечание1 ДиагностикаД...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ (для детей подготовительной группы) НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Перспективный тематический план подгрупповых занятий представляет собой предварительную разработку основных лексических тем и направлений коррекционной деятельности учмтеля-логопеда и воспитанников, п...

Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая дизартрия

В основу занятия положен принцип  неразрывной  связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Ирина Аркадьевна! Очень понравился план с Вашими добавлениями. Жестовые символы очень помогают в запоминании материала.