Перспективный план логопедической работы в старшей группе с ОНР
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) по теме

 

Настоящий план составлен в соответствии с программой  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_onr._starshaya_gruppa.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

        

                                         «Согласованно»                                                                                                                                 «Утверждаю»

                                          Старший воспитатель                                                                                                                  Заведующий МДОУ

Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

2010 – 2011 учебный год

Учитель-логопед: Черкашина И.В.

.

Список детей:

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период — апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Детский сад

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Овощи

Формирование фонематического восприятия

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

Октябрь

Фрукты

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон»

Сад – огород

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа

Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

Грибы

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа  имен существительных в родительном падеже

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

Осень

Формирование фонематического восприятия

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Ноябрь

Перелетные птицы

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям

Лес

Формирование фонематического восприятия

Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

Игрушки

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

Одежда и обувь

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

Декабрь

Посуда

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Продукты питания

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса

Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам

Зима

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Новогодний праздник

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику

Январь

Зимующие птицы

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый».  Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Дом и его части

Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’]

Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа

Февраль

Мебель

Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’]

Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).

Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Транспорт

Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’]

Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать  имена существительные с глаголами. Учить подбирать  противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, дале ко — близко)

Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Части тела

Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’]

Преобразование  существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря

Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам

Март

Дикие животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме

Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как  зиму проводит»

Дикие и домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’]

Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти  и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы)

Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка»

Дикие животные холодных стран

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.

Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда

Дикие животные жарких стран

Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]

Выделение четвертого лишнего.  Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются

Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа.

Апрель

Профессии

Дифференциация звуков [с] и  [з]

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Наш город

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке»

Весна

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа о весне по  вопросам логопеда

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Составление  рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка»

Май

Хлеб

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

Лето

Дифференциация звуков [р] и [л]

Учить образовывать  и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени

Составление рассказа  «Лето красное пришло» по сюжетной картине

Список литературы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)

2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)

3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.:  Просвещение, 2008)

6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы в старшей группе

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН   логопедической работы в речевой группе с ОНР (Iгод обучения) в МДОУ «Детский сад №230» «Ромашка»   2008– 2009учебный год ...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе с ФФНР

В данном материале представлено перпективное планирование коррекционной работы  в старшей группе для детей с ффнр ....

перспективный план индивидуальной работы в старшей группе для детей с ОВЗ

Индивидальный план  коррекционно -развивающей работы на два месяца (сентябрь и октябрь)...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе

Коррекционная часть программы ДОУ для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа)...

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...


 

Комментарии

Спасибо, хороший план!
Рогалева Наталья Александровна

Спасибо, Ирина, хороший план