Логопедическое занятие по развитию речи для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

СТАРОДОМСКАЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

Логопедическое занятие по развитию речи

тема: «Весна».

Цель:

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно-ласкательной форме; образование относительных прилагательных; упражнять в подборе антонимов;

- работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко-буквенном анализе;

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование:

картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки, схема – описание «Времена года».

Предварительная работа:

наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию речи для детей с ОНР.

тема: «Весна». 

Цель: 

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно-ласкательной форме; образование относительных прилагательных; упражнять в подборе антонимов;

- работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко-буквенном анализе;

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Ход занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель: Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко) А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.) А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами. (Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Горина «Весна»).

Расправляют крылья ветерки и птицы,

Тёплыми лучами манит вышина.

Открывает сказки первые страницы

Добрая волшебница … (дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.
(Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Воспитатель говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Д/игра «Подбери словечко»).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина. Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Воспитатель просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

Воспитатель: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

Воспитатель: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. Закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, Воспитатель вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который Воспитатель передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? Подберите как можно больше слов – признаков.
(д: полянка - весенняя, солнечная, красивая, пёстрая…)
А какой вы видите ручеёк? (Д: быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий…)

И о весне тоже можно сказать много красивых слов. Какая весна?
(д: весна – ранняя, поздняя, тёплая, долгожданная, солнечная, звонкая, весёлая, цветущая, голосистая…т.д.) А какое весной небо? (д: небо – голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное… т.д).

Воспитатель: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

Воспитатель: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Воспитатель называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

Воспитатель: Поиграем в игру «Один – много». (Воспитатель называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа Р.п.)

Весной в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, почка, проталина, лужа, скворец, птица, цветы, ручей, капля, месяц).

А сколько на самом деле месяцев у весны? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, Воспитатель вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

(Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек»).

Воспитатель: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, Воспитатель следит за правильностью вдоха и выдоха).

Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

(Дальше Воспитатель упражняет детей в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; согласовании сущ. с числительными).

Воспитатель: Ребята, а про что можно сказать - весенний? (д: день, цветок, месяц, дождь, гром, лист) Давайте посчитаем до 5-ти весенний цветок (Дети считают: один весенний цветок, два весенних цветка, 3…,4…,5 весенних цветов. Также можно предложить посчитать другие словосочетания, выборочно).

Про что можно сказать весенняя? (Д: погода, пора, куртка, капель…т.д).

Про что можно сказать весеннее? (Д: небо, настроение, солнце…т.д).

Про что можно сказать весенние? (Д: дни, цветы, дожди, ручьи…т.д.)

Молодцы ребята, много слов вы подобрали, и считать вы тоже умеете.

Весной очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.
(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля».)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).

От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу» (образование относительных прилагательных. Воспитатель даёт пример: весна - весенний, далее дети повторяют по образцу):

весна – весенний март – мартовский

цветы – цветочный дождь – дождливый

тепло – тёплый трава – травяной

ветер – ветреный весело – весёлый

А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной. (Дети повторяют слова и выполняют движения).

К нам весна шагает быстрыми шагами - идут с высоким подниманием колен

И сугробы тают под её ногами – приседают

Чёрные проталины на полях видны – повороты туловища

Видно очень тёплые ноги у весны. – бег на носочках.
(Садятся на стульчики).

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали и запоминали о чём мы сегодня говорили, то сможете, составить предложения о весне. Перед вами схема, которая поможет вам составить предложения и ничего не забыть. (Воспитатель вывешивает схему. Дети составляют предложения, Воспитатель делает заключение)

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что у нас получился небольшой рассказ. Как мы можем его назвать? (Весна, Весенние признаки, Природа весной… и т.д). А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

(Воспитатель читает рассказ «Наступила весна»).

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!». (Далее проводится беседа.)

Правильно ли вели себя ребята в лесу?

Чего нельзя делать в лесу?

Какой вред они нанесли окружающей среде?

Можно ли так поступать? (Ответы детей)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы с О.Н.Р. Тема: "Осень".

Конспект интегрированного  логопедического занятия  по   развитию речи    для детей старшей группы с О.Н.Р....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей 2,5 лет.

Тема занятия: «Домашние животные. Собака».Цель занятия: познакомить детей с игрушечной собакой.Задачи занятия: знакомство с игрушечной собачкой;уточнить знания о величине собак;форми...

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей 6 - 7 лет с ОНР Тема « ПОСУДА». Учитель - логопед: Бичёва Ирина Александровна 2021г

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной логопедической  группы по лексической теме "Посуда"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи у детей средней группы с ОНР. ТЕМА: «Домашние животные».

Занятие подготовлено для детей средней группы с ОНР. Проводя данное занятие, мы обогащаем словарь по теме "Домашние животные", формируем грамматический строй речи, развиваем связную речь, об...

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи".

Цель конспекта - обогатить словарный запас по данной теме, развить навыки связной речи, совершенствовать внимание, память, мышление, речевой слух. Учитывая индивидуальные особенности детей, конспект з...

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей раннего дошкольного возраста с ЗРР Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».

Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».Цели:Активизировать и обогатить словарный запас по теме; расширить представление о домашних животных и птицах;Способствовать активизации речи ...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей 6-7 лет с ОНР.Тема занятия: «Транспорт».Цель занятия: закрепление знаний детей о транспорте, его видах.Задачи занят...