Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Акулинина Людмила Владимировна

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц» - 2 занятия + домашнее задание для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otlyot_ptits.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.)

«Отлёт птиц».

Цель: Обогащать и активизировать словарь по данной лексической теме, развивать связную речь.

Задачи: 1. Развивать умение составлять простые и сложные предложения.

2. Формировать грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных), закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными.

3. Развивать внимание, память, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к птицам, адекватное отношение к дефекту, умение слушать и слышать.

Материалы: картинки с изображением перелётных птиц, счётные палочки, цифры – 1,2,3.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад

На дорожках ворохи пёстрые лежат

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осенью).

Сейчас мы с вами окажемся в лесу, закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе  произнесем  волшебные слова «ФУУУУХ» (дети имитируют движения крыльев) – в это время на доску выставляю картинки с перелётными птицами. Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? (птиц). Где живут птицы? (птицы живут в гнёздах).  Что птицы делают осенью? (птицы улетают в тёплые края).  Как мы назовём тех птиц, которые улетают от нас  в октябре в тёплые края? (перелётные).  Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно. Как могут лететь птицы? – клином, стаей, стадом, вереницей, цепочкой, косяками…

  1. «Назови птиц» - рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, дети их называют.
  2. «Чем отличаются?» - внимательно посмотрите на картинки и ответьте на вопрос, в чём отличие одной птицы от другой – у грача большой, мощный клюв, у ласточки хвост вилочкой….и т.д.
  3. Игра «Назови части тела птицы».

Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова.  У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

  1. Игра «Назови ласково».- сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково. Голова- головка,  хвост-хвостик . Лапы-лапки,  клюв-клювик. Крыло-крылышко,  перо-перышко.
  2. Игра «Сколько птичек улетело?» (цифры 1, 2, 3)

Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело?» Ответьте полным предложением -  ( «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».  «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач»)…и т.д.

  1. Упражнение «Скажи одним словом» Дети стоят в кругу,  бросаю  мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
  2. Пальчиковая гимнастика.  Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

  1. Оценка и итог занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Закрепление названий перелётных птиц, почему они так называются – перелётные?
  2. Игра «Назови птиц ласково» - Скворец – скворушка, соловей – соловушка…
  3. Пальчиковая игра «Птички» Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)
  4. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;
  5. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам). Одна утка, две утки,…, пять уток.

 Одна утка, две утки,…, пять уток.

 Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.

 Одна птица, две птицы,…, пять птиц.

 Один аист, два аиста,…, пять аистов.

 Один гусь, два гуся,…, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.)

«Отлёт птиц».

Цель: Закреплять представления детей о перелетных птицах. Развивать связную речь.

Задачи: 1. Продолжать учить детей составлять и отвечать на вопросы правильными предложениями, согласовывая все части речи между собой.

2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

3. Учить образовывать множественное число существительных.

4. Развивать координацию речи с движением,  развивать мелкую моторику,  развивать слуховое внимание.

5. Воспитывать активность на занятии, усидчивость, интерес к занятию.

Материалы: картинки перелётных птиц.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:  Показ детям картинок перелётных птиц, кто называет правильно, садится на место.
  2. Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы).  Почему мы называем птиц перелетными?  Почему они улетают в теплые края?
  3. Игра “Один- много”-  Кукушка – кукушки, журавль - журавли, скворец - скворцы, соловей - соловьи, жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,  грач - грачи, утка - утки,  ласточка – ласточки, грачонок – грачата,  аист – аисты гусенок – гусята.
  4. Игра “Кто как голос подает”.

 Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

  1.  Игра “У кого кто”.  У кукушки – кукушонок, кукушата.  У журавля - журавленок, журавлята.  У скворца - скворчонок, скворчата.  У лебедя - лебеденок, лебедята.  У грача - грачонок, грачата.  У утки - утенок, утята.  У аиста – аистенок, аистята.  У гуся – гусенок, гусята.
  2. Физкультминутка “Журавли учатся летать”

 Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и  поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

7.  Игра «Нелепицы»:

 - Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

 Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

 Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

 Скворец живёт в будке.

8. Скажите, пожалуйста, а куда же все-  таки улетают птицы на зиму?  В теплые страны, в Африку…(предположения детей; подвести их к пониманию того, что птицы зимуют в каких-то конкретных уголках Земли – в Индии, в Африке, на побережье Средиземного моря). Ребята, весной мы ждем прилета птиц. А как вы думаете, на юге, в теплых странах, в Африке, например, люди ждут их? Почему? (Птицы красивые, ими можно любоваться, они радуют людей своим пением, помогают спасать урожай…  

- Правильно, птицы помогают людям сохранить  урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением и т.д.  

9. Итог и оценка занятия - Подведем итог сегодняшнего занятия. Понравилось вам занятие? Почему? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей).

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Чтение, ответы на вопросы по содержанию  и пересказ рассказа В.А. Сухомлинского  «Стыдно перед соловушкой» (индив. или по ролям).

Домашнее задание по теме «Отлёт птиц».

  1. Закрепить названия перелётных птиц, когда и куда они улетают и почему называют – «перелётные».
  2. Игра «Назови части тела птицы». Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова.  У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

  1. Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует                         ласточка –                                             скворец –

журавль –                                          утка –                                                    гусь –

  1. Что могут делать птицы? (подобрать как можно больше слов – действий).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Игра “У кого кто”.

 У кукушки – кукушонок, кукушата.

 У журавля -

 У скворца -

 У лебедя -

 У грача -

 У утки -

 У аиста –

 У гуся –

  1. Игра “Чей, чья, чье?”

 Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.

 Голова (чья?) -

 Гнездо (чьё?) –

  1. Д.И. «Какая стая?»

- Стая  уток (какая стая?) – утиная

журавлей –

лебедей –

гусей –

  1. Выучить стихотворение:

Чтоб от вредных насекомых.

 Сады цветущие не гибли зря.

 Всегда, в любое время года

 Берегите, всяких птиц, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда".

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда"....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды» - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...