Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Полухина Елена Валентиновна

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Творительный падеж множественного числа имен существительных.

Лексическая тема: «День защитника Отечества. Виды войск»

Цель: учить образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

Задачи:

Образовательная:

- развитие умения употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом;

- закрепление навыков согласования числительных с существительными;

- закрепление навыков употребления антонимов.

Коррекционно-развивающие:

- активизация и обогащение словарного запаса по теме «День защитника Отечества. Виды войск»;

- развитие умения отвечать на вопросы  полным предложением;

- развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения;

- развитие мышления, слухового восприятия, внимания.

Воспитательная:

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание у детей самоконтроля за собственной речью.

Ход занятия:

I. Изучение новой темы.

1. Беседа по теме:

-Ребята, а вы знаете какой приближается праздник?

- Как называется наше Отечество, наша Родина?

- Кто такие защитники Отечества?

- От кого солдаты защищают наше Отечество?

- Кого поздравляют в День защитников Отечества?

- А какие виды войск вы знаете?

2. Игра: «Кем хотят стать мальчики?»

- Кем станут мальчики, если они хотят:

охранять границу — пограничниками

плавать на корабле — моряками

летать на самолёте — лётчиками

плавать на подводной лодке — подводниками

управлять танком — танкистами

запускать ракеты — ракетчиками

летать на вертолёте — вертолётчиками

прыгать с парашютом — парашютистами

разведывать обстановку — разведчиками

служить в армии — солдатами

3. Игра "1-2-5"

Пограничник – пограничника – пограничников.

Лётчик....

Вертолётчик.....

Танкист....

Моряк.....

Десантник....

Подводник....

Ракетчик.....

Парашютист...

Разведчик....

4. Игра "Кем или чем управляют?"

- Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, чем или кем управляют эти люди, и возвращаете мяч.

-Летчики управляют чем? ...(самолетами)

- Капитаны военного корабля управляют чем? ... (кораблями)

-Танкисты управляют чем? ...(танками)

- Подводники управляют чем? ... (подводными лодками)

-Парашютисты управляют чем? (парашютами)

- Вертолетчики управляют чем? ... (вертолетами)

- Летчики истребители управляют чем? … (истребителями)

- Генерал управляет кем? ... (солдатами)

- Ракетчики управляют чем? … (ракетами)

5. Физминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу,

Три, четыре – тверже шаг.

6.Игра "Наоборот".

-Ребята я вам буду называть слова, а вы мне будете говорить слова "наоборот".

Солдат защищает, а враг ... (нападает)

Корабль плавает по воде, а самолёт летит в ... (воздухе)

Вертолёт взлетает, а подводная лодка ... (погружается)

Солдат смелый, а предатель … (трусливый)

Самолет летит высоко, а вертолет … (низко)

Пули из ружья вылетают редко, а из автомата … (часто)

Пистолет легкий, а пулемет … (тяжелый)

Сильный, а наоборот … (слабый)

Близко, а наоборот … (далеко)

7. -Ребята сейчас я вам назову слова. Составьте из них предложение.

- Прыгать, с, парашютисты парашюты. (Парашютисты прыгают с парашютами).

-Докажите, что вы составили предложение. (Предложение состоит из слов. Слова в предложении  согласуются)

-Давайте составим схему предложения.

-Как обозначается предложение?

-С какой буквы начинаем писать  предложение? Что ставим в конце предложения?

-Посчитайте количество слов в предложении?

- Назовите первое слово в предложении.

-С какой буквы мы пишем первое слово?

-Как обозначим первое слово в предложении? (полоской с уголком)

- Назовите второе слово в предложении. Как его обозначим (полоской)

- Назовите третье слово в предложении.

-Как обозначаем маленькое слова предлог? (короткой красной полоской)

- Назовите четвертое слово в предложении.

-Как его обозначим? (полоской)

- Что мы ставим в конце предложения?

II. Закрепление

Ребята, вы молодцы. Работали сегодня хорошо. Давайте выполним упражнение “Исправь ошибку” и посмотрим все ли вы запомнили.

-Послушайте предложения. В них допущены ошибки. Ваша задача их исправить и произнести предложение правильно.

Корабль служат на моряках.

Вертолеты управляют вертолетчиками.

Снаряды стреляют артиллеристами.

Моря плавают в подводных лодках.

Собаки защищают Родину с пограничниками.

Снаряды стреляют пушками.

Пули стреляют пистолетами.

Танк управляет танкистами.

Солдат командует генералами.

Итог занятия:

-Ребята о чём мы сегодня с вами говорили?

-Какие задания выполняли?

-Какие вам понравились, какие вызвали затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Образование множественного числа имен существительных

В большинстве случаев дети легко усваивают наиболее часто употребляемые во множественном числе окончания имен существительных -Ы-, -И-. Основную трудность для них, как правило, представляют значительн...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

«Один - много-нет» (игрушки) (родительный падеж единственного и множественного числа имен существительных)

Цель:    упражнять в образовании существительных в родительном падеже единственного и множественного числа  на материале лексических тем «Детский сад», «Игрушки&r...

«Самолёт построим сами» (беседа по сюжетной картине, множественное число имен существительных).

«Самолёт построим сами» (беседа по сюжетной картине, множественное число имен существительных)....

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема занятия: «Одежда. Образование и употребление множественного числа имен существительных в Именительном падеже»

Цель: освоение способа образования множественного числа имен существительных по теме «Одежда» в Именительном падеже....