Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Звуки [с] и [с’]. Профессии».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сокова Елизавета Васильевна

Данный материал адресован учителям-логопедам для проведения НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_i_s._professii.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе:

«Звуки [с] и [с’]. Профессии».

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • учить детей различать звуки [с] и [с’];
  • учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • продолжать  обучать детей  звуковому анализу слов;
  • учить называть и различать профессии по месту работы или роду занятия.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложение.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки на звуки [с] и [с’], предметные и сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов, зеркала, цветные камешки, напечатанная на листе A3 буква С по количеству детей, флажки синего и зеленого цветов, кубики с предметными картинками на звуки [с] и [с’], фишки для составления звуковых схем слогов и слов, вагончики для составления схемы предложения.

Предварительная работа: знакомство с различными профессиями людей и необходимыми для работы инструментами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1. Игра «Послушай внимательно, исправишь обязательно»

- Сядет тот, кто правильно скажет предложение.

Водитель управляет самолетом.  (Пилот управляет самолетом)

Тракторист учит детей. (Учитель учит детей)

Повар приготовил вкусный зуб. (Повар приготовил вкусный суп)

К больному пришел грач. (К больному пришёл врач)

Садовник поливает цветы из линейки. (Садовник поливает цветы из лейки)

Водитель сидит за кулем. (Водитель сидит за рулем)

2. Развитие мелкой моторики.

Чтоб здоровыми мы были,

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Звуки все произносили,

Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть.

Кто заботится о нас?

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Логопеды, воспитатели, массажисты, медсестра и, конечно, доктора.

Н. Нищева

Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого.

3. Массаж лица.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело

И погладило…

Поглаживание.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На высоких парусах.

Волнообразные движения.

Стали пальчики плясать

Лобик, щёчки растирать.

Спиралевидные движения.

Поглаживание.

4. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 5. Работа над развитием речевого дыхания.

«Понюхаем цветок» - вдох через нос (плечи не поднимаются), выдох через рот. На выдохе произносим: «Ах, как пахнет!».

II. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Загадка.

Знает каждый в доме житель -

Этот дом возвёл ...

(Строитель.)

- Какой первый звук слышится во всех этих словах? (Звук [с].) Об этом звуке мы будем говорить сегодня на нашем занятии. На что похож звук сссс? (Вода в кране бежит.)

III. Ознакомление с новым материалом.

1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед выставляет на доске картинку-символ звука [с] (Мужчина поливает огород водой из шланга.)

Садовник Савелий полил огород,

Морковка на грядке быстрее растёт.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением их артикуляции в зеркале.

- Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что вы можете сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается за нижние зубы.) А теперь скажите, какой звук [с]? (Согласный, глухой, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета.)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука [с].

- Посмотрите! А на этой картинке (логопед выставляет на доску картинку-символ звука [с’]) маленькая струйка воды льется из крана, издавая звук сь-сь.

Семёнов Сергей кран в ванной чинил

И выключить воду случайно забыл.

Звук [с’] – это младший братец звука [с]. Посмотрите в зеркало, послушайте как он произносится. Что вы можете сказать о звуке [с’]? Какой он? (Согласный, глухой, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвет

2. Связь звуков и буквы.

-Звуки [с] и [с’] живут в одном домике – букве С.

Логопед показывает букву С.

Шёл конь, подковами звеня.

Как буква С, следы коня. Е. Тарлапан

3. Выкладывание цветными камешками буквы С по заранее приготовленному трафарету.

IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

1.Развитие фонематического слуха.

«Флажок»

У детей в руках флажки синего и зеленого цветов. Когда слышится звук [с], дети поднимают синий флажок, [с’]– зеленый. (Игра проводится на материале звуков, слогов, слов.)

«Строим дом»

На столе лежат кубики с наклеенными на них картинками со звуками [с] и [с’]. – А сейчас предлагаю поиграть в строителей. У меня на столе кубики с картинками на звуки [с] и [с’]. Например, в слове «сыр» какой звук – твёрдый или мягкий? Правильно. Поставим этот кубик возле карточки с твёрдым звуком. В слове «семь»? Его поставим возле карточки с мягким звуком.

А сейчас подойдите к столу, возьмите по кубику. Дети, у которых картинка со звуком [с] строят башню возле картинки с твёрдым звуком, у кого [с’]– возле мягкого.

2. Закрепление звуков в словах.

Звуковой анализ слов сок и Сима с выкладыванием графической схемы. Затем, совместно с логопедом, дети анализируют, сколько в этом слове гласных, согласных твердых, согласных мягких звуков.

3. Деление на слоги.

Деление хлопками на слоги слов сок, Сима. Логопед знакомит с правилом: «Сколько в слове гласных – столько и слогов».

4. Закрепление звука в предложении.

Составление предложения по картинке (Строитель строит дом). Выкладывание графической схемы (паровоз с вагонами). Увеличение количества слов в предложении за счет придумывания определений (поезд становится длиннее).

5. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Назови и расскажи» 

Дети по очереди достают из конверта картинки с изображением людей разных профессий и инструментов, необходимых в работе. Обводят те предметы, которые относятся к определенной профессии. Называют профессию, действие, необходимые для работы инструменты. (Это учитель, учитель учит. Для работы учителю необходимы книга, журнал, ручка.)

V. Подведение итогов организованного вида деятельности.

Вспомните профессии, о которых мы сегодня говорили на занятии? Кем бы вы хотели стать в будущем?  С какими звуками мы сегодня познакомились? Какие профессии начинаются на звуки? Что вызвало трудности? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звуки [а], [у], [и], [о]

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление  понятий  «слово», «звук». Обучение различению звуков [а], [у], [и] и [о] на слух и в произнесении. Выделение и определение в словах первого гл...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и буква И»

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и буква И»       Подготовила  учитель-логопед Кравченко Ю.В....